В КГБ Беларуси активно обращались не только жители Литвы и Латвии, но также Эстонии. Спектр поводов широкий — от поисков сведений о репрессированных родственниках до теорий заговора о происхождении свекрови Светланы Тихановской. «Новая газета.Балтия» посмотрела, с чем обращались жители Эстонии в спецслужбу Беларуси. Напомним, так называемую базу доносов разместила в открытом доступе хакерская группировка «Киберпартизаны».
«Был расстрелян. Это все, что нам известно…»
Общая черта обращений в спецслужбы Беларуси из стран Балтии — это попытка найти информацию о родственниках, которые были репрессированы в советское время.
— Ищу любые сведения о бабушке (1904 г.р.), — написал в 2023 году житель Таллинна. — По некоторым сведениям, она была репрессирована и находилась в Новосибирске, а ее муж (1905 г.р.) погиб на войне в 1942 году. Ее детей — моего отца (1935 г.р.) и его брата (1937 г.р.) — поместили в Дятловский спецдетдом №1 (теперь это Гродненская область — прим.).
По словам автора письма, один из его мотивов — установить национальность бабушки. Из разговоров в семье он знает, что в роду были еврейские и польские корни, но подтверждающих документов не сохранилось.
Другая заявительница, хоть и не проживает в Эстонии, пыталась узнать о судьбе прадеда: «Он эстонец, проживал в Лиозненском районе (Витебская область), был расстрелян, предположительно, в 1938 году. В семье было шесть или семь детей. Первенец родился в 1899 году. Это все, что нам известно».
Аналогичный запрос поступил от жителя Москвы, который просил предоставить информацию о дедушке, родившемся в Эстонии в 1885 году.
— Нам известно, что в 9-летнем возрасте с родителями он уехал в Казахстан, — излагает имеющиеся у него сведения внук. — Затем принимал участие в Первой мировой войне и после ее окончания остался на территории Белоруссии, женился, работал, растил детей. Проживал в Вилейке (Минская область), и был осужден военным трибуналом в 1945 году. Дед полностью отбыл срок, его освободили в марте 1953 года. В семейном архиве есть обращение к генеральному прокурору СССР о несправедливом наказании и просьбе о реабилитации.
За каждым таким обращением — семейная драма и годы безуспешных поисков, когда потомки пытаются по крупицам собрать информацию о родных. Очевидно, травма, нанесенная советским режимом, не заживает даже спустя десятилетия, и люди используют любую возможность, чтобы пролить свет на семейную тайну. Иногда это — обращение к преемникам карательных органов.
«Довожу до вашего сведения, что…»
Удивительным образом в базе доносов КГБ оказались письма о репрессиях в сталинские время — и в то же время кляузы на оппонентов беларуского режима, которые выступают против нахождения у власти Лукашенко. Как установлено рядом независимых медиа, иногда именно после таких донесений людей жестоко задерживали, подвергали пыткам и незаконно осуждали по политическим мотивам. Время словно повернулось вспять.
— Довожу до вашего сведения, что Александр из Речицы (Гомельская область — прим.) ведет пропаганду среди граждан Эстонии в поддержку [Светланы] Тихановской и оскорбляет действующую власть в Республике Беларусь, — сообщал в 2021 году житель Таллинна, который в подтверждение своих слов приложил фотографию протестующего беларуса. — Он работает на заводе в Эстонии и не платит налоги в казну Беларуси. Деньги переводит через KoronaPay, встречается в Таллинне со сторонниками. А 31 мая был на встрече с Тихановской.
Он также уточнил, что не может предоставить в беларуские спецслужбы аудиозапись, поскольку «сказал [Александру], чтобы он мозги мне не промывал». Но предупредил о возможной поездке протестующего в Беларусь.
— Я полный лох в интернете вычеслил координаторов забостовок в Минске, Бресте. Если заблокировать координаторов то и забостовки от части в вашей стране прекратятся, — радовался другой автор письма, указавший в качестве места жительства Эстонию (орфография и пунктуация сохранены).
Скриншот из базы данных, опубликованной «Киберпартизанами»
Однако высказывались в заявлениях в КГБ и другие мнения. К примеру, Вячеслав из Эстонии отправил в ведомство целую серию писем, в которых требовал «Лукашенко уйти», «положить конец лицемерию в политике» и предупреждал, что «Путин не спасет».
— Батьку надо снимать, потому что с голой пятой точкой все будут сидеть, если этого не произойдет. Закончатся все 63 амг (АМГ — подразделение компании «Мерседес» — прим.), черная икра и яхты. Вросли головой в диктаторскую систему, ничего не видите. 26 лет, это сколько раз нарушили Конституцию уже? Зачем вам Конституция, если это филькина грамота? Можно без бумаги в деревне коров доить, больше будет пользы, — возмущался автор писем в КГБ.
Он же негодовал, что «только настоящие мрази могли угрожать женщине (имеется в виду Светлана Тихановская — прим.) расправой над детьми, таких надо сажать пожизненно».
Сейчас в Беларуси в местах заключения находятся от 1400 до 1500 человек, которых правозащитники признали политзаключенными (среди них — муж Светланы Тихановской). Их число постоянно меняется, поскольку одни освобождаются, отбыв срок, однако задерживают новых. Репрессии не останавливаются ни на один день. За первые три месяца 2024 года задержали 984 человека, сообщает правозащитный центр «Вясна».
«Я находился в плену в шотландских тюрьмах»
Большая часть из 40 тысяч сообщений, которые были размещены в открытом доступе «Киберпартизанами», носят специфический характер. Там есть место теориям заговора, предложениям о сотрудничестве и подобное.
— С 2013 по 2016 годы я находился в плену в шотландских тюрьмах, где власти меня жестоко пытали (в т.ч. с применением психотропных препаратов), — жаловался Дмитрий, указавший местом жительства город Маарду. — После освобождения мне не оказали медицинскую помощь при наличии сильного посттравматического синдрома, а дело о пытках власти сразу нескольких стран Европейского Союза полностью засекретили.
Взывая к КГБ Беларуси, сотрудники которого в данный момент активно участвуют в репрессиях, он подчеркивает, что «столкнулся [в Шотландии] с бесчеловечным и унижающим человеческое достоинство обращением».
— Я прошу оказать мне содействие в том, чтобы меня признали жертвой пыток на территории ЕС, а также предоставили возможность для временного или постоянного проживания в Республике Беларусь. Я очень хочу навсегда покинуть Эстонскую Республику и начать новую жизнь в одной из стран СНГ, — утверждал Дмитрий.
Еще один житель того же эстонского города провел собственный лингвистический анализ фамилии Тихановской и пришел к удивительным выводам. По его мнению, существует связь между польским промышленником Яном Цехановским, польским литературоведом Зофьей Цехановской и лидером демократических сил Беларуси — точнее ее свекровью.
Отметим, что Сергей Тихановский родился в 1978 году. К тому моменту прошло шесть лет со смерти Зофьи Цехановской. А фамилия «Тихановский» на белорусском языке пишется как «Ціханоўскі».
Скриншот из базы данных, опубликованной «Киберпартизанами»
Один из постоянных заявителей в КГБ Беларуси, который отправил не менее десятка сообщений, представлялся разными именами, указывал разные адреса электронной почты, но его выдавала связь с Эстонией (которую он сам обозначает) и характерный повод обращений.
Так, информатор высказывал большую обеспокоенность мафиозными структурами, которые якобы стремятся подвергнуть опасности суверенитет Беларуси: «Наркомафия ломает даже Гугл с доменом Беларуси. Наркотрафикеры творят что-то немыслимое. Знаю, какому давлению подвергается Президент. Наркомафия простить ему не может закона 2015 года».
Он также присылал имена беларусов, которые якобы наживаются на наркотрафике. Выглядел список как случайный набор имен, оказавшийся в открытом доступе.