logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Дрэг был здесь с 1993 года, но стал видимым и признанным только сейчас». История дрэг-культуры в Литве

«Дрэг был здесь с 1993 года, но стал видимым и признанным только сейчас». История дрэг-культуры в Литве

Прайд в Вильнюсе, 2022 год. Фото: BNS

Июнь — месяц Гордости. На прошлой неделе в Вильнюсе прошел марш ЛГБТК+ сообщества. Запомнился он в том числе тем, что в центре шествия оказались дрэг-квин. Это артисты, чаще мужчины, которые создают женские образы с помощью макияжа, париков, костюмов и артистического мастерства.

В Литве дрэг-культура привлекла широкое внимание несколько лет назад и с тех пор получает все больше признания. Как это произошло и почему важно для общества — «Новая газета. Балтия» обсудила с самими дрэг-квин и квир-активистами.

«Это была андеграундная культура, которая не пользовалась популярностью»

Дрэг — не просто развлечение. Это искусство, которое бросает вызов традиционным гендерным нормам и помогает обществу становиться более толерантным и открытым.

В Литве центром этого движения стал клуб «Soho». Его владелец Артур Тышкевич рассказал, чем живет и как развивается местная дрэг-сцена:

«Многие ошибочно полагают, будто дрэг-культура появилась в Литве недавно. Это не так. На самом деле, дрэг был здесь с 1993 года, но стал более видимым и признанным на общественном уровне только сейчас, когда шоу вышли на большую сцену. Главная площадка для них — «Soho». Клуб работает в Вильнюсе с 2007 года, и с тех пор это центр литовской ЛГБТК+ и дрэг-культуры. Но зародилась она задолго до нас, в других клубах. Это была андеграундная культура, которая не пользовалась широкой популярностью, да и называли ее по-другому — травести.

Ситуация начала меняться в середине нулевых, когда американец Ру Пол запустил свое телешоу «Drag Race», и дрэг стал набирать популярность во всем мире.

В 2007 году мы провели в «Soho» первое шоу, а в 2009 организовали конкурс «Мисс Дрэг Квин». Тогда у нас было всего 3-4 участницы, поэтому мы пригласили перформеров из Латвии.

С тех пор и дрэг-квин стало больше, и качество их выступлений улучшилось. Ру Пол поднял планку: теперь дрэг-квин не просто подводят глаза и надевают парик, но используют сложные костюмы, профессиональную косметику и разнообразные аксессуары».

Прайд в Вильнюсе, 2024 год. Фото: BNS

Прайд в Вильнюсе, 2024 год. Фото: BNS

О том, что дрэг в Литве имеет богатую и сложную историю говорит и глава литовской Лиги геев Владимир Симонко. По его наблюдением, она тесно связана с развитием независимой европейской Литвы и с борьбой ЛГБТК+ сообщества за права:

«Дрэг-культура в Литве прошла через несколько волн развития. Недавно я просматривал старые фотографии и нашел снимки с первых ЛГБТК+-вечеринок, которые мы устраивали в 1993 году. На них видно, что уже тогда мужчины переодевались в женскую одежду и выглядели великолепно. Так что можно сказать, что дрэг-культура начала развиваться сразу после распада Советского Союза, хотя и медленно.

Прорыв случился в середине нулевых, когда в клубе «Soho» начали выступать первые артисты, пробующие себя в жанре дрэг. Это уже была не самодеятельность в рамках одной вечеринки, а более профессиональные перформансы, над которыми трудились и которые оттачивали. Многие вдохновлялись образами артистов русской эстрады, такими как Алла Пугачева и Кристина Орбакайте.

Примерно в таком формате, на уровне клубной культуры, дрэг и существовал в Литве до середины десятых. Потом интерес к нему стал резко расти — во многом благодаря популярности шоу «RuPaul's Drag Race», которое к тому времени уже прогремело в Америке, покорило в Европу и стало мировой сенсацией благодаря интернету. Еще один важный фактор — подросло новое поколение. Литовская молодежь очень прогрессивная и открытая миру. Она путешествует, видит разные культуры и не хочет отставать от мировых трендов. Все это привело к тому, что дрэг в Литве начал активно развиваться».

Сейчас в «Soho» регулярно проходят два дрэг-шоу — «Balaganza» и «Dramatica». Первое появилось пять лет назад, и в нем участвуют литовские дрэг-квин. Второе стартовало в 2022, и на него приглашают зарубежных перформеров. О том, какую реакцию получают проекты, рассказывает Артур Тышкевич:

«Людям это интересно, особенно тем, кто раньше не видел дрэг-шоу. Таких все еще очень много: в плане насмотренности Литва отстает от других стран на несколько лет. Дрэг-квин, приезжающие к нам из-за границы, удивляются, как местная публика их принимает: аплодируют, кричат во время шоу. В других странах этого уже нет, там дрэг повсеместно. У нас это пока что эксклюзив, и он пользуется спросом. Чтобы его удовлетворить, мы приглашаем до пяти артисток на одно шоу».

Автобус Soho на прайде в Вильнюсе. Фото: Soho Club, Facebook

Автобус Soho на прайде в Вильнюсе. Фото: Soho Club, Facebook

Владимир Симонко тоже отмечает высокий интерес к дрэгу в Литве:

«Сегодняшняя ситуация приятно удивляет: дрэг-культуру принимают не только представители ЛГБТК+, но вообще все люди. Это новый тренд, который стал очень востребованным. Настолько, что дрэг-перформансы теперь даже заказывают для корпоративов, а в «Soho» регулярно выступают дрэг-квин из разных стран. Мы, как организаторы Балтийского и Литовского прайдов, активно способствуем развитию этой культуры: приглашаем артисток на прайды, даем им большие платформы. Это важно, потому что именно дрэг, как мне кажется, способен помочь людям стать более толерантными. Это ведь комедийный жанр, его легко воспринимать и принимать».

В столице поддержка дрэг-культуры действительно растет, но ситуация в провинции остается сложной. Об этом рассказывает Артур Тышкевич:

«В Вильнюсе негатива почти нет, но в других городах (и особенно в глубинке) ситуация сложнее. Время от времени случаются провокации и попытки сорвать выступления. Инциденты случаются, но они не мешают дрэгу развиваться. Образованные люди понимают, что дрэг — это искусство, отражающее наше разнообразие. Оно не только развлекает, но и меняет жизни к лучшему. Например, у нас была квин, которая вне образа испытывала сложности с социализацией, но на сцене расцветала, вела себя очень раскрепощенно и ярко».

Говоря о литовских дрэг-квин, Артур Тышкевич отмечает, что среди них есть действительно талантливые перформеры: «Их немного, но на такую маленькую страну хватает. Только хотелось бы большего разнообразия в их образах — например, альтернативных и арт-проявлений. Уверен, со временем это появится, как было в других странах».

Владимир Симонко тоже хвалит литовских дрэг-квин: «Их мастерство очень возросло за последние годы. Коллегам из других балтийских стран до этого уровня еще далеко. Надеюсь, скоро франшиза «RuPaul's Drag Race» доберется до Литвы и наши перформеры покажут себя миру».

Самое время дать слово самим дрэг-квин. Далее — их монологи о том, как они пришли в дрэг, с какими трудностями сталкиваются и за что любят свое искусство.

«Моя главная цель — быть примером открытой личности»

Aura More, пожалуй, самая популярная дрэг-квин Литвы. Она выступала на национальном телевидении, появлялась на обложке глянца и была на встрече с президентом Науседой. За этим успехом — годы работы над собой и своим искусством.

Аура Море. Фото: Instagram

Аура Море. Фото: Instagram

«С самого детства меня привлекали образы красивых женщин, я много их рисовал. Причин этого интереса не понимал, но никогда с ним не боролся. Теперь осознаю, что все вело к «рождению» Ауры. Мне всегда было необходимо выражать артистическую и личную свободу: раньше — через рисунки, сейчас — через дрэг.

Когда пришло время выбирать профессию, я знал что она должна быть связана со сферой красоты. Выучился на парикмахера и визажиста, но работа в салоне меня не устраивала: хотелось более объемного самовыражения. И тут случился карантин. У меня появилась возможность воплощать свои идеи на себе, пока весь мир был закрыт. Это стало моим спасением в то сложное время. Я создавал различные образы, примерял их, видел ошибки, замечал развитие. Так и нашел свой секрет качественного образа дрэг-квин — баланс. Ярко, но не вульгарно, объемно, но в тоже время пропорционально. Этот принцип воплотился в образе Ауры. Я бы описал его как классический гламур с элементами эксцентрики.

Полноценно заниматься дрэгом и участвовать в шоу я начал в 2020 году. Первые выступления были просто ужасными, потому что я только начинал познавать искусство дрэга и себя в нем, но теперь мне весело пересматривать их записи: вижу, насколько я вырос.

Путь этот был непростым, потому что в Литве нет совершенно никаких прав для ЛГБТК+. Площадок для выступлений почти не найти, выйти из дома в образе опасно. Однако я верю, что ситуацию можно изменить.

Неприязнь и критика — это нормальная первая реакция на что-то новое и непонятное. Поэтому мне очень важно подать культуру дрэга так, чтобы заинтересовать людей, для начала просто на визуальном уровне. Ну а потом, глядя на яркий образ, меня, может, еще и слушать начнут.

Все костюмы и образы я придумываю сам, а любимая сестра стала моим главным дизайнером и консультантом по всем вопросам. Она с самого начала активно участвует в этом креативном процессе. Было время, когда я сам создавал костюмы, но сейчас у меня появились очень талантливые друзья, которые помогают реализовать идеи. Но макияж я всегда делал и делаю сам.

Сегодня дрэг-культура в Литве популярна как никогда. Я очень стараюсь, чтобы это направление как одна из форм искусства стало уважаемым в нашем обществе. Ведь дрэг — это театр, это образ, это талант. Все должно быть достойно, эстетично, приятно глазу, никакой вульгарности. С другой стороны, дрэг — это выражение альтер-эго. Он не прячет личность, а, наоборот, показывает, какой ты на самом деле. Это поймут только те, кто испытал перевоплощение на себе. Поэтому мы с друзьями считаем, что примерить дрэг-образ хотя бы раз в жизни должен каждый человек.

Самое главное в дрэге — верить в то, что ты делаешь. Я уверен в себе как артист. Я знаю, что мой арт интересен и люди его смотрят. При этом, как и любое творчество, мое искусство не для всех, и это нормально. Моя главная цель в этом амплуа — быть примером открытой личности.

Это очень важно для Литвы, потому что многие здесь все еще не умеют чувствовать свободу.

Если мне удалось донести свое послание хотя бы для одного человека и вдохновить его на воплощение мечты — я счастлив.

Сейчас дрэг-комьюнити в Литве сосредоточено на формировании адекватного восприятия этой культуры. Я, например, начал вести ютуб-канал «DraugėsTV». Мы все работаем на общее благо, поэтому я верю, что у дрэга большое будущее. Королев будет все больше, и они будут становиться заметнее».

«Мое послание: не дурите себе голову и будьте свободными»

Vanda Saiko — одна из самых ярких дрэг-квин Литвы. Ее путь начался с костюма из мусорных пакетов и привел к созданию популярного шоу.

Ванда Сайко на прайде в Вильнюсе. Фото: BNS

Ванда Сайко на прайде в Вильнюсе. Фото: BNS

«Я с детства увлекался макияжем и хотел развиваться в этой сфере. В родном Каунасе такой возможности не было, так что я переехал в Вильнюс. Это было девять лет назад, и с тех пор я работаю в мейкап-студиях. Первое время чувствовал себя очень одиноко и потерянно, у меня не было друзей — зато был безлимитный доступ к макияжу. Я начал экспериментировать. Сначала просто наносил макияж, потом начал покупать парики.

Вдохновение черпал в шоу «RuPaul's Drag Race». Смотреть его начал, когда в жюри пригласили Леди Гагу: она мой пример для подражания и икона стиля. Под ее влиянием и впечатлением от шоу начал создавать костюмы — просто ради веселья. Первый сшил из мусорных пакетов. Хотел так развлечь коллег на работе. Один из них назвал мой образ «Pelkių Vanda». Это такое устойчивое выражение, которым мы описываем шабутных женщин. Я подумал, что оно идеально описывает мой образ, и решил использовать имя Ванда для перформансов: у всех дрэг-квин как раз должны быть сценические псевдонимы.

Так и родилась Ванда. Она — непримиримая оторва, рок-звезда, которая скажет жесткую правду прямо в лицо, ни колеблясь ни секунды. Она — душа компании. Она — тот самый сумасшедший друг, который всегда развеселит и затащит на танцпол. Но если она зла, лучше не попадаться ей на глаза.

Впервые в этом образе я выступил на балтийском комик-коне. Сцена там была маленькая, и людей собралось немного — а я чувствовал, что достоин большего. После выступления увидел, что другие литовские дрэг-квин организовали воркшоп, чтобы познакомиться и поделиться знаниями.

Мы встретились, очень вдохновились друг другом и загорелись идеей создать собственное дрэг-шоу. Дело было в 2019 году, и на тот момент таких проектов в Литве еще не было. В поисках площадки обратились к владельцу клуба «Soho»: знали, что там уже устраивали дрэг-выступления, но они не были связаны единой концепцией и проходили редко. Клуб оказался очень добр к нам и разрешил делать все, что мы хотим и когда хотим. Совместными усилиями мы создали шоу «Balaganza».

Сразу после запуска получили бешеный отклик. Люди были в восторге и просили нас продолжать. С того момента в Литве начался дрэг-бум. С каждым новым выступлением мы становились все более популярными. Нас начали приглашать на телевидение, корпоративы, частные вечеринки, публичные ивенты за пределами «Soho». Такой теплый прием помог начать карьеру новым дрэг-квин, и за пять лет, что существует «Balaganza», наше комьюнити очень выросло и стало более профессиональным.

Благодаря нашему успеху «Soho» в 2022 запустил еще одно дрэг-шоу — «Dramatica». На него приезжают квин со всего мира: от Вьетнама до Венесуэлы, от Великобритании до Бразилии. Они очень популярны, многие участвовали в «RuPaul's Drag Race».

Публика от них сходит с ума, и им это безумно приятно. Такой яркой реакции в других странах уже не встретишь: там дрэг — обычное дело.

В Лондоне, например, ты можешь найти такие шоу в любом баре каждый день. У нас это до сих пор эксклюзив. В выигрыше от этого все. Люди довольны, зарубежные квин с радостью к нам приезжают, а мы у них учимся.

Благодаря развитию в дрэге я раскрылся и как личность. Это потрясающий опыт, который помог мне наконец почувствовать себя на своем месте, стать свободнее и добрее, понять, чего хочу в жизни. Ванда освободила меня. И это неудивительно, ведь дрэг — о выражении себя и распространении любви. Именно это я транслирую в своих выступлениях. Моя цель и главная радость — видеть, что люди хорошо проводят время и понимают мое послание: не дурите себе голову и будьте свободными.

Старшему поколению бывает сложно это принять: в большинстве своем они довольно консервативные. Но это меняется.

Каждый год я вижу все больше возрастных людей на прайде и на наших шоу, и мое сердце тает от радости. Однако основная аудитории дрэг-квин — зумеры. Они выросли в свободном мире, поэтому наши шоу так интересны им. Я рад, что они поддерживают нас, и надеюсь, у нас получается поддерживать их.

Конечно, негативная реакции тоже есть. Несколько дней назад друг отправил мне пост из фейсбука, в котором было много моих фото в образе и подпись «во время прайда клоуны возвращаются, будьте осторожны». Еще одна волна хейта накрыла дрэг-комьюнити в январе, когда в Каунасе похитили маленькую девочку. Кто-то распустил слухи, будто преступник — транс-человек, и люди начали постить фото дрэг-квин и писать, что мы похитители детей, что нас нужно избегать.

Я стараюсь игнорировать такие нападки, хоть это и не просто. Подбадриваю себя тем, что в сложные моменты главное продолжать свое дело и показывать его с положительных сторон, чтобы бороться со стигмой.

Надеюсь, что со временем дрэг в Литве станет более мейнстримным и будет восприниматься как нормальная повседневная вещь, а не какой-то феномен. Тогда и ненависти станет меньше. Чтобы это поскорей произошло, нам нужна своя версия «RuPaul's Drag Race». Литовские дрэг-квин уже готовы».

«Дрэг — искусство, которое объединяет людей, ломает стереотипы и борется за справедливость»

Malena — молодая квин, чей путь начался с победы в конкурсе «Q Factor». Дрэг-искусство изменило ее жизнь и помогло преодолеть застенчивость. Теперь она выступает на сцене «Soho» и борется за признание дрэга в Литве.

Малена. Фото: Instagram

Малена. Фото: Instagram

«Около 10 лет назад я увидел гифки с дрэг-квин на tumblr и настолько поразился, что начал смотреть шоу «RuPaul's Drag Race». Было удивительно, что маскулинные мужчины могут превращаться в гламурных женщин. Так я начал увлекаться макияжем и модой.

Поначалу своими работами ни с кем не делился, но потом создал для них аккаунт в инстаграм. Много внимания это не привлекло, но я продолжал экспериментировать и развиваться как дрэг-квин. Прорыв случился, когда мы с парнем просто как гости пошли на шоу «Balaganza». Там меня позвали на сцену поучаствовать в игре. Я справился хорошо и получил приглашение в конкурс «Q Factor». Это аналог «X Factor», в котором начинающие дрэг-квин соревнуются за право стать частью регулярных шоу «Balaganza». Я выиграл в конкурсе, и уже два года выступаю в «Soho» как квин Малена — дерзкая, веселая бимбо (бимбо — конвенционально красивая, сексуальная, но недалекая девушка, «фифа» — прим.).

Свой образ в дрэге искал долго, и на этом пути было много неудач — но сейчас я очень в себе уверен. Я не боюсь делать глупые, смешные номера, а затем перевоплощаться и показывать что-то чувственное и сексуальное. Вдохновение черпаю из тематики выступлений. У каждого шоу «Balaganza» она разная — например, цирк, школа или прайд. Воплощать идеи мне помогает бойфренд, который делает безупречные парики.

Дрэг помог мне стать лучшей версией себя. Раньше я бы очень застенчивым, неуверенным, интровертным и тихим. Выступления перед большой аудиторией помогли это преодолеть, и теперь я люблю быть в центре внимания, не боюсь говорить, что думаю и как себя чувствую. Дрэг дает свободу для самовыражения, и это делает его уникальным и важным.

В Литве силу и значение дрэга пока недооценивают.

Хоть несколько квин и смогли пробиться в мейнстримные медиа, массы все еще воспринимают дрэг как несерьезное развлечение для молодежи.

Это нужно исправить, ведь дрэг — искусство, которое объединяет людей, ломает стереотипы и борется за справедливость для квиров. Я верю, что у нас все получится и что будущее у дрэга в Литве светлое. Нашему комьюнити просто нужно быть открытым и сплоченным, учиться новым формам дрэга и получать удовольствие от своего дела».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.