В Латвии прошла «Spēlmaņu nakts» («Ночь лицедеев») — церемония вручения главных наград в области театрального искусства.
Эта церемония всегда проходит именно 23 ноября, в день рождения основоположника нового латышского театра и основателя театра Дайлес Эдуарда Смильгиса (1886-1966). В этом году мэтр лично на ней поприсутствовал — его изображение, сгенерированное при помощи искусственного интеллекта, появилось на экране, чтобы озвучить победителя в номинации «Приз за инновации» от LMT: им стал Валмиерский театр.
Забегая вперед, скажем, что этот театр стал настоящим триумфатором церемонии, получив в общей сложности семь наград. Вообще, Валмиерский театр — это сегодня настоящий культурный феномен. Географически провинциальный (Валмиера — городок менее, чем с 25 тысячами жителей, находящийся в полутора часах езды от Риги), в театральном смысле он даст фору многим столичным труппам. И не только латвийским.
В этом году «Ночь лицедеев» отмечала свой 30-летний юбилей, и публика ждала сюрпризов. Однако, сама церемония прошла достаточно традиционно, если не сказать старомодно. Главным драматургическим ходом стала трансляция на экране архивных кадров предыдущих церемоний. Сидящие в зале актеры, актрисы, режиссеры и прочие деятели театра смотрели на себя молодых — мужчины еще с пышными шевелюрами, женщины еще без следов пластических операций, — и ностальгически вздыхали: мол, умели же мы веселиться! Куда все это делось — остроумные театральные капустники, прекрасное дуракаваляние на сцене? Теперь настали совсем другие времена, и всем уже не до веселья.
Что же касается сенсаций, то они все-таки были. Главной сенсацией стало решение жюри по поводу победителя в номинации «Лучший спектакль года большой формы». Обычно эту награду с церемонии уносит один из главных театров страны — Национальный, Дайлес, Новый Рижский, Валмиерский, Лиепайский. Но на этот раз победил независимый проект, который не имеет отношения ни к одному стационарному театру, финансировался частным фондом, а его премьера вообще прошла в здании Рижского цирка. Этот современный мультимедийный спектакль, более похожий на перформанс, под названием «Malleus Maleficarum», поставлен по знаменитому средневековому трактату о колдовстве «Молот ведьм» — книге, которая несколько веков была второй по популярности после Библии.
Спектакль «Malleus Maleficarum» представляет собой мощное феминистское высказывание и посвящен современным ведьмам, как называют себя его создательницы, — международная группа артистов и художников под руководством латвийской актрисы и режиссера Иветы Поле. Когда-то она была звездой Нового Рижского театра, но несколько лет назад попала под сокращения, и тогда многие волновались о ее судьбе. Но Ивета не пропала, а стала режиссером лучшей постановки года.
Кстати, ее бывшая alma mater, Новый Рижский театр под руководством Алвиса Херманиса, в этом году остался вообще без наград, и это тоже стало сенсацией — со знаком минус.
Мощный призовой рывок в этом году совершил Рижский русский театр имени Михаила Чехова. Несколько лет назад директор театра Дана Бьорк сетовала на то, что достижения русской труппы устроители «Ночи лицедеев» практически игнорируют. Но в последние годы театр Чехова активно интегрируется в общелатвийское театральное сообщество. В результате интерес латышского зрителя к спектаклям этого театра вырос просто в разы. Спектакль «В бальных туфельках по сибирским снегам», рассказывающий о сталинских депортациях, многие латыши назвали самой сильной, честной и эмоциональной постановкой года.
В прошлом году театр Чехова получил 5 номинаций «Ночи лицедеев». В этом году их было уже 9, включая главные: за лучший спектакль, режиссуру, актерские работы, сценографию, костюмы. Среди актерских номинаций стоит отметить Александра Маликова в роли Клавдия в спектакле «Гамлет» — роль не главная, но очень яркая: в этом гротескном образе легко читалась смешная и злая пародия на Владимира Путина.
В итоге театр Чехова получил две основные награды — за лучшие костюмы к спектаклю «В бальных туфельках по сибирским снегам» (дизайнерский дуэт MAREUNROL’S ) и за лучшую хореографию в спектакле «Гамлет» (хореограф Кристине Брининя).
«В бальных туфельках по сибирским снегам», Рижский русский театр им. Чехова. Пресс-фото
Еще две награды театр получил в категории «Приз зрительских симпатий»: Максим Бусел был признан лучшим актером года, а спектакль «Три поросенка и волк» получил приз детского жюри. Да, эти награды можно назвать второстепенными, но для театра это все равно большой прорыв. Чеховская труппа все активнее заявляет о себе и становится все заметнее на латвийской театральной палитре.
Главным любимчиком нынешней церемонии «Ночь лицедеев» стал Элмар Сеньков. Он был признан лучшим режиссером года, а его спектакль «Нехорошие. По Достоевскому» в Валмиерском театре — лучшим спектаклем малой формы. Плюс призы получили трое его актеров и сценограф.
«Нехорошие. По Достоевскому», Валмиерский театр. Пресс-фото
Сеньков — безусловно, один из самых талантливых латвийских режиссеров, и нынешний год стал для него очень плодотворным. Но с его именем связан и один громкий скандал. В этом году Элмара назначили художественным руководителем Национального театра, но из-за принципиальных разногласий с директором он покинул свой пост. А вместе с ним ушло еще несколько человек. Театральное сообщество, безусловно, на его стороне и очень его поддерживает — наверное, это тоже повлияло на распределение наград.
Не обошлось на церемонии и без громких манифестаций. Хореограф Кристине Брининя, получавшая награду за спектакль «Гамлет», выступила с очень эмоциональной речью, в которой успела сказать и о насилии в нашем обществе, и о нетерпимости в социальных сетях, и даже прямо на сцене устроила маленький лежачий пикет в знак протеста против вырубки латвийских лесов. При этом она попросила ведущего — популярного актера Гундарса Аболиньша — не превращать ее выступление в шутку. А тот, похоже, и не собирался — настолько он был растерян, когда эта маленькая изящная женщина в черном платье, свернувшись клубочком, улеглась прямо у его ног.
В конце церемонии настал очень эмоциональный момент, когда один из актеров, аккомпанируя себе на рояле, спел песню Владислава Наставшева. Как известно, после начала войны в Украине этот титулованный латвийский режиссер и многократный победитель «Ночи лицедеев», который к тому же пишет замечательную музыку, остался в России, где у него много проектов. Там он продолжает работать и сейчас, делая вид, что политика его не касается. В Латвии его репутация безнадежно испорчена, хотя многие его по-прежнему помнят и любят. Остается только слушать его песни — действительно, абсолютно прекрасные.