Официально он называется Музей «Рижский центр югендстиля», но в народе известен как Музей югенда. Открыт всего 15 лет назад — это один из самых молодых музеев Латвии, и с того момента принял уже почти полмиллиона посетителей. Стабильно входит в десятку обязательных мест для посещения в Риге по версии портала TripAdvisor.
Для многих гостей латвийской столицы знакомство с городом начинается именно отсюда. Впрочем, если поначалу этот музей был рассчитан в большей степени на туристов, то теперь сюда чаще заглядывают местные жители. Кое-кто регулярно — и ведь не надоедает! Здесь можно не только перенестись в прошлое и повздыхать на тему того, как же красиво и эстетично жили люди в начале XX века, но и узнать кое-что новое. Над последним пунктом команда музея работает особенно усердно: здесь постоянно проходят интереснейшие выставки.
Например, сейчас здесь можно увидеть сразу три экспозиции — «Кирпичи», посвященную строительным материалам прошлого, «Роковую женщину», представляющую галерею соблазнительных коварных красоток эпохи модерн, и «Розенталь. Пурвитис. Валтерс» — 9 картин классиков латышской живописи, представленных в музее в честь его 15-летия.
Каждый год в начале лета Музей югенда проводит выставку, посвященную какому-то цветку. В прошлом году это была кувшинка.
В искусстве модерна, которое связано с символизмом, цветы играли особую роль и выражали определенные чувства и настроения. Многообразие этих цветов — от скромных ромашек и маков до причудливых орхидей и зловещего чертополоха — поражает. Цветы украшают фасады зданий и интерьеры, они нарисованы на фарфоре и стекле, высечены в камне, выгравированы в металле, вышиты на салфетках, вытканы на обивке мебели, напечатаны на открытках и книгах.
А еще в Музее югенда проводятся творческие мастер-классы для публики в возрасте от 7 до 77 лет. Темы увлекательные — знакомство со сфинксами, практикум по югенд-орнаментам, устройство старинных утюгов.
Этот музей находится на самой красивой рижской улице — Алберта. Многие дома здесь спроектированы Михаилом Эйзенштейном (отцом кинорежиссера Сергея Эйзенштейна), которого называют рижским Гауди. Но к зданию, где располагается музей югенда, этот человек отношения не имел. Этот дом с необычной башней и фасадами, обильно украшенными оргаментальными рельефами, был построен в 1903 году выдающимся латышским архитектором Константином Пекшеном как его личный доходный дом. На первом этаже были его апартаменты. Роскошно дом выглядит не только снаружи, но и внутри.
Эффектная винтовая лестница, которая снималась во многих фильмах, считается одной из красивейших не только в Риге, но и во всей Европе.
Фото: Елена Власова, Новая газета.Балтия
Особенность этого музея в том, что он выглядит как обычная городская квартира. Ну, не обычная, конечно, а квартира зажиточного рижанина, каковым и был архитектор Пекшен. Вот что расположилось на жилой площади в 200 кв м (далее цитирую сайт музея): «В шикарной гостиной с эркером хозяева обсуждали с гостями новейшие постановки в Опере и последнюю парижскую моду, а также сидели у камина с бокалом вина. В столовой проходили как торжественные обеды в кругу друзей, так и семейные трапезы, а в кабинете серьезные мужи обсуждали свои сделки. Ни на миг не останавливалась работа на кухне, где разместились все новшества той эпохи — холодильник, плита, чугунная раковина с краном. Рядом с кухней — скромная комнатка прислуги, или так называемая девичья.
Далее следуют более интимные помещения: спальня в мотивах розы, благоустроенные туалет и ванная комната с характерной ванной на львиных лапах».
Все интерьеры и предметы декора выполнены в стиле модерн, или арт-нуво, или югенд (в разных странах он назывался по-разному).
Фото: Елена Власова, Новая газета.Балтия
В подвале музея — современная дигитальная экспозиция, а также фотоателье, где посетители могут примерить старинные наряды и шляпки и сфотографироваться в них. Кстати, униформа сотрудников музея тоже выглядит как старинные наряды горничных и гувернанток.
Фото: Елена Власова, Новая газета.Балтия
В советские годы стиль югенд не особо жаловали, называя его декадансом и упадничеством. Когда музей открывался, собственной коллекции у него почти не было. Но людям так понравилась эта идея — музей как реальная городская квартира, что многим захотелось внести сюда свою лепту. И в музей понесли подарки — кто-то чашечки, кто-то ложечки, а кто-то и целый мебельный гарнитур. На сегодняшний день почти половина экспонатов музея — это именно подарки от частных лиц. В результате такой щедрости здесь удалось собрать самую большую в странах Балтии коллекцию предметов декоративного искусства в стиле югенд.
«Порой я и сама удивляюсь: почему наш музей так популярен, почему он так нравится людям? — не без кокетства говорит директор музея Агрита Типане. — Наверное, все дело в том, что это не просто музей, а реальная квартира. Здесь нет каких-то совсем уж эксклюзивных раритетов. Но, во-первых, все эти предметы аутентичные, а, во-вторых, они представляют все сферы жизни человека. Даже самые интимные. Например, с особым интересом наши посетители заглядывают в туалет. Существуют прекрасные британские фарфоровые унитазы эпохи модерн: изящные, синего цвета, с росписью — чистый восторг! И, наверное, такой унитаз можно было бы поставить в нашем музее. Но мы все-таки решили оставить здесь местный, родной, хотя он куда более скромный. Зато у наших посетителей создается впечатление, что люди здесь не просто жили когда-то, а жили буквально вчера — вот только что куда-то отлучились».
«Говоря об искусстве югенда, мы должны понимать, что здесь практически исчезла граница между высоким искусством и так называемым ширпотребом, — рассказывает руководитель проектов музея Юлия Трофимова. — Раньше искусство было доступно только аристократам. Вы не найдете предметов в стиле барокко или ампир, которые принадлежали бы представителям среднего класса, не говоря уж о бедняках. А в эпоху модерна, благодаря индустриализации, средний класс наконец-то получил доступ к этим благам. Началось массовое производство предметов декора, и все эти вещи стали доступны очень многим».
Среди самых необычных экспонатов музея — щипцы для платья. Суть этого предмета была неясна до тех пор, пока музей не посетил известный историк моды и коллекционер Александр Васильев.
Он моментально опознал это приспособление и объяснил его предназначение — такими щипцами дама пользовалась для того, чтобы приподнимать подол юбки, когда шла по лестнице или садилась в карету.
Один из самых уникальных экспонатов музея — оригинальный витраж с ирисами. Он местного производства, сделан в технике Tiffany и ни в чем не уступает лучшим европейским образцам. Таких витражей в доме сохранилось два — второй в квартире этажом выше (но туда не попасть — там частное жилье).
Музейную площадь городские власти арендуют у частных лиц: в 1992-м году в результате денационализации этот дом был возвращен потомкам бывших владельцев — балтийских немцев, которые в свое время купили его у самого Пекшена. За годы советской власти дом сильно обветшал, а огромные 200-метровые квартиры были превращены в коммуналки на пять-шесть семей. В квартире, где сейчас располагается музей, тоже была коммуналка. В одной из комнат жила бывшая владелица квартиры — удивительно, что в сталинские годы ее не сослали в Сибирь.
Фото: Елена Власова, Новая газета.Балтия
Денег в реставрацию этого здания было вложено просто немерено — даже сами владельцы затрудняются назвать конкретную сумму. Процесс как начался в 1990-х, так и продолжается по сей день. Музей расположился на первом этаже и в подвале. А выше — частные квартиры, офисы.
Сейчас в Музее югенда насчитывается около 9 тысяч экспонатов. Разумеется, не все из них находятся на виду. У музея есть свое хранилище, откуда вещи на время выставок перекочевывают в основную экспозицию.
Раньше в этом музее не было никакого ограждения, и экспонаты находились на расстоянии вытянутой руки. В какой-то момент это стало вызывать определенные проблемы — люди вступали с вещами в слишком близкий, тактильный контакт. Порой случались и кражи. Теперь здесь появилось ограждение в виде столбиков со шнуром и камеры видеонаблюдения. Но все-таки ощущение близости к экспонатам сохранилось. Кстати, возле некоторой мягкой мебели заграждения нет — и это значит, что на этих диванчиках или креслах можно сидеть. «Мы идем к нашим посетителям с открытым сердцем. Они это чувствуют и отвечают нам взаимностью», — говорит Агрита.
Фото: Елена Власова, Новая газета.Балтия
По подсчетам специалистов, в Риге насчитывается более 800 зданий в стиле югенд, причем их география не ограничивается центром города, а включает в себя и более отдаленные районы — Межапарк, Пардаугаву. В каком сейчас состоянии эти здания? «По-разному. Как правило, такие дома находятся в частной собственности, и тут все зависит от вкуса и кредитоспособности хозяев. Восстанавливать исторические интерьеры — это очень дорого. Проще сделать евроремонт», — говорит Агрита.
Но, к счастью, приметы югенда в Риге еще живы. В ночь музеев для широкой публики открываются сокровища даже там, где в обычное время они скрыты. Владельцы частных домов пускают организованные группы посетителей в свои дворы и парадные, чтобы те могли полюбоваться старинной плиткой, изяществом лестничных перил, изысканностью деревянных панелей. Но такое бывает раз в год.
Музей югенда, к счастью, открыт круглый год, шесть дней в неделю.