logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

Скрипач Гидон Кремер принял участие в рижском концерте памяти дирижера Мариса Янсонса

Скрипач Гидон Кремер принял участие в рижском концерте памяти дирижера Мариса Янсонса

Фото: Янис Пориетис

В этом году исполнилось бы 80 лет всемирно известному дирижеру, родившемуся в Риге Марису Янсонсу. Он умер 30 ноября четыре года назад в Санкт-Петербурге. В Риге состоялся концерт памяти великого музыканта, главным гостем которого стал другой выдающийся уроженец Риги, скрипач Гидон Кремер.

Сплетение судеб — Марис Янсонс и Гидон Кремер родились в латвийской столице неподалеку друг от друга. Янсонс появился на свет в 1943 году в семье оперной певицы Ираиды (Иды) Янсонс и дирижера Арвида Янсонса, оба работали тогда в Латвийской опере. Марис родился в суровое время Холокоста, по матери он еврей. По счастью, в самые первые дни немецко-фашистской оккупации отец Арвид успел сделать документы для супруги, в которых не упоминалось ее еврейское происхождение. Но во избежание катастрофы она жила в укрытии на улице Виландес — по счастью, через полтора года фашистская оккупация закончилась.

В свою очередь, Гидон Кремер, в котором текут еврейская, немецкая и шведская крови, родился в 1947 году и вырос он на улице Рупиецибас, а также в доме своего дедушки, профессора скрипки Брюкнера на улице Аусекля, а именно эти две улицы находятся параллельно Виландес. Увы, семья Кремеров потеряла немало своих родственников в рижском гетто.

И Янсонс, и Кремер начинали свое творчество в рижской музыкальной школе имени Дарзиня по классу скрипки. Оба еще в ранней юности покинули Латвию — Марис с отцом уехал в Ленинград и стал ведущим дирижером легендарного оркестра Ленинградской филармонии им. Д.Д.Шостаковича, а Кремер поехал на учебу в Московскую консерваторию, в класс великого Давида Ойстраха. В 1979-м Марис стал руководителем Королевского филармонического оркестра в Норвегии, который из малозаметного за более чем двадцать лет под руководством Янсонса стал одним из ведущих в мире. Гидон остался на Западе в 1980-м.

Оба сделали мировую карьеру, периодически выступали вместе в самых разных залах по всему миру.

И оба практически первыми из великих рижских музыкантов вернулись в Латвию с концертами после восстановления независимости республики.

Их совместное выступление в октябре 1995 года во время открытия Латвийской Национальной оперы после реконструкции — воистину историческое, а исполнение скрипичного концерта Паганини — действительно уникально.

Гидон Маркусович затем возвращался в Ригу неисчислимое количество раз, в 1997-м создал камерный оркестр KREMERata Baltica, соединивший молодых музыкантов трех стран Балтии. Марис Янсонс приезжал уже после вступления Латвии в ЕС и НАТО с легендарными коллективами — возглавляемыми им оркестрами амстердамского «Концертгебау» и оркестром Баварского радио. И он заслуживает безмерного почтения только уже за то, что в 1997-м, когда в его родной Латвии случилась трагедия (в маленьком городке Талси во время городского праздника погибли дети) моментально исполнил в Петербурге «Реквием» Верди. Потом попросил зал встать в минуте молчания. После чего, не заезжая в Латвию (в те годы на родину он приезжал крайне редко), уехал в США, где руководил Питтсбургским оркестром.

Но, собственно, ему даже не обязательно было приезжать специально на родину, поскольку лучшего посла Латвии во всем мире в то время в Риге ни за что ни в каком МИДе невозможно было отыскать. В 2006-м году Янсонс получил гражданство Латвии за особые заслуги и орден командора Трех звезд — высшую награду Латвийской Республики.

Сейчас в рижской Большой Гильдии играл Латвийский Национальный симфонический оркестр и символично, что его возглавил некогда главный дирижер этого коллектива Андрис Пога, который сейчас работает как раз именно в Норвегии, с оркестром Ставангера. Гидон Кремер прилетел после концертов в Германии и Италии. Он исполнил знаменитый 35-минутный Offertorium Софии Губайдулиной. Автор, уехавшая из России еще в начале 1990-х, и ныне здравствует, ей 92 года, живет в Германии. Знаковое сочинение и для композитора, и для исполнителя, которому отвергнутая официальным руководством Союза композиторов СССР София некогда посвятила это программное сочинение, в котором разрушаются каноны классической музыки, а затем реконструируются, иногда в обратном порядке.

Фото: Янис Пориетис

Фото: Янис Пориетис

После этого Гидон Маркусович обратился к залу: «Я хочу исполнить «Серенаду» одного из ведущих современных композиторов Украины Валентина Сильвестрова, в поддержку страны, которая борется за свою независимость и свободу». Напомним, что после 24 февраля 2022 года 85-летний Сильвестров, родившийся и всю жизнь проживший в Киеве, вынужден был стать беженцем и сейчас живет в Берлине.

Во втором отделении оркестр под управлением Андриса Поги исполнил величественную Вторую симфонию Иоганнеса Брамса, которой неисчислимое количество раз с самыми разными оркестрами и в самых разных уголках мира дирижировал и Марис Янсонс.

Фото: Янис Пориетис

Фото: Янис Пориетис

Одновременно с этим в белом зале Большой гильдии открыли выставку памяти Мариса Янсонса, которую подготовил бывший министр культуры Латвии и некогда посол в Швеции Янис Дрипе. Он представил живописные полотна с изображениями дирижирующего Янсонса, которые созданы известным норвежским художником Хокконом Гулвагом. Сам художник тоже прибыл на мероприятие.

«Сердце Мариса Янсонса принадлежало Латвии, но его имя и вклад — всему миру, — говорит биограф Янсонса, часто с ним встречавшаяся и беседовавшая музыковед Гунда Вайводе, директор третьего канала Латвийского радио «Klasika».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.