В третьем эпизоде подкаста «Красный флаг» мы говорим о гражданах Литвы, которые поддерживают войну. Наш гость — доцент факультета коммуникаций Вильнюсского университета, автор книги «В окружении пропаганды» Виктор Денисенко.
Осенью 2022 года агентство «Inspired» провело опрос, который показал, что 13% респондентов в Литве считают виновными в войне НАТО, США и саму Украину. Авторы опроса высчитали, что такой позиции придерживаются около 200 тысяч граждан Литвы.
«Учитывая общие настроения в Литве, можно сказать, что 13% — это достаточно много. С другой стороны, это не подавляющее большинство. В этих цифрах можно найти корреляцию с тем, сколько людей пользуются так называемыми «альтернативными источниками информации», включая ресурсы кремлевской пропаганды, причем не обязательно на русском языке», — комментирует Виктор Денисенко.
Литва борется с поддержкой войны, в частности, в стране запрещена демонстрация символов войны России против Украины, а за публичное оправдание или поддержку войны грозит ответственность вплоть до уголовной. Можно ли говорить о том, что «группа поддержки войны» просто молчит, опасаясь последствий, но остается при своем мнении?
«Часть людей, которые считают, что в войне в Украине виноваты США, НАТО и так далее, могут опасаться высказывать свое мнение или не хотеть этого делать. Другой вопрос, как с такими людьми работать. Это люди, которые замкнуты в пузыре пропаганды, они там находят нарративы, которые соответствуют их мнению. При этом пробиться в эти информационные пузыри сложно. Как достучаться? Ответа не существует.
Люди, которые подвержены такому влиянию, зачастую просто принимают пропаганду, свято ей верят и не пытаются критически осмыслить.
Слабость пропаганды состоит в том, что она разваливается после нескольких логических умозаключений», — отмечает Виктор Денисенко, добавляя, что у веры в пропаганду и религиозного культа можно найти много похожего.
Виктор Денисенко. Фото: Facebook
Война когда-то закончится, но 13% граждан Литвы, подверженных воздействию пропаганды, останутся. Это пожилое поколение, которое однажды уйдет естественным образом? Может, эти люди уедут в Россию, которую так любят? Может быть, эти люди останутся «под ковром» и будут молчать? Или все же процесс интеграции пройдет успешно?
«Чтобы ответить, было бы хорошо видеть демографическую раскладку. Если это местные русскоязычные, у них было 30 лет, чтобы вернуться в Россию — у России даже были программы по переселению, в странах Балтии эта программа провалилась абсолютно. Я скажу так: ни в одном обществе не бывает так, чтобы все 100% были за одну идею. 10% — это не так много, всегда будут люди, которые по каким-то причинам будут верить пропаганде. Если, как я надеюсь, рухнет режим Путина и будет признание, что это была пропаганда, люди начнут получать другую информацию. Многие задумаются, скажут: нас обманули. Но кто-то будет продолжать верить», — говорит Виктор Денисенко.