«Выборы без выборов», «выборы Путина», «имитация выборов». Западные эксперты и российские аналитики из числа оппонентов Кремля не скупятся на язвительные оценки пропагандистской кампании, которая вошла в историю как «выборы президента РФ 2024 года». Имя победителя было известно еще задолго до старта предвыборной гонки, а наблюдателям оставалось довольствоваться второстепенными по своей сути вопросами: кому позволят занять место в избирательном бюллетене рядом с Владимиром Путиным и с каким «ошеломляющим» результатом автократ победит на этот раз.
Интрига по поводу «альтернативных кандидатов» пропала быстро: Екатерину Дунцову, которую прочили на роль «российской Светланы Тихановской», не допустили даже к сбору подписей. «Либералу-государственнику» Борису Надеждину, известному российской публике в качестве «мальчика для битья» в пропагандистских ток-шоу, было позволено собрать подписи и даже повысить свою узнаваемость с помощью осторожной антивоенной риторики. На этом участие Надеждина в «выборах Путина», однако, завершилось, а новой «альтернативой Путину» стал серый, не харизматичный, но настойчивый и амбициозный заместитель председателя Государственной Думы Владислав Даванков, за которого и отдали в итоге свои голоса многие противники Путина.
Серьезной альтернативой и уж тем более «антивоенным кандидатом» Даванков при этом и близко не являлся. Если во время предвыборной кампании он, не желая отпугивать антивоенный электорат, намеренно обходил тему войны стороной, то после объявления итогов голосования Даванков предстал убежденным и радикальным адептом «специальной военной операции» и сторонником Путина.
Основным событием предвыборной кампании стала гибель Алексея Навального, всколыхнувшая протестную активность в России. Похороны Навального, акции его памяти в России и за ее пределами, очереди возле дипломатических представительств РФ в день голосования и акция «Полдень против Путина» продемонстрировали наличие протестного потенциала, но не стали серьезным вызовом для Кремля. Успешные украинские атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы и действия «Русского добровольческого корпуса» и других «российских добровольцев» в приграничных регионах России были отмечены в Украине и на Западе, но были восприняты в самой России скорее с равнодушием. Эти факторы, однако, повлияли на конечный результат Владимира Путина, который был объявлен после выборов.
Еще 11 марта близкий к Кремлю Всероссийских центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исходил из явки в 71% и предсказывал Путину при этом поддержку 82% избирателей. 18 марта ЦИК объявил о явке в 77,44% и о победе действующего главы государства с результатом 87,29%.
Владимир Путин на митинге-концерте в Москве,посвященном 10-летию аннексии Крыма. Фото: Кремль.Новости
Многие независимые эксперты не сомневаются в том, что «выборы» были сфальсифицированы, а движение «Голос» и издания «Важные истории» и «Новая газета. Европа» и вовсе пришли к выводу, что в пользу Путина были вброшены более 20, а возможно и более 30 миллионов бюллетеней. При этом значительную популярность и поддержку Путина в российском обществе не оспаривают даже его самые радикальные критики. Зачем же Кремлю понадобилось столь открыто, грубо и нагло подтасовывать результаты выборов, на которых Путин мог убедительно победить без особых усилий?
Подтасовки и манипуляции на выборах являются обычной практикой на российских выборах эпохи Путина, а сам российский лидер откровенно наслаждается культом своей личности. До сих пор российские власти предпочитали, однако, действовать элегантно, уповая на признание выборов за пределами страны и стараясь придать электоральный кампаниям налет цивилизованности.
В 2024 году подобные вопросы на повестке дня больше не стоят. На Западе сформировался образ тирана, диктатора и военного преступника Путина, а Международный уголовный суд даже выдал ордер на его арест. Для большинства азиатских и африканских партнеров Кремля путинские результаты и методы являются обыденностью.
Оглушительный триумф Путина на выборах должен был продемонстрировать консолидацию российского общества вокруг своего лидера и безусловную поддержку войны.
А неблагоприятный внешний фон лишь подстегнул российские власти к дополнительным фальсификациям. Данная особенность хотя и заслуживает внимания, но не отменяет главного: в марте 2024 года десятки миллионов россиян отдали свои голоса за военного преступника и остальных карманных псевдо-кандидатов, фактически поддержав тем самым кровавую преступную войну. И это выбор с последствиями:
самое позднее после 17 марта 2024 года избиратели Путина несут моральную ответственность за злодеяния «своего президента».
Пятый президентский срок Владимира Путина не предвещает сторонникам свободы, демократии и мира ничего хорошего. В истории нахождения бывшего подполковника КГБ Путина у власти в России прослеживается четкая отрицательная тенденция: после каждый новых выборов в этой стране становится все меньше свободы и демократии, а репрессии лишь усиливаются.
Путин образца 2024 года — худший Путин в истории России: пожилой автократ, движимый реваншистскими амбициями и имперскими комплексами; конспиролог, которому будущее не сулит ничего хорошего и все глубже погружающийся в учебники истории; военный преступник с ядерной кнопкой, несущий ответственность за смерти сотен тысяч людей и без сомнения готовый бросить все новые и новые «человеческие дрова» в топку своей войны. Этот Путин останется ключевой угрозой для свободного мира на ближайшие годы.