В октябре Министерство финансов Эстонии представило последний план введения налога на автомобили. В настоящее время Эстония является единственным государством Евросоюза, где не взимается налог на машины.
Сумма налога будет зависеть от мощности, веса, возраста автомобиля и объема выхлопных газов. Налог на автомобили будет состоять из двух частей: единовременный сбор при регистрации транспортного средства в Эстонии, и ежегодный налог. От уплаты налога будут освобождены тракторы и сельскохозяйственная техника, транспортные средства для пожарных, скорой помощи и инвалидов.
Министерство финансов Эстонии предложило две возможные модели расчета налога — узкую и широкую. В случае узкой модели учитывается базовая часть налога, выбросы CO2 и возраст, а в широкой модели дополнительно учитываются мощность двигателя и масса транспортного средства.
Как пояснил министр финансов Март Вырклаэв, на большой автомобиль с большими объемами выхлопов и большой массой налог будет выше. Смысл налога состоит в защите окружающей среды, в снижении нагрузки на нее и повышении экономичности автопарка, отметил он.
Министр финансов Эстонии Март Вырклаэв/Facebook
Глава Эстонского Союза по продаже и обслуживанию автомобилей (AMTEL) Меэлис Теллискиви предпочел второй вариант расчета налога из-за его простоты.
Глава Союза автовладельцев Прийт Таммерайд сказал, что ему бы понравился третий вариант, тот, где этого налога вообще бы не было.
В апреле Эстонское телевидение сообщало что новый налог на автомобили может достигать 200 евро с одного автомобиля в год.
Всего же с помощью этого налога правительство Эстонии планировало вводить в казну 120 миллионов евро в год — по последним данным, уже 230 млн.
Автомобильный налог должен вступить в силу с 1 июля 2024 года, и впервые его придется заплатить в августе 2024 года. Платить нужно будет за каждый автомобиль, находящийся в собственности или в лизинге.
Разумеется, еще весной и летом в эстонском обществе возникло множество дискуссий на эту тему. На Эстонском телевидении в апреле этого года прошла передача «Кто кого?», в которой обсуждалось, действительно ли введение налога будет способствовать развитию и ремонту автомобильных дорог и улучшению экологической обстановки в стране, или просто ударит по карманам налогоплательщиков, причем самыми уязвимыми окажутся как раз малооплачиваемые, например, жители сельской местности, для которых автомобиль, зачастую подержанный — не роскошь, а необходимость.
Министр по вопросам климата Кристен Михал в августе заявил, что модель автомобильного налога в предложенном виде не соответствует экологическим задачам. Министерство климата Эстонии не поддержало предложение Министерства финансов учитывать регистрационный возраст автомобиля: сумма налога, по мнению Кристена Михала, должна рассчитываться исходя из объемов выброса СО2. Однако Министерство финансов возразило: хотя понятно, что внимание Министерства климата фокусируется на экологии, такой налог ляжет тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков. По мнению министра финансов Марта Вырклаэва, в реальности довольно сложно будет заставить людей немедленно купить экологичные модели, не загрязняющие окружающую среду, или же совсем отказаться от автомобиля.
Очень резко выступил в октябре Союз автовладельцев Эстонии, правление которого заявило, что введение налога на автомобили — это смерть эстонской демократии. Согласно опросу, проведенному Институтом социальных исследований Тартуского университета, против законопроекта было собрано более 77 000 подписей. Член правления и исполнительный директор Союза автовладельцев Эстонии Симмо Саар призвал оппозиционные партии серьезно выступить против налога на автомобили, а коалиционные — отказаться от своего плана.
Мы попросили некоторых автовладельцев Эстонии ответить на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что вводится налог, что это значит для вас как водителя?» что вводится налог, что это значит для вас как водителя? то ввод
Мария, владелица ателье:
— Если честно, мне эти нововведения кажутся просто очередным средством выкачивания денег. Автомобиль у меня не самый новый, но в хорошем состоянии, я за рулем уже много лет и не представляю своей жизни и бизнеса без машины. Для улучшения жизни людей ничего не делается, а с них требуется все больше выплат.
Владимир, сотрудник порта (г. Палдиски):
— Я владелец микроавтобуса. Помимо работы в порту, где тоже используются крупногабаритные автомобили, много лет подрабатываю в области ремонта и строительства. Крутая марка машины мне не нужна, важна функциональность, приходится перевозить крупные предметы, стройматериалы. Естественно, машину раз в три-четыре года приходится менять. Продаю по дешевке старую и приобретаю другую, тоже подержанную. Если каждый раз за регистрацию платить налог около 200 евро, как выжить? К тому же вспомните, как все начиналось: обещали повременить с введением налога, уменьшить его размер. А сегодня сказали, что налога будет два, при регистрации и ежегодный на все зарегистрированные авто. Нас крепко надули!
Юлия, предприниматель:
— Я против той части налога, которая предусматривает ежегодную оплату. На мой взгляд, это только провоцирует увеличение на дорогах количества старых машин с гремящими двигателями и выхлопами. Я не против налога, который берется при регистрации и, конечно, чем дороже и круче машина, тем больше должен быть этот налог. А у нас сейчас намерены брать за любой автомобиль, от нуля до 5 лет, одни и те же деньги, но возраст машины — 0 или 5 лет — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому мне представляется, что ежегодный налог вообще не продуман.
Игорь Прекуп, священник, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в г. Палдиски:
— Я, как водитель подержанного автомобиля, не могу объективно оценивать это нововведение. Для меня пользование автомобилем крайне важно, я добираюсь на нем до своего храма в Палдиски из Таллинна. Кроме того, священник должен иметь возможность в любое время суток выехать к больному или умирающему. А что касается высказывания, что это «смерть эстонской демократии», так-таки хочется ответить: «Не дождетесь!» У нас принимаются и более убийственные для демократии законы, и ничего, пока еще дышит. Этот закон ее точно еще не добьет.
Сергей Дидык, фотограф, предприниматель, автолюбитель с 40-летним стажем, почётный член клуба автомобилистов «UNIC»:
— Я резко не согласен с мнением Союза автовладельцев. На мой взгляд, их инициатива — чистой воды политический популизм.
Считаю этот налог логичным и уже необходимым: если мы хотим жить, как в Скандинавии, то и в области налогов можно на них равняться. К тому же надо понимать, что с 24 февраля 2022 года резко возросли расходы государства на оборону, на помощь беженцам. В такой ситуации каждый гражданин и патриот мог бы помочь своей стране хотя бы и налогами, а не заниматься крохоборством. Как говорил Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны».
А теперь про автомобильный аспект. Экологическая часть: чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии он затрачивает на разгон/торможение, и неважно, работает он на фоссильном топливе или электричестве — физику никто не отменял. О повреждениях дорожного полотна и мощности тоже нет смысла спорить, чем мощнее автомобиль, тем больше выбросов. Возрастной коэффициент призван стимулировать длинный срок эксплуатации автомобиля и как следствие уменьшение объёмов производства новых. И социальная часть. «Богатые должны платить больше» — это же любимый народом принцип справедливости, хоть я лично его не разделяю.