logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Убийство Салтанат Нукеновой: преступник снимал все на телефон и советовался с ясновидящей

В Казахстане закончился суд над бывшим министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым. Суд приговорил Бишимбаева к 24 годам лишения свободы. Судебный процесс по делу об убийстве Салтанат Нукеновой стал громким международным событием. Все наблюдатели отмечают одну деталь — люди сутки наблюдали, как мужчина убивает свою жену, и никто не пришел ей на помощь.

8 ноября 2023 года поздно вечером Куандык Бишимбаев вместе с женой Салтанат Нукеновой пришли в ресторан Bau, который находится в комплексе «Гастроцентр» в Астане. По словам обвиняемого, оба к этому моменту были сильно нетрезвы. В ресторане пара заняла одну из VIP-кабинок, где между мужем и женой вспыхнула ссора. Как выяснилось во время суда, причиной ссоры стала ревность — Бишимбаев подозревал жену в измене. По словам подсудимого, он предложил Салтанат перейти в туалет, чтобы никто их не слышал, где она сняла с себя и выкинула в унитаз подаренные им украшения. Этот поступок взбесил Бишимбаева, после чего, согласно его показаниям, он выломал дверь в кабинке туалета, а Салтанат якобы два раза ударилась головой об унитаз и стену в туалете и «грохнулась лицом об пол».

«Я увидел, что часы и обручальное кольцо не смылись в унитазе. И ей сказал, достань их. Она приподнялась, плохо контролировала свое тело, потом еще раз упала, потеряла равновесие и ударилась лицом о кафельный пол», — сказал Бишимбаев в суде.

Затем Бишимбаев попытался увезти жену на машине домой, но из-за того, что был пьян, не справился с управлением и был вынужден вернуться в ресторан. По дороге он стал вымещать злобу на Салтанат: «Меня злость охватила, я развернулся, подошел, схватил за волосы, дал четыре сильные пощечины обеими руками. Она упала, я тогда три — четыре раза пнул по бедру, ягодицам, но я осознавал, что никакой жизненный орган не задел. Она не вставала, за волосы поднял ее. Также за волосы держа, повел в вип».

В ресторане стало понятно, что Салтанат Нукенова не владеет своим телом, так как она несколько раз упала, а затем села на диван и, как сказал в суде Бишимбаев, «захрапела». Сам он тоже лег рядом и уснул. Большую часть своих действий Куандык Бишимбаев снимал на мобильный телефон, о чем забыл к утру 9 ноября. Позже эти видео вошли в доказательную базу стороны обвинения.

Утром 9 ноября Бишимбаев проснулся, оценил состояние жены, увидел множественные синяки и ссадины, а также то, что Салтанат не просыпается. Он позвонил своему родственнику, директору «Гастроцентра» Бахытжану Байжанову с просьбой привести несколько пледов и они вдвоем перетащили Салтанат в другое помещение. На тот момент женщина еще была жива.

«Мы вместе с Бишимбаевым поднимали Салтанат, держа подмышками, я слева, а Бишимбаев — справа. В этот момент Салтанат попыталась встать на ноги и сильно сжала мою руку. Теперь я думаю, может, она тогда так хотела попросить помощи, подавала сигнал», — сказал на суде Байжанов. На вопрос, почему он ничего не сделал для того, чтобы воспрепятствовать преступлению, Бахытжан Байжанов, которого также обвиняют в укрывательстве преступления и недонесении о преступлении, ответил: «Мой казахский менталитет, казахское воспитание и мой скромный характер не позволяли мне указывать и давать советы Бишимбаеву, который намного старше меня, или вмешиваться в их семейную жизнь. Я вырос с убеждением, что семейные вопросы должны решаться внутри семьи».

Затем Бишимбаев опять лег спать. Когда он проснулся днем, состояние Салтанат не улучшилось, но вместо того, чтобы обратиться за медицинской помощью, он позвонил некой ясновидящей Гульнур, чтобы спросить совета. Та ответила: «Она просто спит. Все нормально. Ее мозг устал». Параллельно он дал указания Байжанову уничтожить все записи видеокамер, которые зафиксировали происходившее в ночь с 8 на 9 ноября.

В помещениях «Гастроцентра» Бишимбаев и избитая Салтанат находились целый день 9 ноября. Бишимбаев проводил деловые встречи, а женщина все это время лежала на диване в одном из помещений комплекса. С самого утра в «Гастроцентре» были люди — сотрудники технического отдела, которые слышали, как Бишимбаев отдавал распоряжения об уничтожении записей с видеокамер, уборщицы, официантки и повара. Бахытжан Байжанов лично видел, в каком состоянии находится женщина. И никто ей не помог.

Около восьми вечера Бишимбаев снова подошел к жене и обнаружил, что она совсем не двигается и пульс не прощупывается. Он вызвал Байжанова, тот принял решение о вызове кареты «скорой помощи» и приступил к массажу сердца, в то время как Бишимбаев консультировался с ясновидящей Гульнур. Приехавшая «скорая» констатировала смерть Салтанат Нукеновой.

Как следует из материалов экспертизы, женщина умерла от отека мозга, который стал следствием множественных ударов. Слушая показания свидетелей и подсудимых, невозможно отделаться от впечатления, что участники тех событий показывают себя присяжным как последователи ультраконсервативных до мракобесия ценностей.

Только так можно объяснить, что человек с высшим образованием консультируется по поводу состояния умирающей женщины не с врачом, а с ясновидящей, а свидетель убийства не хочет защитить женщину, так как ему в этом препятствует «казахский менталитет». То есть участники процесса искренне полагали, что эти аргументы могут быть приняты присяжными с сочувствием. Думается, этот феномен еще предстоит объяснить специалистам.

Присяжные же остались на стороне здравого смысла: Бишимбаев признан виновным по статьям «Убийство с особой жестокостью» и «Истязание» и приговорен к 24 годам лишения свободы.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.