Провалилось очередное голосование о поправках в Конституцию о двойном гражданстве. Хотя большинство избирателей проголосовали за разрешение двойного гражданства, явка оказалась недостаточной для изменения Конституции Литвы. «Новая газета. Балтия» поговорила о провале референдума с литовцами, которые боятся потерять литовский паспорт, и иностранцами в Литве, который этот паспорт планируют однажды получить.
Референдум о двойном гражданстве проходил 12 мая вместе с первым туром президентских выборов. По данным ЦИК (VRK) Литвы, в референдуме участвовали 1 396 828 человек или 59% избирателей.
73,9% участвовавших (1 011 14 человек) поддержали изменение Конституции.
Этого оказалось недостаточно: по закону, для внесения поправок в Конституцию «за» должны были проголосоваить не менее половины имеющих право голоса. В избирательных списках было 2 385 234 граджанина — для того, чтобы принять изменения, нужно было собрать 1 192 617 голосов.
Фото: BNS
Паулюсу 61 год. Он уехал в Нью-Йорк в 2017-м и работает там в сфере айти. На референдум мужчина возлагал большие надежды — в США он собирается получать паспорт, хоть и считает себя литовцем. По мнению мужчины, референдум был провален не избирателями, а властями, и это будет стоить маленькой стране больших потерь в населении.
«Литовцев не так много в мире и четверть из них живет за рубежом. Я следил за избирательными участками за рубежом и они активно голосовали за изменение Конституции. В значительной степени Литва ставит барьер между собой и своими гражданами. Три четверти граждан Литвы совершенно однозначно высказали свое мнение по поводу этого закона. Это провал не граждан, а организаторов и инициаторов референдума. Явка получилась такая же, как и во время прошлого голосования по референдуму. То есть организаторы ничего не сделали, чтобы обеспечить явку. Это норма, которая противоречит историческому процессу интеграции Литвы в Европу. Но теперь, когда был упущен очередной шанс, я думаю, что это произойдет не скоро — может через лет двадцать.
Я очень боюсь, что Литва за это время потеряет непростительно много людей. Но когда-то изменение будет принято.
Я вообще не вижу ни одного плюса в том, чтобы настаивать на том, чтобы люди имели одно гражданство. Тем более для такой маленькой страны, как Литва, которая сейчас очень сильно интегрирована в Европу. Зато минусы совершенно очевидны: Европа открыта, мир открыт — люди едут в другие страны учится и работать. По разным причинам в этих странах необходимо натурализоваться, принять гражданство, лишившись тем самым гражданство литовского. Конечно же это снижает стимул вернуться в Литву».
Мужчина признается, что если ему придется отказаться от гражданства Литвы, это будет для него ударом.
«Вопрос о гражданстве мою жизнь прямо сейчас не усложнит. Я по-прежнему гражданин Литвы, хоть и живу в США. Но в будущем мне, возможно, придется решать этот вопрос для себя. И если мне придется от гражданства Литвы — для меня это будет просто удар. Когда-то люди из Сейма, скорее всего, по популистским причинам, решили, что мне не нужно быть гражданином моей Литвы», — говорит Паулюс.
«Мне кажется, те, кого это не касается, не в курсе, какие от этого могут быть плюсы»
Екатерина получила литовское гражданство, когда ей было 18 — тогда ей повезло попасть в короткий промежуток, когда можно было взять литовский паспорт, не отказываясь от гражданства другого государства. До полномасштабной войны Екатерина проводила в Литве каждое лето, а после ее начала переехала в Вильнюс насовсем. Теперь женщине 32 — она говорит по-литовски, работает на престижной должности, купила квартиру в Вильнюсе и голосует на выборах. Закон о двойном гражданстве ее никак не ограничивает, но женщина все равно голосовала за разрешение двойного гражданства.
«Мне выгоды от принятия поправок о двойном гражданстве нет никакой. Но я целенаправленно шла голосовать «за», так как вижу от этого только плюсы и для людей, и для страны. Для людей — свобода перемещения; для страны — возможность легкого возвращения или переезда экономически активного населения в Литву. Я не знаю, будет ли эта поправка когда-нибудь принята, я была расстроена столь низкой явкой».
Возможность голосовать на выборах президента и участвовать в референдуме была для Екатерины символической — по словам женщины, это был важный этап по интеграции в литовское общество.
«Я думаю, что с экономической точки зрения я приношу Литве пользу. И если бы не возможность иметь два гражданства, я бы просто в Литву не поехала из-за сложностей в легализации. Я чувствую, что я здесь не бесправна, что могу влиять на будущее страны, выбирать кандидата, который соответствует моим ценностям и моим потребностям. Что мои интересы кто-то может отстоять»
По словам Екатерины, она знает не так много литовцев с двойным гражданством, но все они единогласно поддерживают идею разрешить иметь два паспорта гражданам Литвы.
«Мне кажется, те, кого это не касается, не в курсе, какие от этого могут быть плюсы, поэтому и не идут голосовать».
В 2015 году в Литве вступила в силу поправка, разрешающая лицам, получившим гражданство Литвы и другой страны по рождению, обладать двойным гражданством.
Фото: BNS
«Я бы просто отказался от родного гражданства в пользу литовского»
Александру 27. В 2020 году он приехал в Литву, очень быстро выучил язык и увлекся урбанистикой. Он знает историю районов Вильнюса, долго может рассказывать про регионы Литвы и работает в музее — помогает исследовать музейную коллекцию. В планах Александра получить литовский паспорт. Пока что он не может голосовать на выборах, но все равно хотел бы, чтобы двойное гражданство разрешили. При этом мужчина говорит, что готов отказаться от родного в пользу литовского.
«Запрещать двойное гражданство в принципе плохо. Это только увеличивает отток людей из страны. Мне этот закон никак не усложняет жизнь. Я бы просто отказался от родного в пользу литовского, особенно если ничего не поменяется.
Но то, что голосование не пройдет из-за явки, было ожидаемо.
В Литве явка всегда чуть ниже на президентских выборах, чем на парламентских. И в 2019 году тоже были разговоры об изменении законодательства о референдумах, но воз и ныне там, снова эти разговоры. Посмотрим, в октябре парламентские выборы и следующему созыву Сейма явно придётся решать вопрос с этой устаревшей планкой в 50% из числа избирателей».