logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

В вильнюсском центре миграции собаки-терапевты помогают украинским детям адаптироваться в Литве

В вильнюсском центре миграции собаки-терапевты помогают украинским детям адаптироваться в Литве

Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Сюда украинские дети спешат после школы. Здесь с нетерпением ждут новой встречи с терапевтом. А тот в свою очередь всегда рад каждому знакомству. И встречает всех, весело повиливая хвостом.

8-летний Лари — всеобщий любимец и одна из самых опытных собак-терапевтов Литвы. Четвероногий врач вместе со своей хозяйкой — психологом Йоаной Григутис — помогает украинским детям быстрее адаптироваться в новом окружении и найти друзей. А некоторым — пройти необходимую реабилитацию при ряде психофизиологических показаний.

«Канистерапия мне была интересна с детства, только я не знала, что это так называется. Но уже тогда я верила, что животные могут помогать людям с разными расстройствами справляться с эмоциями. И вот уже 10 лет я занимаюсь канистерапией. Провожу индивидуальные и групповые занятия в детских садах, школах, больницах по всей Литве. Нас пригласили в миграционный центр и мы согласились помогать украинским деткам. Если посмотреть с перспективы войны, то украинские дети отличаются наверное тем, что пережили стресс. Плюс новое место, новые люди вокруг, незнакомый язык», — говорит Йоана Григутис, психолог, канистерапевт с многолетним стажем и опытом работы.

Йоана Григутис на занятии. Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Йоана Григутис на занятии. Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

У Йоанны три собаки, с помощью которых терапевт работает с детьми и взрослыми. Профильные специалисты утверждают, что собаки обладают некоторыми качествами, похожими на человеческие. Это в первую очередь эмоциональность, способность выражать свои переживания действиями, звуками, реакцией на команды человека. Помимо этого, животные хорошо поддаются дрессировке. Все это позволяет эффективно использовать их в реабилитации пациентов с особенностями развития, нарушением моторики и двигательной активности.

«Я очень много работаю с детьми с аутизмом и вижу, насколько им хорошо с собакой. Дети этой категории совершенно по-другому воспринимают мир. И через собаку мне, как психологу, легче и быстрее удается «подойти» к ребенку. Когда дети приходят на занятия, то они говорят через собаку. Даже то, что малыш идёт к животному, вызывает у него положительную эмоцию. Он улыбается, планирует как будет с ней играть. У человека даже образ собаки — при условии, что он не имел негативного опыта общения с животным и не боится- вызывает улыбку. Исследователи доказали, что собака вызывает в мозге такие же сигналы, как если бы женщина смотрела на новорожденного ребенка», — говорит канистерапевт.

Занятия с собаками проходят еженедельно по четвергам в вильнюсском центре миграции (IOM). В группу ходят дети украинских мигрантов от 7 до 10 лет. Весь же курс рассчитан на семь занятий.

Оксана — мама 9-летней Влады. В Вильнюс семья переехала из украинского Днепра после начала полномасштабной войны в Украине: «Мы с Владой занимались и раньше с психологом. У нее инвалидность. Канистерапию нам уже рекомендовали, но в Украине я не нашла подобного. А в Литве мы уже четвертый курс проходим. И наша психолог пригласила нас сюда. Мы видим, что у ребенка очень большой прогресс, очень. Мы, конечно, в комплексе работаем — посещаем и бассейн, и арт-терапию. И вот общение с собаками очень помогает», — рассказывает Оксана.

Оксана и Влада. Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Оксана и Влада. Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Каждое занятие деток с собакой начинается с приветствия. Лари по очереди «здоровается» лапой с каждым ребенком.

После этого наступает самая любимая часть терапии (по крайней мере, для собаки) — его поят, кормят и вычесывают.

Это вызывает настоящий восторг у детворы! Как и возможность почувствовать себя настоящими дрессировщиками. За «вкусняшку» лохматый друг выполнит любую команду. Параллельно с этим дети узнают много нового о повадках, правилах поведения, особенностях этих домашних животных, рисуют. Между собой делятся эмоциями, говорят о своих успехах, вспоминают своих питомцев, многие из которых остались в Украине.

Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Андрей, пятиклассник из Киева, переехал в Вильнюс год назад. «Сегодня ради этого занятия я даже пропустил дополнительный урок литовского языка. У меня в Украине кот остался. Я скучаю по нему. А в Вильнюсе я люблю играть с собакой моего дяди. И тут, с Лари. Я себе очень хочу собаку, но это большие заботы: нужно рано вставать, кормить, убирать. Мама говорит, что мне ещё нужно подготовиться. Тут очень интересно. Разрешают попробовать с собакой все команды. Например, я и не знал, что собакам не нравится, когда их по голове или по лапам гладишь», — делится Андрей.

Андрей и Лари. Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Андрей и Лари. Фото: Елизавета Ригер-Хаврошина, Новая газета.Балтия

Кате 8 лет, она приехала с мамой из Харькова. «Мне очень нравятся собаки и я хочу себе такую завести. Тут весело. Мы играем с Лари, сюда много детей приходит. Мне тут хорошо», — говорит девочка.

Мама Кати Ксения ждала открытия вильнюсского центра миграции. «Просмотрела сразу, какие занятия есть. Узнавала про взрослых, заодно и про детские кружки узнала. И записала сразу дочку и на арт-терапию, и сюда. Катюша очень любит животных и для нее это настоящая отдушина: потискать, потрогать, приласкать пса. После занятий она с радостью делится эмоциями: как гладила собаку, как с ней фотографировалась, как рисовала ее. Любые виды терапии для людей в стрессе, особенно для тех, кто вынужден был бежать от войны, нужны. И каждому — это индивидуально. Для моего ребенка такой отдушиной стали именно занятия с собакой», — говорит Ксения.

Огромную роль в канистерапии играет именно тактильное взаимодействие с собакой-терапевтом.

Для этой работы отбирают животных с определенным типом психики, устойчивой нервной системой и желанием взаимодействовать.

Такие собаки, как и Лари, обязательно проходят специальный курс обучения перед тем, как их «допустят» к работе. Собак-терапевтов тестируют ежегодно.

«Собака — это не лекарство, не антибиотик, не мазь, которая мгновенно сможет решить психологическую проблему. Только в паре со специалистом-терапевтом достигается необходимый эффект. Собака-терапевт — не порода, а стандарт обучения. А еще собака — это настоящий искренний друг. И он сделает все возможное, чтобы его человек, его вожак был здоров и счастлив. Но и человек должен постараться не обижать животное и заботиться о нем», — говорит Йоана Григутис.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.