В Вильнюсе прошла литовская премьера документального фильма «Случайный президент» (The Accidental President), посвященного лидеру беларуских демократических сил Светлане Тихановской. Казалось, получится политический триллер, но вышла драма, в которой главная героиня предстает как человек, оказавшийся в непривычной для себя роли и испытывающий спектр сильнейших эмоций — от отчаяния до воодушевления, в окружении детей. После показа политик и авторы фильма ответили на некоторые вопросы.
«Тогда я ответил на ее вопрос, сколько мы собираемся вести съемки так: «Пока вы не вернетесь в Минск»»
Премьера состоялась во дворике бывшей Лукишской тюрьмы, которая теперь используется как площадка для культурных и развлекательных мероприятий. Это показалось очень символичным жестом: в антураже замкнутого пространства, колючей проволоки, зарешеченных окон кадры с протестов смотрелись особенно драматично.
На показ пришли несколько сотен человек, многие из которых были непосредственными участниками тех событий. В особо напряженные моменты не все могли сдержать эмоции:
— Да, на «Пушкинской» [около этой станции метро в Минске в первые дни протестов силовики действовали особенно жестоко] была жесть!
— Как вчера… Я не верю, что уже четыре года прошло.
— Это мы были в той колонне на самом большом воскресном марше.
В центре фильма — Светлана Тихановская, которая запечатлена в разных ситуациях. Использованы кадры из ее многочисленных интервью, но, пожалуй, главная ценность — закулисье, которое удалось зафиксировать авторам картины.
Хотя на тему беларуской революции снято множество документалок и, кажется, все детали давно известны, но в этом случае удалось раскрыть и более объемно подсветить моменты, которые ранее широко не освещались: разговор в Вильнюсе с правозащитником Алесем Беляцким, сорвавшуюся встречу в Варшаве с Джо Байденом, растерянность офиса после начала полномасштабной войны в Украине.
«Новая газета.Балтия»
После 2020 года ход времени значительно ускорился, и некоторые фрагменты фильма теперь кажутся устаревшими: Алесь Беляцкий был задержан, осужден и, уже находясь за решеткой, получил Нобелевскую премию мира. Россия начала несправедливую войну в Украине, повергнув мир в шок. Беларусы из геров мирных протестов одномоментно превратились в соагрессоров.
Было ощущение, что авторы фильма пытались нагнать события. Вот Роман Протасевич, задорно и с удовольствием на камеру комментирует движение колонны на мирном марше. А здесь он явно в подавленном состоянии после задержания в минском аэропорту. Этот мини-сюжет в фильме подытоживает встреча Светланы Тихановской с родителями блогера. Но ведь история продолжается — за это время экс-сотрудник Nexta разорвал отношения с Софьей Сапегой, которая была задержана вместе с ним в аэропорту, получил диплом сварщика третьего разряда и теперь обязан выплатить за «нанесение ущерба» беларускому режиму более 7 миллионов евро.
— Четыре года мы вели съемки, и продолжаем их вести, — рассказал один из авторов фильма, британский режиссер Майк Лернер. — Все началось с фотографии в лондонской газете, когда Светлана Тихановская проводила кампанию против Лукашенко. Я подумал, что если бы я был на его месте, то определенно испытывал бы беспокойство. Мы незамедлительно стали освещать беларуские выборы, а потом встретились в Вильнюсе, когда Светлана была вынуждена покинуть Беларусь. Тогда я ответил на ее вопрос, сколько мы собираемся вести съемки так: «Пока вы не вернетесь в Минск».
«Новая газета.Балтия»
«Люди не могут говорить открыто, но мы можем!»
Наиболее чувствительные и интересные эпизоды фильма касаются того, что обычно остается за кадром: обсуждение официальных заявлений политика, моменты слабости, реакция на неудачи.
— Они живут в другом мире, — растерянно говорит Светлана Тихановская после интервью в онлайн-формате.
В другом фрагменте она признается своему советнику Франаку Вечёрко, что устала и хочет сойти с дистанции. На это он твердо говорит: «Не получится».
Накануне начала большой войны в Украине лидер беларуских демократических сил спрашивает у другого оппозиционного политика, Павла Латушко, начнется ли война. Однако на следующий день становится очевидным, что массированные ракетные обстрелы и вторжение российских войск стали полной неожиданностью для офиса. Это также позволило увидеть, что Светлана Тихановская может быть раздраженной и требовательной.
Именно эта разность в поведенческих реакциях не может не подкупать. Женщина, которая никогда не думала и не хотела заниматься политикой, взвалила тяжкое бремя и переживает каждое испытание искренне, как это бы воспринимал обычный человек, а не лакированный образ, подготовленный по подсказке опытных политтехнологов.
На этом фоне нарезка официальных заявлений Александра Лукашенко выглядит особенно контрастно. Пропитанные человеконенавистничеством, жестокостью и лицемерием слова беларуского диктатора — это отсылка к тому, с чем пришлось столкнуться его оппонентам.
— Люди в Беларуси не могут проявлять солидарность, не могут поддержать Украину, — заявила во время сессии ответов и вопросов Светлана Тихановская. — За любое проявление поддержки их могут задержать и назначить срок. Причем это будет не 15 дней, а 15 лет. За донаты украинской армии или переводы в помощь беларуским политзаключенным присуждают огромные сроки. Люди не могут говорить открыто, но мы можем! Внутри страны сопротивление ушло в подполье, и мы знаем о небольших актах саботажа, нам передают информацию о происходящем. Это действительно требует храбрости, потому что за это в Беларуси также можно оказаться в тюрьме.
«Новая газета.Балтия»
«С одной стороны многое изменилось, а с другой кажется, что ничего не поменялось»
Чем ближе к концу фильма, тем более становятся очевидными преобразования, которые произошли с политиком. Сперва это был напуганный человек, который не ожидал столкнуться с чередой жестких вызовов, теперь же это волевая политическая фигура. Разница слишком очевидна, чтобы игнорировать этот безусловный прогресс.
— Беларусь — пример того, как как правительство само по себе стало источником коррупции, и как борьба за демократию тесно связана с борьбой против коррупции, — отметил после премьеры фильма Франак Вечёрко, советник Светланы Тихановской. — Режим Лукашенко коррумпирован не только политически, но и экономически. А журналисты-расследователи раскрывают схемы, как он пытается обойти санкции. Беларусь это не только про борьбу против Лукашенко, но также про ценности — права человека, справедливость, мир, достоинство.
Эту же мысль поддержал автор фильма Майк Лернер: «Коррупция — это то, что поддерживает тиранию. На финансирование силовиков им нужны деньги, а их получают благодаря коррупции. Я верю, что тирании падут, и мы все должны сыграть в этом большую роль».
— С одной стороны многое изменилось, а с другой — кажется, что ничего не поменялось, — призналась в завершение Светлана Тихановская. — Нам удалось показать миру, что есть две Беларуси. Одна — маленькая, лукашенковская, позволившая Путину использовать нашу территорию для нападения на Украину. Другая — большая, чудесная, демократическая, которая хочет вернуться в семью европейских стран. Наши цели остались прежними: провести свободные и честные выборы, освободить всех политзаключенных, восстановить справедливость и законность. Это можно достичь за счет политической и дипломатической изоляции режима, введения против него санкций. Не менее важно сохранить людей, гражданское общество, правозащитников, независимую журналистику.
«Новая газета.Балтия»