logo
Новая газета. Балтия
search
КОЛОНКАПолитика

Женщины против диктаторов. Политические перспективы Юлии Навальной

Женщины против диктаторов. Политические перспективы Юлии Навальной

Юлия Навальная. Скриншот/YouTube

После смерти российского оппозиционера Алексея Навального его вдова Юлия пообещала россиянам продолжить дело мужа и «бороться за нашу с вами страну». После этого Юлию Навальную начали сравнивать с беларуской Светланой Тихановской, которая после ареста мужа стала кандидатом протеста на президентских выборах 2020 года. Кремль развернул кампанию по дискредитации Навальной — а значит, у власти РФ есть страх перед появлением «российской Тихановской». Тем не менее, в 2024 году режимы Путина и Лукашенко выглядят прочно и стабильно. Скорый триумф женщин-демократок выглядит чем-то из мира фантастики. И все-таки один важный фактор играет против пожилых автократов. Это фактор времени — оно на стороне женщин.

После гибели Алексея Навального на Западе развернулась дискуссия о политическом будущем его вдовы Юлии, заявившей о готовности продолжить дело покойного супруга и о решимости добиться победы над режимом Владимира Путина. Отдельные авторы и вовсе поспешили объявить Навальную новым лидером российской оппозиции.

Популярность приобрели и сравнения россиянки Юлии Навальной с беларуской Светланой Тихановской, а их встреча на конференции по безопасности в Мюнхене 16 февраля была преждевременно оценена как прелюдия к созданию «белорусско-российского женского тандема», который объединит силы в борьбе с политическими долгожителями Александром Лукашенко и Владимиром Путиным.

Юлия Навальная и Светлана Тихановская. Фото: Telegram-канал Светланы Тихановской

Юлия Навальная и Светлана Тихановская. Фото: Telegram-канал Светланы Тихановской

Многие западные публикации о Юлии Навальной носят откровенно апологетический характер, а желаемое порой выдается за действительное. В экспертном сообществе политические шансы Навальной оцениваются скорее скептически, а в качестве реальной угрозы Путину она сегодня не воспринимается.

Но тем не менее российская власть подходит к новой политической фигуре довольно серьезно: хотя близкие к Кремлю эксперты с презрением называют Навальную «политической пустышкой», но в России развернулась масштабная кампания по дискредитации вдовы Алексея Навального. Юлию Навальную стремятся представить «западной марионеткой», а также циничной, расчетливой и подлой интриганкой, которую не интересует судьба покойного мужа, которая не явилась на его похороны, намеревается почивать на лаврах Алексея Навального и поспешит устроить свою личную жизнь. Дмитрий Медведев и вовсе ввел в обиход термин «веселая вдовушка российского экстремиста».

Позорная и циничная кампания выдержана в худших советских традициях и в очередной раз показывает моральный облик сегодняшнего российского руководства, а также бытующие в высших эшелонах власти сексистские представления о роли женщины в политике и общественной жизни. Цель кампании на поверхности — подорвать репутацию Навальной, в том числе и среди сторонников Алексея Навального, и не допустить ее превращения в «российскую Тихановскую».

Страх перед «российской Тихановской» в Кремле действительно присутствует.

Если «системного либерала» Бориса Надеждина сняли с президентской гонки на этапе сбора подписей, то 40-летнюю журналистку, бывшего муниципального депутата Ржевской областной Думы Екатерину Дунцову не допустили даже до этой фазы избирательной кампании. Фигура одинокой матери троих детей и новичка в федеральной политике Дунцовой стала открытием российских президентских выборов 2024 года и в определенной степени напоминала Светлану Тихановскую 2020 года.

Для Кремля борьба с женщинами в политике является пока новой задачей, при решении которой он опирается на богатый и противоречивый опыт своего верного союзника Александра Лукашенко. Режим Лукашенко уже четвертый год ведет борьбу против Светланы Тихановской и может похвастаться определенными успехами.

Покинувшая Беларусь в августе 2020 года Тихановская заочно приговорена к 15 годам колонии общего режима, подвергается систематическим нападкам, а моральных красных линий для белорусских властей уже давно не существует.

Тихановская хотя и объявлена «политическим трупом» и на самом деле по разным причинам (как объективным, так и субъективым) утратила былую популярность в Беларуси, но ее травля в государственных СМИ не ослабевает.

Причины этого явления кроются отнюдь не в актуальном значении политика, а скорее в жажде мести за протесты 2020 года и злости диктатора за собственные политические просчеты.

На беларуских президентских выборах 2020 года Тихановская заменила своего супруга Сергея, арестованного в мае 2020-го и приговоренного в декабре 2021 года к 18 годам тюрьмы.

Светлана Тихановская с портретом своего мужа Сергея. Фото: Telegram-канал Светланы Тихановской

Светлана Тихановская с портретом своего мужа Сергея. Фото: Telegram-канал Светланы Тихановской

Разрешив Тихановской участвовать в выборах и позволив ей вместе с Марией Колесниковой и Вероникой Цепкало провести современную и креативную «женскую предвыборную кампанию», Лукашенко допустил одну из ключевых ошибок своей долгой политической карьеры.

Автократ стал жертвой собственных сексистских представлений о «мужике», который должен стоять во главе Беларуси, и о беларуском обществе, которое «не созрело для того, чтобы голосовать за женщину».

В 2020 году белорусские власти решили повторить свой удачный опыт президентских выборов 2015 года, когда в качестве альтернативного кандидата была допущена сопредседатель общественной организации «Говори правду» Татьяна Короткевич, которой позволили занять второе место с результатом около 4,5% голосов. Вера в то, что кандидатура «домохозяйки» Тихановской не только не будет иметь успеха, но и дискредитирует демократические силы в глазах избирателей, сыграла с Лукашенко злую шутку. Опрос британского исследовательского центра Chatham House показал, что Тихановская разгромила Лукашенко уже в первом туре и если и не набрала 50% голосов, то уже точно вышла во второй тур со значительным отрывом.

Феномен «президента Светы» в 2020 году объясняется, однако, не столько «женской компонентой» (хотя и она играла важную роль), сколько желанием беларусов и беларусок добиться перемен и положить конец правлению Александра Лукашенко. Публичные заявления Лукашенко показывают, что он так и не осознал глубину своих заблуждений, а сексистские представления глубоко укоренились в его сознании. На серьезные изменения в этом случае рассчитывать не приходится, а эксперименты с альтернативными демократическими кандидатами, и уж тем более с женщинами, в Беларуси Лукашенко скорее исключены.

Юлия Навальная. Скриншот/YouTube

Юлия Навальная. Скриншот/YouTube

Если Светлана Тихановская сегодня является состоявшимся политиком — признанным лидером демократических сил со связями и поддержкой на Западе, хотя в эмиграции и без реального влияния на ситуацию в Беларуси, то Юлия Навальная находится лишь в начале своего политического пути.

Раздробленность и политическая маргинальность российской оппозиции, чрезвычайно неблагоприятные внутриполитические и внешнеполитические обстоятельства и значительная популярность Путина в самой России (в отличие от Лукашенко в 2020 году) не говорят в пользу Навальной, основным политическим капиталом которой является героическая фигура ее супруга Алексея.

В 2024 году режимы Владимира Путина и Александра Лукашенко выглядят прочно и стабильно. Они опираются на разветвленные аппараты репрессий и пропаганды, которые работают исправно. Скорый триумф женщин-демократок представляется сценарием из мира фантастики. И все-таки один важный фактор играет против пожилых автократов. Это фактор времени. Оно на стороне женщин.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.