Иева Будрайте — лидер литовской партии зеленых и первый номер их списка кандидатов в Европарламент. Впервые в истории Литвы партия предложила список, полностью состоящий из женщин. Среди них — профессионалки из разных областей, феминистки, матери и гражданские активистки.
«По оценкам ученых, для достижения гендерного равнества Европе нужно 60 лет — это если прогресс сохранит нынешний темп. Мы не намерены ждать так долго, поэтому начали действовать», — говорит Иева Будрайте.
Иева, на прошлой неделе партия зеленых была в заголовках всех литовских СМИ. Обсуждали список кандидатов, который вы выдвинули в Европейский парламент: он состоит только из женщин. Чем было мотивировано это решение?
Наша цель — пролить свет на негативные экономические и социальные последствия неравного обращения с мужчинами и женщинами, а также выступить за увеличение участия женщин в политических процессах.
Статистика говорит сама за себя. В нынешнем созыве Европарламента женщины составляют 39% — несмотря на то, что численно превосходят мужчин на 5% в европейском населении. Этот показатель считается довольно высоким, но, по моему мнению, представляет неприемлемо низкую цифру — особенно в сообществе, которое поддерживает цели гендерного равенства, заложенные в договорах ЕС и различных стратегических документах. К сожалению, многое пока остается на бумаге. Например, равная оплата труда.
Женщины в ЕС зарабатывают на 13% меньше мужчин, а в Литве — на 16%, несмотря на более высокий уровень образования: 60% выпускников вузов — женщины. Этот разрыв способствует повышенному риску бедности в старости для женщин. Гендерный разрыв в пенсиях в ЕС составляет 37%.
Эти цифры отражают ситуацию, в которой у женщин по-прежнему недостаточно возможностей для совмещения семейной жизни и работы. Для матерей вернуться на рынок труда и попытаться догнать коллег-мужчин, которые продвигались в карьере во время их отсутствия, — вызов. Но это не единственная проблема. Из-за недооценивания во многих сферах женщины вынуждены ориентироваться на профессии с более низкими зарплатами.
Вместо решения этих и других проблем мы часто сталкиваемся лишь с риторикой и обещаниями. Более того, мы видим попытки подорвать то, что казалось защищенным: права на аборты были ограничены в Польше, в то время как защита от насилия ослаблена в Южной Европе.
Предстоящие выборы в ЕС определяют выбор ценностей, и мы хотим быть на той стороне истории, которая обеспечивает сохранение прав человека, демократии и равенства. При большем или более равном представительстве женщин решения Европарламента эффективнее бы учитывали их потребности.
Партия зеленых Литвы представила полностью женский список кандидатов в Европарламент на пустырях реки Вильняле среди куч мусора. Фото: Lietuvos žaliųjų partija
Полностью женский список кандидатов на выборах появился впервые в истории Литвы. Как думаете, почему этот момент настал именно сейчас? И почему именно ваша партия создала полностью женский список кандидатов?
По оценкам ученых, для достижения гендерного равенства в ЕС понадобится 60 лет, а в мире — 300, если прогресс сохранит нынешний темп. Мы не намерены ждать так долго, поэтому начали действовать.
Конкретно в Литве процесс достижения равного представительства, кстати, очень медленный. Да, у нас сейчас женщина на посту премьер-министра и женщина спикер парламента, но это скорее результат индивидуальных усилий, а не тенденция.
Только каждый десятый муниципалитет в стране возглавляет женщина, в сейме 100 мест из 141 занимают мужчины, а из 11 литовских представителей в Европарламенте лишь трое — женщины.
Зеленые — прогрессивная политическая организация, которая поддерживает права всех людей. Мы не терпим двойных стандартов, когда на словах обещают одно, а на деле происходит другое. Вот почему мы создали лучшие условия для участия женщин в выборах. И я горжусь тем, что сообщество Зеленых стало первым, кто установил этот прецедент.
В Литве и в Европарламенте нет гендерных квот. Как вы думаете, помогли ли бы квоты увеличить женское представительство в политике?
По моему мнению, квоты — это хороший дополнительный инструмент для изменения ситуации. Они помогают осуществлять так называемую «положительную дискриминацию», когда в переходный период создаются искусственные условия, чтобы облегчить вовлечение определенной группы в управленческие органы или другие структуры. В нашем случае, когда мы говорим о расширении участия женщин в политике, квоты в списках кандидатов могли бы способствовать большему вовлечению женщин — особенно когда они сочетаются с так называемым принципом зигзага, при котором каждый следующий кандидат в списке имеет другой пол.
Какие особенности литовского политического ландшафта вы учитывали при формировании списка кандидаток?
В Литве отсутствует ясная идеологическая политика. Я считаю, что если бы организации формировались и действовали на идеологической основе, это было бы более здоровым для всей системы: избиратели имели бы более четкое представление о том, чего ожидать от конкретных политиков.
Сейчас же мы видим множество организаций, действующих популистски, говорящих только то, что определенный сегмент общества хочет услышать в данный момент. Многие политики переходят из партии в партию, движимые расчетом. Они используют стратегию «привлечь всех, лишь бы добиться власти». Мы отличаемся, мы более честны. Надеюсь, что избиратели в конечном итоге это оценят.
По вашему мнению, как этот шаг — формирование полностью женского списка кандидатов — повлияет на политическую арену Литвы?
Конкурировать на политической арене с установленными партиями и популистскими фигурами сложно, но мы стремимся выдвигать на передний план те вопросы, которые важны для нас: климатический кризис, равенство, здравоохранение. Мы хотим помочь как политикам, так и обществу понять, что эти вопросы могут сочетаться с обеспокоенностью о безопасности.
Какие вызовы вы видите в продвижении этого списка кандидатов и привлечении избирательной поддержки? И какой он — ваш избиратель?
Один из вызовов для кампании — это президентские выборы, которые состоятся в Литве в мае. По-видимому, у нас будет два тура. Это значит, что выборы в Европарламент будут третьими подряд за шесть недель, и избиратели могут быть не готовы к тому, чтобы так часто ходить на участки для голосования. Мобилизация людей — нелегкая задача, особенно когда Европейский парламент по-прежнему воспринимается в Литве как нечто очень далекое.
С другой стороны, нашей целевой аудиторией являются прогрессивные левоцентристские избиратели, которые осознают необходимость предотвращения распространения крайне правой повестки в Европейском парламенте. Я убеждена, что люди жаждут рациональной, честной политики и поэтому выйдут голосовать за нас.
А как вы оцениваете реакцию общественности на ваш список кандидаток?
Мы представили наш список кандидатов необычным образом. Вместо того, чтобы выступать в конференц-залах, мы собрались в непрестижном районе столицы — на пустырях реки Вильняле среди куч мусора. Мы хотели показать, что не боимся замарать руки, разбирая этот беспорядок или говоря о вещах, которые многие склонны игнорировать.
Кажется, это сработало как своеобразный катализатор: мы получили стрелы критики от наших крайне правых конкурентов. И все же избирательная кампания в Европарламент в Литве пока не набрала особого оборота. Так что я надеюсь на больше количество идеалогических столкновений, чтобы начать активные дебаты и кампании в ближайшем будущем.
Фото: Lietuvos žaliųjų partija
Как вы собираетесь реагировать на критику или сомнения, которые могут возникнуть в связи с решением продвигать женский список кандидатов?
Образование. Аргументы, основанные на науке и статистике. Важно показать, что неравенство — это не только проблема женщин. Бремя, создаваемое стереотипами, подрывает счастье мужчин и побуждает их к саморазрушительному поведению. Об этом свидетельствуют статистика по самоубийствам, алкоголизму и другим зависимостям.
Расскажите о ваших коллегах. Какими компетенциями и опытом обладают кандидатки из вашего списка, которые делают их подходящими для работы в Европарламенте?
Мы выдвинули максимально возможный список кандидатов. Он состоит из 22 профессионалок, активисток, матерей, феминисток.
Возглавить список коллеги предложили мне. По образованию я политический аналитик, однако последние десять лет работаю в области экологической политики, выступая за решение климатического кризиса, возглавляя неправительственную организацию и три года работая публичным советником министра окружающей среды.
На втором месте в списке кандидатов стоит бывшая вице-министр образования и науки Хельга Мария Каузоне, которая сейчас преподает в Литовском университете здравоохранения. За ней следует доктор Мария Жуковскене — ученая Центра исследований природы, который специализируется на изменении климата. На четвертом месте — Эмилия Швобайте, юристка волонтерской организации «Sienas Grupė» и председательница «Gegužės 1-osios profsąjunga» (профсоюз 1 мая).
Закрывает пятерку Расма Пажемецкайте — лидер ромской общины. Я хочу обратить особое внимание на то, что мы выдвигаем кандидатом женщину, представляющую национальные меньшинства. Это еще одна возможность обсудить замалчиваемую проблему — дискриминацию.
Также среди первых десяти кандидатов: Вильма Сабаляускене — специалистка по экологическому праву в юридической фирме; Анастасия Скунчикайте — специалистка Государственной службы по регулированию энергетики; Рута Андриушкевичене — основательница Движения литовский учителей; Инга Лаурушоне — преподавательница коммуникаций; и Дануте Симелиене — врач.
Какие конкретные изменения или инициативы вы хотели бы предложить для обсуждения в Европарламенте? Почему они важны для Европы и для Литвы?
По нашему мнению, важно принимать решительные и бескомпромиссные меры. Среди них: постепенное прекращение использования ископаемого топлива к 2040 году, инвестирование в сохранение природных ресурсов, прекращение чрезмерного потребления, снижение налогов для работающих людей и увеличение налогов для самых богатых и наиболее загрязняющих окружающую среду.
Также мы выступаем за продвижение растительного питания, укрепление эмоционального и психологического здоровья людей, обеспечение профилактики заболеваний и устойчивости здравоохранительной системы.
Важны для нас и вопросы безопасности.
Во-первых, мы выступаем за то, чтобы в крайне срочном порядке помочь Украине победить в войне и вступить в ЕС и НАТО.
Во-вторых, нам кажется жизненно необходимым продвигать инновационную оборонную промышленность в ЕС. В-третьих, мы призываем упразднить право вето по вопросам безопасности и внешней политики ЕС. Наконец, мы выступаем за увеличение устойчивости европейских систем к дезинформации и киберугрозам.
Какие уроки и опыт для будущей работы вашей партии вы намерены извлечь из этой инициативы с выборами в Европарламент?
Самое главное для нас — быть верными своим идеям. И каждая избирательная кампания — это возможность укрепить команду, собрать волонтеров и новых участников.
И напоследок: какие вызовы и препятствия вы видите на пути достижения более равноправного участия женщин в политике, как в Литве, так и в Европе?
Тот факт, что значительная часть населения по-прежнему не имеет тех же прав, представительства и ресурсов, что и другая сторона, несправедлив. Это ведет к эрозии демократии. Мы должны стремиться противостоять этому.