logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Было такое чувство, что о тебе заботятся»

Что говорят украинцы в Эстонии об отмене льгот на транспорт

«Было такое чувство, что о тебе заботятся»

Иллюстративное фото

Право на бесплатный проезд украинских беженцев на поездах и автобусах уездных линий, установленное Транспортным департаментом Эстонии в марте 2022 года, отменяется. Министр по делам регионов Пирет Хартман заявила, что украинским беженцам уже не нужны льготы, введенные для адаптации в Эстонии. «Сегодняшняя договоренность заключается в том, чтобы к украинцам применялись те же правила, что и к гражданам Эстонии», — отметила Хартман в комментарии СМИ.

Мы поговорили с украинцами, живущими в разных городах Эстонии, о том, как на них повлияла отмена бесплатного проезда, как выглядит сейчас льготный режим, и как проходит их адаптация в стране.

Татьяна Соколова, г. Йыхви:

— Это (отмена льготного проезда — прим.) очень коснулось и меня, и всех украинцев, которые живут в городе Йыхви. О других не знаю, но думаю, что их тоже, потому что это была огромная помощь как материальная, так и моральная. Было такое чувство, что о тебе заботятся, тебя поддерживают, потому что люди, которые убежали сюда от войны, в основном имеют небольшой достаток.

Вот лично моя история: когда я приехала в Эстонию из Мариуполя, у меня был очень болен муж. Очень часто мы ездили в Тарту, где находится Институт сердца. И вот уже почти два года мы ездим туда на прием к специалистам. После того, как ему поставили кардиостимулятор, мы там наблюдаемся, если его что-то беспокоит, есть какие-то отклонения, мы едем на консультацию. Ехать от Йыхви до Тарту нужно с двумя пересадками. По деньгам это много.

И вообще — допустим, ты живешь в городе, где проблема с узкими специалистами. Не все узкие специалисты, которые нужны человеку, который приехал из Украины, находятся в том городе, где ты живешь. Если они где-то в Котхла-Ярве или в другом городе, тебе нужно туда добраться на транспорте.

Украинцы, которые живут в Йыхви, в большинстве своем встречаются где-то в социальных службах, знакомятся, объединяются, помогают друг другу, в том числе информацией. От знакомых можно получить информацию о докторе, который живет где-то в маленьком поселочке и сочувствует Украине, хочет чем-то помочь. Он делает большие скидки, например, на стоматологию, но в этот поселочек еще нужно добраться.

Иллюстративное фото

Иллюстративное фото

Или, допустим, та же стрижка и покраска волос, которая необходима каждой женщине. В большом городе в парикмахерской это стоит пятьдесят евро, а если человек едет куда-то в маленький город, там может работать украинский или сочувствующий Украине, он сделает скидку. Ну то есть люди приспособились, они как-то выживают. Это вроде бытовые мелочи, но они важны.

В Кохтла-Ярве есть сообщество украинцев, которые организовывают раз в неделю или раз в две недели общий сбор. Люди собираются, пьют чай, разговаривают, пытаются как-то друг друга реабилитировать морально. Это жизнь, и это очень важно. Теперь, наверное, это будет сделать невозможно, потому что в основном эти люди не имеют больших заработков, а это общение было им очень нужно.

Сейчас еще появилась большая проблема. Многие женщины, встречаясь в социальных службах, говорят о том, что они не получили защиту вовремя. Защита дается на год. Они обратились в департамент полиции за три месяца до того, как истекает срок, чтобы продлить защиту. И вот что-то произошло, и теперь целый месяц им приходится ждать.

Если раньше все было очень быстро, очень вовремя, то сейчас люди ждут месяц и больше, а в этот месяц они не могут оплатить квартиру, коммунальные услуги, потому что деньги не выплачиваются, если у тебя нет защиты. Они также не могут обратиться к врачу. И это очень массово, не то что один или два случая. Когда они пытаются узнать, в чем причина, в департаменте полиции им говорят — вас очень много, мы не успеваем, ждите. Такая проблема есть, и это, конечно, очень огорчает, как и отмена бесплатного проезда.

После начала войны каждый украинец мог получить доступ к семейному врачу. Это важная медицинская помощь, потому что, в основном, приехали люди, которые прошли жесткую мясорубку в Украине, и все заболевания, которые у них были, все слабые места в организме начали вылазить. Появилось очень много гипертоников, людей, больных сердечными заболеваниями. А война же не закончилась. Вот так и продолжают люди жить в стрессе.

Иллюстративное фото

Иллюстративное фото

Далеко не все украинцы нашли здесь работу. Скорее это очень небольшой процент, потому что, если даже человек имеет квалификацию, он очень хороший специалист, ему нужно обязательно знать язык. А углубленно выучить эстонский язык, думаю, за год невозможно, учитывая особенности языка. Надо учесть и возраст людей, которые сюда попали. Поэтому люди пытаются устраиваться на работу, но в основном это работа неквалифицированная. Это сложная, тяжелая работа.

Поэтому, конечно, далеко не все смогли адаптироваться. Есть еще разные категории украинцев. Есть украинцы, которые выехали из того места Украины, которое контролируется Украиной, а есть люди, которые вырвались, как из огня. И у них абсолютно ничего не было с собой. Они не смогли взять с собой что-то, даже если это что-то у них оставалось. Я знаю людей, которые приехали шлепанцах, в спортивном костюме. И у них ничего нет — город оккупирован, все сгорело, все пропало.

С другой стороны, мы благодарны Эстонии, что она нас приютила. Я сама медик, и я вижу, что здесь очень хороший уровень медицины, очень хорошее отношение. Нам очень хотелось бы, чтобы эта возможность сохранилась, потому что хороших специалистов в любой стране не очень много.

Виктория М., г. Таллинн:

— Я с самого начала не пользовалась никакими льготами, кроме бесплатного проезда. Один раз я получила пособие в 150 евро, когда только приехала, и все. Ни на какие компенсации, ни какие льготы я не подавала. Пока у меня не было машины, бесплатный проезд в транспорте был для меня актуальным. Но потом я устроилась работать курьером и купила машину, так что отмену льгот на проезд я на себе никак не ощутила.

Kevin.B/wikimedia.org

Kevin.B/wikimedia.org

Я живу в Таллинне в общежитии. Это получается дешевле, чем снимать квартиру. Живешь один в комнате, общие на этаже душ, туалет и кухня, в принципе условия комфортные, ремонт 2019 года. Хорошо, что есть такая возможность там жить. Но я бы не сказала, что это именно льгота для украинцев — общежитие не только для украинцев, там эстонцы тоже живут. Условия для всех одинаковые, и оплата для нас точно такая же, как и для эстонцев.

Анна Михайленко, г. Таллинн:

— Меня это касается напрямую. Я работаю горничной в Таллинне, а живу в пригороде и уездным автобусом пользуюсь каждый день. Очень жаль, что те, кто решил отменить бесплатный проезд для украинцев, не подумали о том, что многим приходится работать в Эстонии на неквалифицированной и малооплачиваемой работе. Почти у всех есть дети, пожилые или больные родственники, которым тоже надо помогать. И в целом жизнь в Европе для людей, приехавших из Украины, представляется довольно дорогой. Я, например, снимаю жилье в пригороде, потому что квартиру в Таллинне на свои заработки не могу себе позволить. Бесплатный проезд в автобусе в этом смысле очень выручал.

Иллюстративное фото

Иллюстративное фото

Кроме того, в выходные у нас с друзьями и близкими, живущими в других городах, была возможность часто видеться, ездить в другие места, лучше узнавать Эстонию. Это очень поддерживало, особенно после тяжелой рабочей недели. Теперь этой поддержки у меня не будет. Я считаю, что отмена бесплатного проезда для украинцев, которым и так живется здесь очень непросто и материально, и душевно, и психологически, — решение поспешное и необдуманное.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.