logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыЭкономика

Фильм Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе». «На это невыносимо больно смотреть, но на это нужно смотреть»

Фильм Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе». «На это невыносимо больно смотреть, но на это нужно смотреть»

Кадр из фильма «20 дней в Мариуполе»

Украинский фильм «20 дней в Мариуполе» получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Это первый украинский фильм, получивший награду Американской киноакадемии.

«Я бы хотел, чтобы мне никогда не пришлось создавать этот фильм. Я бы хотел иметь возможность обменять его на то, чтобы Россия никогда не нападала на Украину», — сказал на церемонии награждения режиссер Мстислав Чернов.

Мы повторяем текст о фильме «20 дней в Мариуполе», выпущенный после его показа на таллиннском кинофестивале PÖFF.

В первую декаду ноября в Таллинне и Тарту при полных залах прошли три сеанса документального фильма Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе». Режиссер и съёмочная группа совершили настоящий подвиг, запечатлев события первых 20 дней войны в осажденном городе.

На 26-м кинофестивале PÖFF в 2022 году уже был показан документальный фильм о трагедии Мариуполя — «Мариуполис-2» Мантаса Кведаравичюса.

Эти две ленты и похожи, и не похожи между собой. Можно сказать, что группе Чернова удалось продолжить тему, дополнить то, что Кведаравичюс, погибший 30 марта 2022 года, сделать не успел. Как показал успех фильма Чернова, мариупольская тема продолжает оставаться близкой зрителям Эстонии и всего мира.

Читайте также

Вдова Мантаса Кведаравичюса Анна Белоброва: Мантаса убила не война, а конкретные люди

Мировая премьера фильма «20 дней в Мариуполе» состоялась 20 января 2023 года на американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс» в городе Парк-Сити (США). На этом фестивале фильм получил приз зрительских симпатий как лучший иностранный документальный фильм, а затем был выдвинут украинским оскаровским комитетом на 96-ю премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм победил в двух номинациях национальной премии «Киноколо» («Лучший документальный фильм» и «Открытие года») и стал самой кассовой украинской кинокартиной в истории. Это первый фильм Мстислава Чернова.

Мстислав Чернов

Мстислав Чернов

Блестящий дебют режиссера оплачен серьезным риском. Основная профессия Чернова — журналист, он прибыл в Мариуполь в составе группы репортёров «Associated Press». Мстислав Чернов выступил в фильме еще и как продюсер и оператор, в состав группы входили также украинская журналистка Василиса Степаненко и фотограф Евгений Малолетка. 8 мая 2023 года Малолетка, Чернов и Степаненко стали лауреатами Пулитцеровской премии.

Фильм построен как дневник, каждый день которого пронумерован и сопровождается очередным репортажем, в кадрах появляются как полицейские, солдаты и врачи, так и простые жители города, чаще это женщины, старики, дети, которые делятся своими эмоциями, подчас невыносимо тяжелыми.

В фильме звучат три языка: режиссер за кадром комментирует события на экране по-английски, иногда в картину вторгаются сводки новостей по-украински, население города говорит на украинском и русском. Но многое ясно без всяких слов.

«Смотреть на это крайне тяжело — но так и должно быть!» — сказано в аннотации к фильму на странице кинофестиваля PÖFF.

Далее приводится рассказ режиссера: «Сначала разрушили систему водо-, тепло- и электроснабжения, затем оборвали линии связи. Когда нет связи, наступает хаос. Осаждённые люди в панике, они не понимают, что происходит. Но в этом и задача. Вторая цель — безнаказанность. Вне информационного поля, без свидетельств уничтожений враг может делать все, что угодно. Потому мы и остались, чтобы показать то, что видели собственными глазами. По той же причине нас так преследовали».

Чернову и раньше приходилось работать в горячих точках, например, он снимал протесты на площади Таксим в Стамбуле, освещал события в Сирии, Ираке, миграционный кризис в Европе, протесты в Каталонии. В интервью порталу «Вiкна» Чернов сказал, что на самом деле «Россия напала на Украину девять лет назад и сформировала многих журналистов и документалистов. Сделала нас теми, кто мы сейчас».

По словам режиссера, который закончил Харьковский университет радиоэлектроники, но выбрал профессию журналиста и никогда не боялся конфликтных тем, события в Мариуполе — самое страшное, что доводилось ему видеть за годы своей работы.

Съемочная группа выехала в Мариуполь еще 23 февраля 2022 года. Уже тогда было ясно, что война близка, хотя журналисты еще не знали, что это случится прямо завтра.

Фильм начинается с панорамы еще мирного приморского города и голоса режиссера за кадром: «Огромный порт, индустриальный город, мост в Крым. Мы были здесь, когда русские пытались взять его. И мы знали: они попробуют снова. Мы двинулись в сторону той части города, что была ближе к границе России».

Практически сразу в кадре появляется женщина, причитающая по-украински:

«Мой сын на работе, я одна, куда мне бежать, куда прятаться, скажите, будьте добры!». Дальше она начинает читать 90-й псалом, который в православной традиции принято читать в минуты опасности. Ей отвечают: «Идите домой, сидите дома, по гражданским не стреляют».– «Я жду сына, он придет с работы. А по нему не попадут?». — «Не попадут, в подвал спуститесь и сидите».

Эта фраза — «по гражданским не стреляют» — повторится в фильме еще несколько раз, и каждый раз будет вызывать все меньше доверия.

Поскольку каждый день отмечен в кадре титрами, легко увидеть, как стремительно развивались события. Вот нервно курящий мужчина отвечает на вопрос журналиста «Может такое случиться, что Мариуполь перейдет под контроль Российской федерации?» — «Очень бы не хотелось. Я хочу жить в Украине спокойно и тихо. Я смотрел сегодня выступление Путина (нецензурное) по Интернету. Он там так красиво рассказывает своим гражданам, что у нас чуть ли не необходимость напасть на Украину, иначе Украина нападет на Россию. Маразматик!».

Страшные кадры следуют один за другим: разбомбленные здания с выбитыми стеклами, мертвая черная кошка во дворе, толпы людей (больше всего детей), садящихся в автобусы, чтобы уехать из этого ужаса, хотя на тот момент, по словам режиссера, не было никаких инструкций. Отчаявшиеся люди, уезжая, посылают проклятия даже оператору. За кадром снова звучит его голос: «Я понял: эта страна подвергнется атаке. Это наша страна тоже, и я хочу рассказать ее историю».

Фото: Марiупольска мiська рада, Telegram

Фото: Марiупольска мiська рада, Telegram

Ради этого на 20 дней журналисты разделили участь всего мирного населения Мариуполя. «Мы сначала забронировали гостиницу, потом была забронирована квартира, было еще несколько мест для того, чтобы если выключить свет или воду, можно было бы заряжать батарейки, что-то пить и так далее. Мы готовились, как могли, еще не понимая, насколько будет тяжело. Первые несколько дней пожили в отеле. Но уже потом мы переехали в больницу, спали на полу вместе с врачами, с ранеными, пациентами», — рассказал Мстислав Чернов порталу „Вiкна“».

Уже на второй день стало ясно, что война началась. Кадры этого дня: перепуганная толпа спускается в подвал. У одной девушки на руках любимый котик. У пожилой женщины — младенец. Внезапно гаснет свет, фонарик выхватывает из темноты лица. Женщина говорит по телефону: «Мама, не переживай, пожалуйста… Все пройдет». Маленькая девочка говорит: «Я не хочу, чтоб я умирала. Я хочу, чтобы мы встретились, и все закончилось». По ее лицу текут слезы.

На третий день в кадрах появляются ракеты. Съемочная группа провела этот день в фитнес-центре, ставшем одним из основных убежищ города. Люди заклеивают зеркала скотчем, спрашивают, в чем они провинились, признаются, что страшно не столько за себя, сколько за детей, все меньше веря, что «по гражданским стрелять не будут».

«Я пришла домой, и как лупанули!» — рассказывает пожилая женщина. В большом зале фитнес-центра все располагаются на полу, больше всего снова детей, женщин и стариков. Голос режиссера за кадром: «Когда я посмотрел на этих детей, я подумал о своих дочерях. Новости шли со всей Украины, и я подумал, что нечто ужасное случится с этим городом».

В городе становилось все больше раненых и практические соображения привели к тому, что съемочная группа расположилась в городской больнице (сначала батарейки им заряжал Красный Крест, но уже через несколько дней электрические генераторы бесперебойно работали только в операционных). Журналисты жили так же, как врачи и пациенты: спали на полу, уходили в подвал во время тревоги. Помогали врачам переносить раненых, растапливали снег, чтобы добыть воду. И снимали, снимали…

Фото: Марiупольска мiська рада, Telegram

Фото: Марiупольска мiська рада, Telegram

«На это невыносимо больно смотреть, но на это нужно смотреть»

Вот ребенка реанимируют в машине скорой. Интубация, адреналин… Везут на каталке в больницу. Мать с плачем бежит следом и на ходу говорит журналистам: «Пожалуйста, покажите, как он (Путин — прим.) нас спасает. Хорошо, что есть пресса, снимайте!». Девочка Евангелина прожила на свете всего 4 года. Отец 16-летнего Ильи, убитого при бомбежке, рыдает над телом: «Сынулечка мой!» Тем временем рука медика смывает кровь с каталки.

«На это больно смотреть, — звучит голос за кадром. Но на это должно быть больно смотреть».

День ото дня условия в больнице становились все тяжелее. Врачи продолжали работать практически без электроэнергии, воды и тепла, при нехватке анальгетиков. Съемочная группа тем не менее оставалась в больнице, это все-таки было самое безопасное место.

В последующие десять дней все идет по нарастающей. Руины на улицах, люди везут вещи на стульях с колесами. Выбитые окна, заколоченные досками. Журналисты делают попытку вылазки из больницы, чтобы посмотреть, что случилось с городом. Встречают плачущую женщину по имени Людмила: «У нас нет электричества, нечего есть, нет медикаментов. Вы откуда, ребята? Пусть кто-нибудь принимает меры: нас убивают».

Гуманитарной помощи много, но ее невозможно доставить. В домах нет воды, газа и света, люди готовят еду на импровизированных очагах на улице. Группа Чернова продолжает снимать: разгромленный магазин одежды, в выбитые окна лезут мародеры.

Но сразу после этого — кадры, где под руководством работников полиции, Красного Креста и солдат ВСУ людям раздают бутылки с питьевой водой: в первую очередь воду получают женщины, дети, старики. Голос режиссера: «Война испытывает людей. Хорошие люди становятся еще лучше, плохие — еще хуже».

Разбомбленное родильное отделение 2-й Мариупольской больницы тоже появляется на экране. В кадре санитары несут на носилках раненую беременную женщину, фото и видео с которой облетело все мировые СМИ и было объявлено российской пропагандой «постановочной съемкой». Через несколько дней журналисты пришли узнать, выжила ли беременная, но увы: врачи сделали все, что могли, но женщина получила травмы, несовместимые с жизнью, и скончалась вместе с ребенком. Ее звали Ирина. Режиссер старался, чтобы имя каждой встреченной ими жертвы прозвучало в фильме.

Танки с буквой Z идут по городу. Город медленно умирает, как человеческое существо, говорит режиссер. Жуткое впечатление производит братская могила — гигантский ров. Тела погибших привозят на грузовиках и сбрасывают туда в пластиковых черных пакетах.

Фото: AP

Фото: AP

Неизвестно, чем закончилась бы миссия группы Мстислава Чернова, если бы они не встретили хорошего и смелого человека — полицейского по имени Владимир. Он считал, что журналисты сделали огромное дело, рассказывая миру о произошедшем в Мариуполе, и до конца, рискуя собой и своей семьей, находился рядом с ними.

В августе этого года Владимир получил ранение в Покровске, спасая пострадавших от взрыва жителей многоэтажного дома.

Владимир помог журналистам выехать через гуманитарный коридор и спасти как свои жизни, так и отснятые материалы, из которых, по словам Мстислава Чернова, в фильм вошло не более 10%.

Однако режиссер уверен, что работал не напрасно, и случившееся в Мариуполе останется в истории. Благодаря снятым сюжетам и фотографиям некоторые мариупольские семьи нашли своих близких. И конечно, Мстислав Чернов намерен вернуться в Мариуполь и убежден, что репортажи его команды помогут расследовать военные преступления в городе, когда для этого придет время.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.