Длинные очереди, нехватка специалистов, пациенты, испытывающие боль и страх, их родственники в стрессе, пытающиеся добиться чего-то у загруженных врачей — с этим ассоциируется посещение медучреждений у многих из нас. Чтобы сделать эмоциональную среду больницы более комфортной и человечной для всех, на помощь приходят Доктора Клоуны.
В Латвии сейчас работают 37 профессиональных Докторов Клоунов. Недостаточно просто надеть яркий костюм и нацепить нос — каждый из медицинских клоунов проходит обучение, менторство в больнице и обязательную супервизию дважды в месяц. Мы провели день с Доктором Ой и Доктором Гугой в Детской клинической университетской больнице в Риге, чтобы узнать больше о работе медицинского клоуна.
Кто они такие?
Во многих странах мира существуют благотворительные организации Докторов Клоунов — они регулярно посещают больницы, чтобы принести туда немного веселья и игры, сделав будни маленьких пациентов, их близких и медперсонала менее тягостными.
В Латвии общество «Dr.Klauns» работает уже 11 лет. За эти годы были обучены более 90 профессиональных Докторов Клоунов, 37 из которых в настоящий момент работают в больницах в семи городах Латвии — Вентспилсе, Даугавпилсе, Лиепае, Валмиере, Резекне, Цесисе и Риге.
За год Доктора Клоуны приходят в больницу в среднем 860 раз и контактируют приблизительно с 13 400 пациентами.
Художественный руководитель команды Игорь Наровский, он же Доктор Сэдхэт, рассказал, что латвийских Докторов Клоунов отличает фокус на терапевтической игре: «Я сам по образованию психотерапевт, поэтому для меня это очень важный компонент нашей работы. Не столько отвлечь и развлечь ребенка, а, наоборот, дать ему возможность прожить свои чувства».
«Задача клоуна — создать безопасное пространство игры, где человек перестает быть пациентом, и к нему возвращается не история его болезни, а его личная история. Где он имеет право на чувства, на выбор. У больницы есть четкая задача — мы лечим это тело, оно к нам попало, все остальное лишнее, дайте нам делать свою работу. А весь эмоциональный, психологический компонент уходит на второй план. Но от него многое зависит. И клоун помогает человеку вернуть себе эту важную часть», — продолжает Игорь.
Он вспоминает, что за 11 лет практики больше всего его потрясла одна история:
«Мы пришли в отделение, и медсестры нам сказали, что можно заходить куда угодно, кроме палаты 13 — там девочка с терминальной стадией онкологии. И в этот же момент открывается дверь этой палаты, на пороге появляется девочка. Мы встречаемся взглядами и начинаем играть с ней — как будто она контролирует мое тело: швыряет меня в стену, подбрасывает, мнет. И я понимаю, что она делает со мной все то, что проживает сама. Периодически подходит медсестра и предлагает поставить морфин, девочка хохочет, мама говорит, что пока не надо. Медсестры были удивлены. А для меня это стало прямым доказательством, что игра, если она удачно сложится, может на какое-то время заменить даже морфин».
94% педиатров отмечают, что присутствие Докторов Клоунов помогает им провести полный медицинский осмотр, а также снижает количество госпитализаций детей на 7% (по данным исследования IMAJ, 2017, Израиль).
Как превратиться из человека в клоуна?
Мы отправляемся в детскую клиническую университетскую больницу, чтобы своими глазами увидеть работу Докторов Клоунов. Сегодня на смене Зане и Гунта, мы встречаемся в регистратуре и идем в гримерную. По дороге знакомимся: Гунта раньше работала журналисткой, а потом переквалифицировалась в Доктора Клоуна и социального работника с детьми с расстройствами аутического спектра и ментальными особенностями, Зане была воспитательницей в саду и сейчас продолжает работать с детьми — не только тут, но и в качестве администратора в реабилитационном центре для детей и подростков.
Гунта и Зане — Доктор Гуга и Доктор Ой. Фото: Катя Тяпкова, Новая газета. Балтия
В кабинете-гримерке Зане и Гунта начинают постепенно превращаться в Доктора Ой и Доктора Гугу. «Это был долгий путь, пока мы смогли из людей превратиться в клоунов, которым позволено чуть больше», — говорит Зане. «Обратно потом сложно возвращаться, иногда после смены идем по улице и напоминаем друг другу, что на нас уже нет носов, надо вести себя прилично», — смеется Гунта, пока гладит наряд. Сегодня у нее новое платье — желтое в огромный черный горошек. К нему — яркие бусы, большие клоунские башмаки и пальма с бантом на голове. Доктор Ой одета во французском стиле — белая рубашка, фрак, широкие брюки, полосатые гольфы, берет и маленькая синяя гитара за спиной.
Клоунессы почти готовы:
— Куда сегодня — желудок или нервы?
— В хирургию!
Но сначала разминка: они импровизируют между собой, делают зарядку, танцуют, играют в мячик, надувают воображаемые шары. Натягивают красные носы, выходят за дверь, и начинается магия, а точнее — игра. В пустом коридоре только мальчик лет 14, уткнувшийся в телефон. Пока мы ждем лифта, Ой и Гуга пытаются привлечь его внимание, здороваются, издают разные звуки. Подросток отрывается от экрана, видит клоунов и широко улыбается.
Невозможно устоять и не откликнуться. Мне выдали белый халат, и я почти сразу перестаю быть репортером — я уже в игре, поправляю очки на носу, походка становится важной, кажется, я сегодня Главный врач.
Пельмени с клубничным вареньем
Начинается наше торжественное шествие по больнице. Доктора Клоуны то крадутся, то танцуют, то перепрыгивают невидимые преграды. Все, кого они встречают на пути, рады их видеть — дети и родители улыбаются, обнимают, дают пять, врачи и медсестры шутят и рассказывают последние новости. В дальнем углу коридора сидит женщина с опущенной головой — мама ждет ребенка с рентгена — и вот ее замечают Доктора Клоуны, они играют для нее концерт, она начинает прихлопывать в такт. В этом углу больницы как будто стало светлее.
В коридор заходит мальчик с чемоданом на колесиках, он ложится в больницу — Ой и Гуга вскидывают над ним разноцветные ленты в виде арки: «Добро пожаловать в Лондон, Париж, Барселону!». Новоприбывший смеется.
Проходим через приемный покой. В коридоре на кушетке лежит девочка, рядом стоит папа. «Что случилось? — Поскользнулась на льду, выскочила коленная чашка. — Ого, прям выскочила? Поймать-то успели?». Папа с девочкой начинают хохотать над Гугиным вопросом. «Да? А почему домой тогда не идешь? Аа, понятно, потому что обуви нет». Клоуны хватают бумажные стаканчики у кофейного аппарата и надевают их девочке на торчащие из под простыни ноги: «Ну теперь порядок!».
Фото: Катя Тяпкова, Новая газета. Балтия
96% врачей отмечают, что у после визита Докторов Клоунов у детей улучшается самочувствие, появляется аппетит, они легче идут на контакт с медперсоналом и разрешают проводить лечебные процедуры (по данным исследования IMAJ, 2017, Израиль).
Идём дальше. По дороге Доктора Клоуны никого не обделяют вниманием. Каждый из пациента «талончик номер 349» становится вдруг живым человеком — увиденным и полным эмоций.
Добираемся до отделения — в 13 палате ковид, туда нельзя. Ой и Гуга через стекло корчат рожи, поют песни, мальчик машет им в ответ.
В палате номер 9 лежит на боку лежит девочка-подросток — видно, что ей больно и неудобно. Доктор Ой спрашивает, как ее зовут. Девочка неохотно отвечает: «Эверита». Клоуны просят угадать, как их зовут. Эверита сначала без интереса включается в диалог, а через несколько минут уже просит придумать и ей новое имя и говорит, что мечтала бы съесть сейчас пельменей. « С клубничным вареньем? — уточняют Доктора. — Да! — соглашается Эверита. — Закажем у медсестер!». Девочка улыбается.
На сегодня наш веселый больничный обход закончен. Два часа пролетели незаметно. Мы прощаемся с Докторами Клоунами, я иду домой по заснеженному городу и понимаю, что никогда не видела за один день столько улыбающихся людей — тем более, медработников. И так много людей, открытых к контакту с незнакомыми людьми. А оказывается, нам для этого нужно совсем немного волшебства, а точнее — игры.
А что за всем этим?
Проект Доктор Клоун — это не только игра и веселье. За ним стоит обучение клоунов, менторство в больнице, обязательная супервизия для каждого доктора два раза в месяц, а кроме этого — постоянная работа по привлечению денежных средств, без которых Доктора Клоуны не смогут работать.
Координаторка проекта Марианна Миловска рассказала, что проект существует только на деньги частных и юридических лиц: «Но с последними сейчас стало хуже, так как убрали облегчение по налогам, и многим компаниям это стало просто невыгодно».
На государственное финансирование Доктора Клоуны не претендуют принципиально: «Мы знаем, какие низкие зарплаты у медработников в Латвии. Мы не хотели с ними конкурировать ни за что, особенно за деньги. С самого начала нашей работы нам пришлось долго входить в доверие к персоналу и убеждать, что нам не платит зарплату больница».
Марианна поделилась, что несколько лет назад она давала интервью на радио. Журналистка позвонила в прямом эфире врачу детской больницы и спросила, не мешают ли Доктора Клоуны работать врачам. На что он ответил: «как они могут мешать, мы же коллеги». В этот момент Марианна поняла, что персонал больницы их наконец принял: «Это было очень важно и трогательно для меня».
83% врачей отмечают, что визиты клоунов помогают им чувствовать себя комфортнее на работе, улучшается качество их работы, а также взаимодействие с коллегами, пациентами и их родственниками (по данным исследования IMAJ, 2017, Израиль).
Мы говорим о трудностях благотворительности в Латвии. Марианна отмечает, что влияет экономическая ситуация — не все, кто хочет жертвовать, могут позволить себе делать это регулярно: «Например, ближе к зиме многие просят отменить ежемесячный платеж, потому что в сезон отопления эти 5-10 евро существенны для их бюджета. Да и культура пожертвований только начала развиваться у нас, важно людям доносить информацию».
Марианна добавляет, что довольно сложно придумывать маркетинговые кампании для Докторов Клоунов: «Не хочется делать акции, давящие на жалость — потому что специфика проекта другая, но в то же время, если показывать, что у нас все только хорошо и весело, то люди тоже не захотят жертвовать. Но при этом очень важно, чтобы проект был на слуху. Мы жертвуем только тому, что знаем. Когда понимаем, на что уходят наши деньги. Но кроме этого аспекта, важно еще дать детям эту точку опоры — чтобы они знали, что когда придут в следующий раз в больницу, там может быть не так страшно. Доктор Клоун дает детям нечто уникальное — контакт. Он оставляет ребенку игру. Клоун уходит, но игра остается с ребёнком».
Помогать можно не только деньгами
Латвийский Dr.Klauns совместно с британскими докторами из организации Hearts&Minds в этом году выпустили рождественский мерч, чтобы люди могли не только пожертвовать проекту деньги, но и получить взамен подарки с дополнительной ценностью для себя и своих близких.
В благотворительном магазине Saving Smile можно найти открытки, шопперы, майки, шапки, кружки и чехлы для наушников c трогательными сюжетами из жизни Докторов Клоунов и милыми надписями. Персонажи на картинках, кстати, не вымышленные — это уже известные нам Доктор Гуга и Доктор Сэдхэт, а также их британские коллеги — Доктора Груви и Сквош. Вот, например, на майке наши латвийские знакомые несут огромную кружку какао со сливками, а сверху красуется надпись «Инфлюэнсер доброты» — им теперь может стать любой из нас.
Наталья Полыця, руководительница Good Storу Agency, которое разрабатывало мерч, говорит, что помогать благотворительности можно не только деньгами: «Не менее важно привлекать внимание к проблеме. И в этом смысле мерч работает на оба направления. Чем больше людей знают о проблеме, тем больше хотят жертвовать».
По словам Натальи, через мерч хотели в первую очередь поделиться ценностями Докторов Клоунов: «Хотелось поговорить с людьми о ценности взаимоподдержки, эмпатии, принятия, любви к себе и умения слышать себя. И создать экологичный подарок, который не только про потребление. Наши слоганы — это и заявление, и пожелание, и признание хорошему человеку. Я не согласна с мыслью, что добро любит тишину, и очень надеюсь, что наш мерч поможет людям перестать стесняться и начать с гордостью носить футболку, которая будет рассказывать другим, что ты поддерживаешь больничную клоунаду».
Фото: Dr.Klauns, Facebook
Письмо Деду Морозу
Напоследок мы спросили у участников проекта, что они сами попросят у Деда Мороза в этом году. Каждый из них мечтает о метафизическом подарке. Игорь — о надежде: «Последнее время человечество показало себя с такого ракурса, что хочется вернуть себе надежду». Марианна хотела бы получить сил и вдохновения для себя и всех вокруг. А Наталья бы попросила у дедушки Мороза, чтобы «люди были милосердны и сострадательны ко всем: к слабым и к сильным, к хорошим и к плохим. И к самим себе.»
А чего вы ждете от Деда Мороза в этот Новый год?