logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

Искусство, спасшее жизнь в ГУЛАГе. В Лиепае открывается выставка работ уроженца Латвии Соломона Гершова

Искусство, спасшее жизнь в ГУЛАГе. В Лиепае открывается выставка работ уроженца Латвии Соломона Гершова

Соломон Гершов. «Автопортрет»

1 декабря в обновленном здании Лиепайского Музея оккупации открывается выставка работ выдающегося живописца Соломона Гершова «Искусство в ГУЛАГе. Воркута 1948-1956».

Латвия — родина не только основоположника абстрактного экспрессионизма Марка Ротко, но и другого известного художника — Соломона Гершова. Их многое роднит. Оба родились в Даугавпилсе (тогда Двинск) в начале XX века, с разницей в три года. Оба происходят из религиозных еврейских семей. Обоих в детстве родители увезли в другие города и страны — Марка Ротко в США, а Соломона Гершова в Витебск. Только судьба у этих художников была разной. Ротко стал американской суперзвездой, мировой знаменитостью и миллионером, а Гершов отсидел много лет в сталинских лагерях и мир о нем узнал, когда он уже был в преклонном возрасте.

Соломон Гершов. «Воспоминания о ГУЛАГе», 1970-1980-е

Соломон Гершов. «Воспоминания о ГУЛАГе», 1970-1980-е

Первая выставка Соломона Гершова в Латвии прошла в 2006-м году, когда отмечалось его 100-летие. Затем состоялись еще три, в Даугавпилсском Арт-центре им. М. Ротко. На одну из них приехала вдова Гершова Тамара Федотова, по профессии физик-ядерщик. Это вторая жена художника, с которой он прожил последние 10 лет своей жизни. А первой его женой была Вера Костровицкая, балерина и преподаватель Ленинградского хореографического училища, которая вошла в историю балета тем, что приняла в училище Рудольфа Нуриева, хотя многие из ее коллег были против.

Итак, Соломон Гершов родился в Двинске в семье переплетчика книг. Когда мальчику было 5 лет, их семья переехала в Витебск. Там у Соломона обнаружился талант к рисованию. Родители мечтали о том, что он станет раввином, но тяга к искусству оказалась сильнее. Соломон разрисовывал даже стены реального училища, где готовили раввинов, при этом рисунки его были отнюдь не на библейские темы.

В 1920-е годы Витебск был настоящей Меккой нового искусства. В 11 лет Гершов поступил в школу Ягуда Пена, основателя первого еврейского художественного училища в России, а через три года начал учебу у Марка Шагала и Казимира Малевича в витебских Государственных свободных художественных мастерских.

В 1922-м году 16-летний Гершов переехал в Петроград, где продолжил обучение живописи у Казимира Малевича в Институте художественной культуры и у Павла Филонова в Школе аналитического искусства. Ясное дело, что при таких учителях стиль его был далек от реализма. Для художественного почерка Соломона были характерны экспрессивность и эмоциональность, драматизм и ирония. В его картинах можно увидеть влияние фовизма, экспрессионизма, примитивизма, однако Гершов никого не повторял, у него был свой почерк.

Художественная жизнь Петрограда 1920-х отличалась невероятной творческой активностью. В изобразительном искусстве быстро рождались, сменяя друг друга, многочисленные объединения и союзы, члены которых искали собственный путь и пытались создать новый тип искусства. Окружение Гершова составляли молодые, открытые всему новому театральные художники, танцоры, литераторы и композиторы. Именно в это время Соломон познакомился с Дмитрием Шостаковичем, дружба с которым продлилась 70 лет.

Но к началу 1930-х годов вся эта художественная вольница закончилась. В 1932-м Соломон Гершов был арестован по обвинению в «клевете на Ассоциацию художников революции» и вместе с коллегами, художниками Б. Эрбштейном и Е. Сафоновой сослан на два года в Курск. Там художники делили две маленькие полуподвальные комнатки с поэтами Д. Хармсом и А. Введенским. В 1934-м году по ходатайству художника И. И. Бродского, известного многочисленными картинами на ленинскую тему, Гершов был освобожден от ссылки и вскоре переехал в Москву.

Соломон Гершов. «Еврей из Гомеля. Рабочий на лесопилке»

Соломон Гершов. «Еврей из Гомеля. Рабочий на лесопилке»

В 1948-м — новый арест, и теперь все куда более серьезно: Лубянка, Бутырка, Воркутинский лагерь. Семья и родственники Гершова должны были от него официально отказаться. В ГУЛАГе художник провел восемь лет и был освобожден лишь в 1956-м, после смерти Сталина. Гершов переехал в Ленинград, где вплоть до своей смерти много и продуктивно работал. Правда, в государственных музеях его не выставляли, но он принимал участие в коллективных выставках Союза художников.

В 1970-х годах, с началом массовой эмиграции евреев из СССР, картины Гершова попали за рубеж. Его работы оказались в галереях Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Из Лондона художнику прислали приглашение на выставку, но, конечно, его бы никто не выпустил.

В конце 1970-х вывоз работ Гершова за границу прекратился: видя, за какие цены картины художника продаются на Западе — а одна работа могла стоить до 54 тысяч фунтов стерлингов — советские власти объявили все наследие художника «национальным достоянием». Пройдет еще десять лет, и в 1987-м году на юбилейной выставке Гершова директор Эрмитажа, академик Пиотровский, назовет его произведения «волшебством».

Поздний период Гершова хорошо известен, а вот его ранних работ практически не осталось — все они были уничтожены после его первого ареста.

Каким-то чудом сохранились работы, сделанные в ГУЛАГе. Сейчас они принадлежат живущей в Германии коллекционеру искусства Тане Рубинштейн-Хоровиц, внучке и наследнице коллекционера Якова Рубинштейна (1900-1983).

Таня рассказывала о том, как впервые познакомилась с творчеством Гершова. Как-то раз, просматривая содержимое папок, доставшихся ей от деда, она обнаружила рисунок, подписанный «Автопортрет Гершова». До того момента она никогда не слышала этой фамилии, и сразу же начала наводить справки о художнике. А спустя несколько лет ей удалось купить в Иерусалиме серию ГУЛАГовских работ Гершова — очевидно, вывезенных из СССР кем-то из представителей еврейской эмиграции 1970-х.

Герои этих работ — узники лагеря в Воркуте. Заключенные работали на руднике, где добывали уголь. Выработка там постоянно увеличивалась, а условия жизни были столь невыносимыми, что в 1942 году там даже вспыхнуло восстание, подавлять которое пришлось силами почти целой дивизии НКВД. За 26 лет существования лагеря через него прошли несколько сот тысяч человек, десятки тысяч погибли.

Соломон Гершов. «Освобожденная из ГУЛАГа»

Соломон Гершов. «Освобожденная из ГУЛАГа»

Соломону Гершову повезло: его талант спас ему жизнь. В лагере он был декоратором, плакатистом, оформителем сцены. Умение рисовать давало ему пусть маленькие, но критически важные для жизни послабления. Когда ему нужно было разрисовывать очередной объект, например, стены лагерного клуба, его на целый месяц освобождали от работы в шахте.

Воркутинские работы художника выполнены простым карандашом или двумя-тремя акварельными красками на плохой бумаге, на упаковках, а иногда и на куске обоев. Его персонажи — обычные заключенные, люди самых разных профессийубной врач, инженер, студент консерватории, маляр, повар) и национальностей (евреи, литовцы, молдаване, западные украинцы). Приходилось Гершову рисовать и членов семей лагерного начальства.

На свободу художник вышел в 1956-м году, но до самой своей смерти в 1989-м продолжал тему ГУЛАГа. Одна из его знаковых работ позднего периода «Воспоминания о ГУЛАГе» — вещь глубоко трагическая и символичная. А сам жизненный путь Соломона Гершова иллюстрирует судьбы многих художников, ставших жертвами сталинских репрессий.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.