На экраны Латвии вышел новый 8-серийный фильм «Пансион во дворце». У этой авантюрной комедии о жизни латвийской богемы в 1920-е годы есть все шансы на то, чтобы стать новым национальным блокбастером.
Сериалы у нас теперь показывают в кинотеатрах — по 2-3 серии за сеанс. И только потом, после кинопроката, они выходят на телевидении и потоковых платформах. Подобная схема впервые была опробована три года назад, когда вышел сериал «Эмилия. Королева латвийской прессы». Он рассказывал о миллионерше и светской львице 1920-30-х годов, чья жизнь закончилась в ГУЛАГе, — Эмилии Беньямин.
Эксперимент оказался удачным: латвийский зритель охотно пошел в кинотеатры на местный продукт, и никого не смущал тот факт, что фильм разделен на несколько частей, а его показ растянулся более чем на месяц. В итоге «Эмилия» получила главную национальную кинонаграду «Большой Кристап» и стала самым посещаемым фильмом 2021 года. «Пансион во дворце», снятый той же студией Mistrus Media и практически той же творческой командой, повторяет этот успех: за первые 6 дней проката в кинотеатрах две первые серии посмотрели 7 тысяч зрителей.
«Пансион во дворце» стал самым дорогим латвийским сериалом прошлого года.
Большую часть его бюджета составили так называемые «ковидные» деньги. Чтобы поддержать национальные кинематографии, пострадавшие во время эпидемии коронавируса, Евросоюз создал специальный фонд REACT-EU. Средства из него были предназначены для создания новых фильмов, причем осуществить эти проекты нужно было в конкретные и очень сжатые сроки — с августа 2022-го по конец 2023-го года, то есть менее чем за полтора года.
Латвии из этого фонда досталось около 5,5 млн евро. Плюс еще около 1 млн выделило латвийское государство. Итого — на 6,5 млн евро латвийские кинематографисты умудрились снять 9 лент — 4 игровые, 1 документальную и 4 сериала. «Пансиону во дворце» досталась самая солидная часть — 1 123 308 евро. Конечно, по западным меркам, это сущие копейки, но балтийские кинематографисты давно доказали, что способны производить вполне качественный продукт даже с самыми скромными бюджетами.
Кадр из сериала «Пансион во дворце»
«Пансион во дворце» — экранизация одноименного романа Аншлава Эглитиса (1906-1993), известного латышского писателя, чьи произведения входят в школьную программу. Большую часть своей жизни он провел в эмиграции: в 1944-м году уехал из Латвии в Германию, затем в Швейцарию и, наконец, в США.
Аншлав Эглитис был не только писателем, но и поэтом, драматургом, художником. В США он написал более 50-ти произведений, хотя особых денег это ему не принесло (известно, что в 1950-е годы за одну пьесу ему платили 50 долларов). Зарабатывал он тем, что делал интервью со звездами Голливуда — от Альфреда Хичкока до Арнольда Шварценнегера, Тома Круза и Джона Траволты. Благо, жил он поблизости, в Лос-Анджеллесе.
С соотечественниками Аншлав Эглитис практически не общался, но о Латвии никогда не забывал. Она присутствует во многих его произведениях, а в романе «Пансион во дворце», опубликованном в 1962-м году, предстает в ностальгической дымке — этакий миф об утраченном рае.
Роман (как впоследствии и фильм) получился художественным, но отчасти и документальным. Дело в том, что тот самый «дворец», о котором идет речь, — это реальное поместье Инциемс в окрестностях Сигулды, где автор проводил каждое лето в свои юные годы. Эту старинную помещичью усадьбу с 32 комнатами, некогда принадлежавшую немецкому барону, в 1920-х годах подарили его отцу Виктору Эглитису — тоже известному писателю, классику латышского модернизма. Это был подарок от латвийского государства за его литературные заслуги.
Дворцом эту усадьбу назвать было трудно, поскольку находилась она в крайне запущенном состоянии. Плюс она досталась Виктору Эглитису вместе с обитателями — с одной стороны там располагался магазин (где торговали, в том числе, паленым алкоголем), а с другой жили слуги, некогда работавшие у барона. Но предприимчивый литератор не растерялся. Он вложил в ремонт усадьбы очень кстати подоспевший гонорар за очередную книгу и превратил ее в модный пансион для латвийской творческой интеллигенции (сейчас сказали бы «Дом творчества»).
В межвоенный период это было очень популярное место отдыха для представителей богемы — писателей, художников, актеров, композиторов. Их бурную творческую (и личную) жизнь, а также взаимоотношения с местной публикой Аншлав Эглитис описал в своем романе. Причем знаменитости там фигурируют под своими настоящими именами, и никакого особого пиетета писатель к ним не испытывает. Алкогольные возлияния, амурные похождения и творческие дискуссии, переходящие в драки, — все это описано с иронией, но и с большой любовью.
Кадр из сериала «Пансион во дворце»
Тут важно еще и время действия — 1920-е годы. Недавно окончилась война, только-только родилось Латвийское государство, люди еще жили бедно, но были полны надежд и ощущения безграничной свободы, а искусство переживало небывалый расцвет. Этот благословенный период продлился совсем недолго, но в истории Латвии остался, пожалуй, самым светлым пятном.
Сериал снимался этим летом, но не в Инциемсе, где от усадьбы практически ничего не осталось (в советское время там был молочный завод), а в другой усадьбе — Падуре под Кулдигой. Она находится в хорошем состоянии, так что художникам приходилось, наоборот, ее гримировать под руины.
Над сериалом работали три режиссера — Андис Мизишс, Давис Симанис и Марта Элина Мартинсоне. В ролях занят весь цвет латвийского театра и кино: Гундарс Аболиньш, Гуна Зариня, Юрис Стренга, Каспар Знотиньш, Ивар Калныньш и многие другие.
Кадр из сериала «Пансион во дворце»
Одну из главных женских ролей — возлюбленной, а потом и жены главного героя Виктора Эглитиса, художницы Хильды Вики, сыграла директор Рижского русского театра имени Михаила Чехова (и, несмотря на свою нынешнюю должность, весьма востребованная актриса) Дана Бьорк. Она призналась, что съемки в сериале стали для нее настоящим отдыхом и отдушиной.
По жанру «Пансион во дворце» — это комедия. Причем авантюрная: герои постоянно ввязываются в какие-то истории и попадают в нелепые ситуации.
Все это будет продолжаться до восьмой, заключительной серии, которая снята в виде документального фильма и рассказывает о том, как сложились судьбы главных героев. И вот тут становится совсем не до шуток.
Писатель Аншлав Эглитис в 1944 эмигрировал из Латвии и больше в нее никогда не возвращался.
Его отец Виктор Эглитис в 1945-м году был арестован по сфабрикованному обвинению в сотрудничестве с фашистами и расстрелян, eго похоронили в oбщей могилe.
Художница Хильда Вика после войны была вычеркнута из мира искусства, не могла участвовать в выставках, вела практически нищенскую жизнь, стала инвалидом.
Художник Роман Сута в 1943 году был арестован и расстрелян.
Его жена Александра Бельцова узнала о смерти мужа только спустя 10 лет.
В общем, с героями все закончилось очень печально. Но мы в сериале этого не видим. На экране пока еще только 1920-е годы — молодость, радость, творчество и любовь…