В это воскресенье в Польше прошли выборы в местный парламент: Сейм и Сенат. Поляки прислушались к лидерам политических партий, называющих эти выборы «самыми важными выборами в истории Польши» и активно отправились голосовать. Явка на этих выборах была рекордной: 74,03% граждан отдали свой голос. Несмотря на то, что окончательные результаты объявили уже вечером в понедельник, до сих пор неясно, кто будет премьером и какая партия будет у руля в Польше.
На первом месте по результатам выборов оказалась PiS (Право и справедливость). За них проголосовали 35,38% избирателей. Примерно такие результаты от PiS и ожидались на основе социологических опросов. Этот результат больше, чем у других партий, но егоо явно мало, чтобы собрать большинство в Сейме.
«Но, конечно, мы сделаем все возможное, чтобы наша программа продолжала реализовываться. Несмотря на коалицию, которая против нас. Помните, что впереди нас еще ждут дни борьбы, дни разного рода напряжения, но в конечном итоге, этот финал в станет нашей победой, но прежде всего победой Польши» — так результаты выборов прокомментировал лидер PiS Ярослав Качиньский.
Другие лидеры PiS сразу после объявления результатов также заявили своими сторонникам, что «предпримут все необходимое», чтобы остаться у власти. Однако тут и возникают проблемы: делать коалицию попросту не с кем. Самый неожиданный результат на этих выборах показал потенциальный союзник PiS по коалиции — ультраправая партия Конфедерация (несмотря на то, что лидеры Конфедерации не раз заявляли, что не войдут в коалицию с PiS, эксперты называли такой сценарий вполне вероятным).
Конфедерации пророчили результат выше 14% и место в правительстве, но на деле евроскептики оказались просто разгромлены.
Они едва преодолели пятипроцентный барьер и получили только 7,16%. Теперь даже теоретического союза PiS и Конфедерации не хватит, чтобы набрать заветные 50%, а лидер Конфедерации Славомир Ментцен признал, что его партия «потерпела полную неудачу».
PiS занял первое место, но, похоже, потерпел поражение (facebook)
На фоне этого, казалось бы, что более либеральные партии как раз и могут сформировать свою коалицию и управлять страной. Гражданская платформа, главный противник PiS, получила 30,7% и заняла второе место. Превосходно на этих выборах себя показало объединение партий Польша-2050 и PSL — Третий путь, они набрали 14,4%. Чуть хуже чем ожидалось, но все равно с хорошим результатом показали себя Новые Левые: 8,61%.
Теоретический лидеры всех трех партий уже заявили, что не против сформировать коалицию. Казалось бы, Дональд Туск (лидер Гражданской платформы) теперь точно станет премьером и будет управлять страной. Однако и тут не все так просто для оппозиции и самое интересное в польской политике нас еще ожидает впереди.
Еще одна полная победа оппозиции — это провал PiS на референдуме, который проходил параллельно с выборами. Несмотря на рекордную явку, поляки не захотели голосовать на референдуме: только 40,91% отдали свой голос, а это значит, что референдум не состоялся.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
После объявления результатов выборов у всех партий будет 30 дней, чтобы договориться о возможных союзах. Именно через месяц состоится заседание нового Сейма, где нижняя часть Парламента примет важное решение: избрание своего нового спикера.
Часть политологов в Польше считают, что PiS любыми средствами и уступками постарается переманить на свою сторону еще кого-то, кроме Конфедерации. Однако шансы на успех ничтожно малы — избиратели других партий восприняли бы такой союз как предательство.
Если же трем партиям удастся договориться, то новым премьером скорее всего станет опытный Дональд Туск. Но тут у новой власти возникнут свои проблемы.
Вероятно Туск станет новым премьером. Но еще не точно (facebook)
Ожидания от новой власти в Польше очень большие. Поляки голосовали за три либеральные партии именно для того, чтобы отделить PiS от власти и откатить их консервативные реформы назад — Конституционный суд, право на аборты, роль церкви в жизни государства и отношения с Брюсселем, которые последние года только ухудшаются и ухудшаются.
Однако либеральные партии не просто так разделены на три: всех их объединяет недовольство политикой PiS, но у всех у них разные представления о том, как эти реформы необходимо сворачивать. Это хорошо видно на примере политики абортов: Левые выступают, чтобы у женщин немедленно появился доступ и право на аборт, Платформа выступает за постепенный и медленный «откат» от PiSовских запретов, а в Третьем пути (чью политику можно охарактеризовать как христианскую демократию) вообще нет консенсуса по этому вопросу: есть часть депутатов, которые выступают за сохранение политики абортов такой, какой она есть.
Другое препятствие для новой коалиции может создать действующий президент — Анджей Дуда. Дуда — выходец из PiS и явно будет стараться вставить палки в колеса новой власти. В Польше президент обладает своеобразным правом вето: закон, принятый через Сейм, требует подписи президента, чтобы вступить в силу. Однако президент может его просто не подписать. Теоретически Сейм может преодолеть вето, если за закон проголосуют две трети депутатов. Однако такого большинства у новой власти может не оказаться.
За 8 лет своего правления PiS постарались оставить свое влияния и в других ветвях власти. Конституционный суд Польши — камень преткновения в споре между Брюсселем и Варшавой — также может стать своеобразным ограничителем, чтобы затормозить либеральные реформы в стране.
Однако несмотря на теоретические трудности для новой власти, многие все равно считают, что позитивные сдвиги произойдут. Результаты выборов могут стать позитивным толчком для всей структуры ЕС. Призрак правых сил и евроскептиков уже давно бродит по Европе и вот в Польше они потерпели сокрушительное поражение.
Если получится собрать коалицию во главе с Туском, то в отношениях между Варшавой и Брюсселем точно наступит потепление. PiS, наряду с Виктором Орбаном в Венгрии, причина головных болей у лидеров Евросоюза. А вот Туск — бывший председатель Европейского совета — является именно проевропейским политиком. И все ожидают, что Брюссель пойдет новой власти навстречу: например разморозит средства для Польши из европейских фондов, которые как раз были заморожены из-за споров вокруг Конституционного суда. А эти средства точно помогут новой власти освежить польскую экономику.
Также в Польше много оптимизма по поводу того, что новая власть улучшит положение СМИ в стране. PiS выделяла огромное деньги на подконтрольные телеканалы и радио. Иногда в поддержку партии высказывались даже в костелах во время службы. Новая власть может сильно либерализовать журналистский климат в стране.
КАК ВЫБОРЫ ПОВЛИЯЮТ НА ОТНОШЕНИЯ С УКРАИНОЙ?
Из-за того, что еще окончательно не понятно, как будет выглядеть в итоге польская власть, сложно предсказать и то, как будут развиваться отношения с Украиной. Да и вообще тема Украины и войны на этих выборах отошла на второй план, партии и кандидаты в первую очередь сосредотачивались на внутренних проблемах.
Однозначных союзников у России в Польше нет. Как бы не выглядела новая польская власть, вряд ли она будет как-то пытаться заигрывать с Владимиром Путиным.
Что касается войны, то единственная партия, которая выступала за ограничения поставок вооружения Украине — это Конфедерация, но, как мы уже знаем, их результаты на выборах оказались хуже ожидаемого. Также Конфедерация выступала за отказ от социальной помощи для украинцев в Польше.
А вот политика PiS была чуть более изменчивой. Сразу после войны Польша стала одним из главных союзников для Украины, поставляя много своего оружия и став главным хабом для поставок западного. Однако потом Варшава и Киев поссорились: сначала из-за украинского зерна, потом президент Дуда сравнил Украину с «тонущим человеком, который хватается за любую возможность спастись», а премьер Моравецкий сказал, что Польша больше не будет поставлять оружие Украине.
Политика PiS по отношению к Украине была непостоянной (facebook)
Такая же неоднозначная политика была у PiS и по отношению к беженцам из Украины. Вначале Польша приняла у себя больше миллиона человек, но потом некоторые представители PiS стали говорить, что социальную помощь для украинцев надо ограничивать.
Позитивным моментом для Украины в отношениях с новой властью может стать то, что эти отношения будут более предсказуемы. А после поражения Конфедерации стало ясно, что поставки оружия продолжатся, а Польша и дальше будет транспортным хабом. Поляки показали, что понимают, что стоит на кону в этой войне.
Такая же неоднозначная политика была у PiS и по отношению к беженцам из Украины. Вначале Польша приняла у себя больше миллиона человек, но потом некоторые представители PiS стали говорить, что социальную помощь для украинцев надо ограничивать.
Позитивным моментом для Украины в отношениях с новой властью может стать то, что эти отношения будут более предсказуемы. А после поражения Конфедерации стало ясно, что поставки оружия продолжатся, а Польша и дальше будет транспортным хабом. Поляки показали, что понимают, что стоит на кону в этой войне.