logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

В разминочные дни «Артдокфеста» в Риге показали фильмы «Родина или смерть» и «Камень. Ножницы. Бумага»

В разминочные дни «Артдокфеста» в Риге показали фильмы «Родина или смерть» и «Камень. Ножницы. Бумага»

Фото: Artdocfest, Facebook

Очередной Артдокфест состоится в Риге 1-8 марта 2024 года. Но уже сейчас у знаменитого фестиваля документального кино в рижском кинотеатре Splendid Palace проходит «разминка». Три фильма, три премьеры, одна из которых — мировая. Наш корреспондент Андрей Шаврей уже посмотрел два из трех заявленных фильмов, и оба заслуживают самого пристального внимания.

«Родина или смерть» Виталия Манского

Фото: Artdocfest, Facebook

Фото: Artdocfest, Facebook

Первый — фильм о Кубе «Родина или смерть», снятый основателем кинофестиваля, проживающем в Риге Виталием Манским. Собственно, лента снята еще в 2011 году, а вот в Латвии фильм показали впервые.

Символично, что именно этот фильм Виталий Всеволодович выбрал для того, чтобы отметить свое шестидесятилетие. Показ предварила дегустация кубинского рома.

Фильм о жителях Кубы, для которых лозунг уже ушедшего из жизни Фиделя Кастро «Родина или смерть» по-прежнему актуален. Но не слишком. Они выбирают действительно Родину и смерть на ней — несмотря на лишения, поскольку остров уже давно в экономической блокаде со стороны США, до которых рукой подать, а тридцать лет назад после крушения СССР экономика и вовсю пришла в упадок. Это действительно страна контрастов, где жители живут во дворцах, десятилетиями не видевших ремонта, на балконах которых сушится белье. Они ездят на роскошных «Кадиллаках» с помятыми дверцами, которым уже более полувека.

Камера выхватывает взгляды кубинцев — они достаточно настороженные, зажатые. Но это все меркнет, когда они начинают танцевать.

Танец, музыка и тепло — кажется, то, что их будет держать в тонусе, даже если тебе выдают в качестве пособия кусок курицы вместо отсутствующей рыбы — хотя совсем рядом море и порт. Не лозунг «Родина или смерть» главенствует в душах островитян, а именно это внутреннее генетическое ощущение, благодаря которому даже одноногий инвалид будет танцевать задорный танец. То, что они давно живут с чувством юмора — это признание одного из пожилых героев фильма, который до всех Кастро еще Батисту видел.

Спустя двенадцать лет, на фоне нынешних событий, фильм смотрится особенно остро. В финале фильма — бегущий вдоль побережья, где бушует шторм, человек. Любой другой житель мира от такого шторма давно бы заперся в своем жилище или уехал бы. А этому бегуну шторм не страшен — и не только потому что там бастион, сдерживающий, казалось бы, все разрушающую волну. «Беги, бегун!», — воскликнула бы тут Белла Ахмадулина.

«Камень. Ножницы. Бумага» Антона Желнова и Анны Наринской

Фото: Artdocfest, Facebook

Фото: Artdocfest, Facebook

4 декабря в рамках фестиваля состоялась мировая премьера документального фильма «Камень. Ножницы. Бумага». Лента снята россиянами, журналистом Антоном Желновым и литературным критиком Анной Наринской, но в Америке и не на российские деньги. В России выход картины не планируется.

Это фильм об истории издательства, созданного в американском Анн Арборе Карлом Проффером и Эллендей Проффер. Они сохранили и выпустили в печать многие книги, запрещенные в СССР: Сергея Довлатова, Иосифа Бродского, Саши Соколова, Владимира Набокова и многих других.

«Снимали мы уже тогда, когда началась война в Украине, — сказал прибывший на премьеру режиссер фильма Антон Желнов. — Мы улетели в США снимать 26 февраля, два дня спустя после начала войны. В этом смысле мы улетели историческим рейсом — последний прямой рейс на Запад. Но разговоры с героями фильма об этих событиях в окончательный вариант не вошли, потому что кино о другом, так что это не вопрос цензуры. В итоге решили делать историю про издательство «Ардис», а не про звезд, которых оно продюсировало. Поэтому здесь нет интервью ни с одним писателем, нет ни Саши Соколова, никого другого, кто еще остался в живых, хотя их, понятно, все меньше и меньше. Это личная история главы издательства Эллендей Проффер. Это попытка совместить историю литературы на фоне личной истории издателя, ее взлетов и падений. Получился такой микс».

Название фильма идет от Осипа Мандельштама. «Камень» — это название его первой книги, вышедшей в «Ардис», знаковый сборник в литературе ХХ века.

«Придумал название наш исполнительный продюсер Женя Богомольский, когда мы сидели у Ани Норинской и вспомнили такую детскую игру — «Камень. Ножницы. Бумага». Ножницы — цензура. Но камень останется, ножницы разобьются. А бумага — понятно, это литература, книга», — говорит Антон Желнов.

По словам режиссера, на создание фильма его вдохновила книга «Американская история русской литературы» Николая Ускова , который консультировал съемочную группу.

«И раньше я делал с Колей Картозией фильм о Бродском, так что нынешняя тема логично выходила из предыдущих работ. Визуальное решение придумал Иван Юдин — это идея снимать много видов Америки, чтобы передать воздух страны. И получилось такое атмосферное кино. Анимация — чтобы не было скучно, потому что не так много архивного видеоматериала. Но был архив, я работал с ним в Мичиганском университете, оттуда и архивные съемки уникального форума русской культуры 1984 года с участием Саши Соколова, Сергея Довлатова, Иосифа Бродского и Михаила Барышникова. В России такого нет. На Западе все сохраняется, в России в этом смысле редко что найдешь», — добавляет Антон Желнов.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.