Работы по строительству забора для предотвращения нелегальной миграции на латвийско-российской границе ведутся сразу на шести участках. Один их них (возле латвийско-российского погранперехода «Гребнева» в Лудзенском крае, граничащем с Псковской областью России) недавно посетил Президент Латвии Эдгар Ринкевич.
Впечатляющий прогресс
Строительство этого забора началось еще 9 лет назад — в 2015 году. Однако вскоре оно было прервано — строительную фирму уличили в мошенничестве: она покупала и использовала более дешевые материалы, чем те, которые были указаны в смете. Работы возобновились лишь в этом году. Теперь за строительство ограждения на границе отвечает государственная компания по недвижимости — Valsts nekustamie īpašumi. Она провела конкурс и заключила контракты на выполнение работ по строительству недостающего забора и инфраструктуры по всей длине границы с шестью компаниями. Один из участков строят военные. Уже построено чуть более 130 километров ограждения. Общая протяженность латвийско-российской границы — 283 километра.
Граница/фото автора
Ограждение довольно простое — металлическая конструкция и колючая проволока сверху. Но прочное.
— Лучшее решение — эти «прутья», они толще на миллиметр-два чем у литовского забора, а пробелы меньше, — начальник погранохраны Латвии генерал Гунтис Пуятс рассказывает президенту Эдгару Ринкевичу о достоинствах нового ограждения. — По моему мнению, это лучшее региональное техническое решение.
Эдгар Ринкевич признался, что в последний раз был на латвийско-российской границе в августе прошлого года. С тех пор, по его словам, здесь многое изменилось — там, где были пустые поля и леса, стоит новый забор. Но работы, как отмечает президент, еще много.
— Надо сказать, что граница никогда не будет готова, — говорит он. — Все время появляются какие-то новые вещи, новые вызовы, и это только начало. Есть забор, потом нужны будут сенсоры, потом видеонаблюдение. Сейчас многие страны, граничащие с Россией, говорят о применении дронов. Но я вижу решимость. Я очень хотел бы надеяться, что та ситуация, когда работы были приостановлены и все искали виновных, закончилась. Сейчас мы, на мой взгляд, видим хороший, действительно впечатляющий прогресс.
Президент Латвии Эдгар Ринкевич на государственной границе/фото автора
Провокаций может стать больше
Забор на границе, как говорит глава погранохраны Латвии, не решает всех проблем с нелегальной миграцией, а лишь помогает пограничникам и военным эту миграцию предотвращать. Сейчас на латвийско-российской границе, в отличие от латвийско-белорусской, где уже почти в течение трех лет объявлен чрезвычайный режим, по словам генерала Пуятса, нарушений не много.
— На российской границе относительно спокойно. Но мы недавно задержали нескольких лиц, которые направлялись из Латвии в Россию — с намерением воевать на стороне России против Украины. Поэтому охране с этой стороны уделяется большое внимание, — поясняет главный пограничник Латвии.
За речкой — Россия/фото автора
Генерал Пуятс рассказал немного и о ситуации на латвийско-белорусской границе, где строительство аналогичного забора завершено уже на 90%.
— Сегодня ночью, до 6 утра, уже было зафиксировано 16 попыток незаконного пересечения границы. Были дни в этом году, когда таких попыток было более 70. Поэтому мы не можем сказать, что Латвия сейчас находится в совсем спокойном периоде. И что мы могли бы перейти в другой режим охраны границы. Мы готовимся к тому, что число провокаций может увеличиться. Были случаи, когда пограничники подвергались нападениям и пришлось применять физическую силу против мигрантов, специальные средства, чтобы усмирить нападающих. Поэтому мы рассматриваем все риски.
Поддержка НАТО
Строители показали президенту специализированную технику и рассказали об инновационных технологиях, применяемых при строительстве забора. Например, об использовании понтонных конструкций, на которые можно ставить забор в болотах: гарантия прочности — 50 лет.
В разговоре с журналистами Эдгар Ринкевич затронул тему военной безопасности в латвийском приграничье.
— Латвия и восточная приграничная зона — территория НАТО и ЕС. Нет никаких сомнений, что в случае любых катаклизмов поддержка со стороны союзников будет в первую же секунду, — заявил президент.
Президент Латвии Эдгар Ринкевич на государственной границе/фото автора
Параллельно со строительством забора, Латвия уже начала возводить линию военных укреплений вдоль границ с Россией и Беларусью. Это часть общей Балтийской линии обороны: в частности, там будут противотанковые рвы.
— Может быть, сначала люди были напуганы, что укрепление этой военной инфраструктуры означает какое-то немедленное начало войны или запрет любой экономической деятельности — это не так, — поясняет Эдгар Ринкевич. — Есть вещи, которые можно делать, но есть и ограничения. Например, на строительство ветропарков. Повседневные работы, соблюдая все правила, можно продолжать. То, что происходит — это для защиты нашей страны, как говорится, с первого сантиметра, а не для создания какого-то чувства незащищенности. Я вижу, что в отношении границы дела продвигаются. Я буду здесь довольно регулярным гостем.
Инвесторы должны привыкнуть
По словам президента, забор на латвийско-российской границе будет готов к концу следующего года. Но работы по созданию военной инфраструктуры еще продолжатся. Здесь речь идет уже не о защите от нелегальных мигрантов, а о национальной безопасности в целом.
Этим занимается Министерство обороны и вооруженные силы с весны этого года. В сотрудничестве с государственными учреждениями, с пограничной службой. Различные виды противотанковых, препятствующих мобильности так называемых «драконовых зубов», противотанковых рвов. Что именно и где — никто широко не комментирует.
Забор на латвийско-российской границе простой, но прочный/фото автора
На вопрос о том, как к этим оборонительным мероприятиям относятся потенциальные инвесторы и латвийские самоуправления, находящиеся на приграничных территориях, президент Э. Ринкевич отвечает так:
— Честно говоря, мне иногда хочется разбудить и встряхнуть всех. Не только Ригу, но и самоуправления. Отношение муниципалитетов, где я был, очень разное. Есть те, кто очень хорошо все понимает, но есть и те, где нужно немного пригрозить, чтобы отнеслись к этому более серьезно. Также нужно работать с отношением жителей.
Здесь совершенно безопасно инвестировать. Конечно, пройдет какое-то время, пока мы привыкнем к новой реальности. И инвесторы в том числе.