logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

«Я не верю, что у россиян нет какого-то гена, который позволил бы им жить в демократии» — депутат Европарламента от Литвы Андрюс Кубилюс

О чем говорили на «Форуме свободной России» в Таллинне

«Я не верю, что у россиян нет какого-то гена, который позволил бы им жить в демократии» — депутат Европарламента от Литвы Андрюс Кубилюс

Форум свободной России. Фото: Facebook

В Таллинне завершилась 5-я Антивоенная конференция, организованная Форумом свободной России (основатели — российские оппозиционеры Гарри Каспаров и Иван Тютрин). В этот раз в работе конференции приняли участие более двухсот человек из 33 стран мира — политики, гражданские активисты, представители СМИ.

Участники конференции, хотя во мнениях часто не сходились, по крайней мере в одном были единодушны: надо помочь Украине победить — только после этого у России появится возможность освободиться от путинизма и имперскости. В понимании этого их поддерживают страны Балтии. Так, премьер-министр Эстонии Кая Каллас лично встретилась с Гарри Каспаровым, чтобы обсудить объединение усилий в помощи Украине, будущее России и создание международного трибунала для суда над военными преступниками.

Гарри Каспаров и Кая Каллас. Фото: X

Гарри Каспаров и Кая Каллас. Фото: X

Специальное видеообращение со словами поддержки в адрес российских оппозиционеров и борющихся против путинской агрессии украинцев записал Тоомас Хендрик Ильвес, президент Эстонии в 2006–2016 годах.

«Украина — это моральное испытание, которое определит не только будущее России, но и российской оппозиции. Разъединенная оппозиция, которая соревнуется за признание и ожидает особого обращения просто за противостояние Путину, не преуспеет. А оппозиция, которая отрицает империализм и колониализм, имеет финальный шанс восприниматься серьезно и даже присоединиться к Западу. Вот задание для этого форума», — этими словами Тоомаса Хендрика Ильвеса открылась конференция.

В числе спикеров были известные российские политики Гарри Каспаров, Леонид Гозман, Геннадий Гудков, Илья Пономарев, государственный министр Эстонии (1990–1992) и министр транспорта и коммуникаций (1996–1999) Райво Варе, депутат Европарламента Андрюс Кубилюс (Литва), экс-министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, культурологи Александр Морозов, Андрей Архангельский и Михаил Лотман (Эстония), медиаэксперты Ханс Луйк (Эстония), Евгений Киселев, Юрий Романенко (Украина) и Константин Эггерт, военный эксперт Алексей Арестович (Украина).

Приводим выступление Андрюса Кубилюса, участника борьбы за независимость Литвы, депутата Европарламента, организатора и руководителя межфракционной группы «Друзья европейской России».

— У нас много вопросов об ответственности. Кто, за что несет ответственность и почему Россия пошла таким путем.

Во-первых, я не верю в исторический детерминизм, в то, что у россиян нет какого-то гена в генетическом коде, который позволил бы им жить в демократии.

Ваши коллеги, знаменитые интеллектуалы, иногда говорят, что историческая проблема России в том, что она все унаследовала от монголо-татарского ига и поэтому у России нет способностей к демократии. Я на это всегда отвечаю — посмотрите на сегодняшние мировые данные по развитию демократии в мире, и вы увидите, что Монголия очень хорошо выглядит как страна, в которой развивается и укрепляется демократия. Можно и другие примеры назвать.

Но Россия имеет свои особенности. Конечно, с исторических времен не было демократии и каких-то навыков демократии, к тому же Россия страдает от постимперских комплексов, когда ностальгия по величине бывшей империи создает большие проблемы для молодой демократии.

Напомню, как в 1950-е годы Франции было трудно отказаться от Алжира, и тогда же в самой Франции возникли большие проблемы с демократией, и разные военные почти перевороты, и только когда пришел де Голль, ион сумел защитить демократию во Франции.

В России в такой момент пришел Путин, начал играть на ностальгических чувствах и убил демократию. Конечно, можно тут говорить об ответственности самих россиян, — почему они не остановили в тот момент сдвиг России обратно в сторону тоталитаризма, — но такой вопрос можно задавать многим странам. На меня большое впечатление произвели книги Самуэля Хангтинтона про мировую демократизацию. Он пишет о том, как появляется волна демократии, как она распространяется и как потом отходит, — и Россия является классической иллюстрацией положений Хантингтона, который говорит, что страну, которая первый раз стала демократией, превратила в демократию волна демократизации, а третья волна демократизации была в 1990-е годы, когда мы все получили новые возможности, но Россия не выдержала — эта волна отошла и оставила Россию на мели авторитаризма.

Но как человек, который пришел из физики, я всегда говорю, когда вижу три волны, — значит, будет и четвертая. И это придает мне исторического оптимизма — думать о том, что и Россия может снова вернуться в демократию.

Если говорить о том, как помочь России вернуться на демократический путь, нужно говорить и об ответственности Запада. Думаю, что очень большая ошибка Запада была не только в том, что опаздывала поддержка российской демократии, — нам эта поддержка пришла через перспективу стать членом ЕС, а Россия была оставлена вне таких перспектив, — но большой ошибкой было оставить такую страну, как Украина, в серой зоне без интеграции либо в ЕС, либо в НАТО, либо в обе эти структуры. Это создавало в Кремле, который играл на чувствах ностальгии, предпосылки думать, что эти страны, оставленные для того, чтобы не провоцировать Путина, можно забрать себе.

Эта ответственность Запада очень велика. Мы не ответственны, может быть, за Путина, но мы ответственны за то, что позволили путинской России начать думать, что возможно все, и возможна агрессия, которую мы сегодня видим. Здесь нужно вспомнить Збигнева Бжезинского, который еще 30 лет назад сказал очень правильные слова —

Россия, которая будет иметь возможность править Украиной, всегда останется империей, а Россия, которая такую возможность потеряет, имеет возможность стать демократией.

Так что Запад должен свои ошибки исправлять как можно быстрее и сделать все, чтоб Украина стала как можно быстрее членом НАТО и ЕС. Это тоже была бы помощь для всех тех, кто желает видеть Россию демократией.

Опять же о том, как может развиваться Россия. Я всегда вспоминаю, как мы в 80-е годы, в конце брежневского режима, не думали, что в Советском Союзе может начаться перестройка. А она началась. И не потому что появился какой-то чудотворец Горбачев, а потому что Советский Союз пришел в такое состояние, когда уже и Андропов, и другие начали понимать, что нужно что-то делать. Они, конечно, не просчитали, что это приведет к распаду Советского Союза, но перестройка с демократизацией, с какими-то попытками быть более открытыми началась.

Вопрос один — когда в России начнется вторая перестройка? Думаю, что предвидеть вторую перестройку нам будет очень трудно, но, как показывает опыт России, такие перестройки в России бывают.

Андрюс Кубилюс, фото: TS-LKD Kaunas

Андрюс Кубилюс, фото: TS-LKD Kaunas

Врач Андрей Волна: Украина выдержит и победит. Помогайте этому

Как российские оппозиционеры могут помочь Украине победить в войне? Эффективны ли западные санкции и каким образом из-под них вылезают путинские олигархи? Будет ли Россия платить репарации Украине? Почему Запад так долго просыпается? Ну и наконец, все ли российские граждане виновны в том, что их страна вторглась в соседнюю и пытается ее уничтожить? Эти и другие вопросы обсуждали участники конференции.

Наиболее резонансными ее моментами стали принятие новой резолюции (бурное обсуждение вызвала заявленная там поддержка силового протеста против режима), дискуссия, в ходе которой выступил популярный украинский эксперт Алексей Арестович, и включение новых кандидатур в «Список Путина» (в список на виза-бан попали российские чиновники, поддерживающие стабильность режима, и Z-пропагандисты).

Но, пожалуй, самым запоминающимся моментом стало видеообращение выдающегося врача-травматолога Андрея Волны. Российский врач, оказавшийся в Эстонии в эмиграции из-за своей антивоенной позиции, уехал в Украину, чтобы стать волонтером, оперировать и лечить раненых бойцов ВСУ. Вот его слова:

— Я вижу эту войну, что называется, изнутри. Буквально изнутри.

В качестве травматолога-волонтера помогаю оперировать и лечить раненых украинских военнослужащих.

И знаете, что хочется сказать? За свою профессиональную жизнь мне довелось видеть много травм. Множество увечий. Много смертей. Но то, с чем я имею дело в Украине, то, с чем каждый день сталкиваются украинские коллеги, превосходит весь мой предыдущий хирургический опыт: страшные, в основном минно-взрывные ранения. Тяжёлые открытые переломы. Полные и частичные отрывы конечностей.

Андрей Волна. Фото: Facebook

Андрей Волна. Фото: Facebook

Высочайшая, во многом именно во время войны приобретенная, квалификация врачей Украины. И страстное желание раненых вылечиться, а врачей — вылечить. Чтобы быть полезными Украине. Да, с одной рукой на фронте уже вряд ли получится. Но в другом месте можно быть полезным. И просто жить.

О чём я, травматолог с российским паспортом, работающий в Украине, прошу вас, дорогие друзья?

Первое: многие сегодня уже устали — если не от войны, так от информации о войне. Не давайте забывать западным политикам о том, что война продолжается! Людей убивают. Людей калечат. И Украина по-прежнему нуждается в помощи! И в военной помощи. И в гуманитарной поддержке.

Второе: постарайтесь, если можно, все свои главные решения соотносить с тем, насколько это может помочь Украине. Ведь именно Украина сегодня с оружием в руках борется против Путина, путинизма и российского фашизма. С оружием в руках сегодня не вы. И не я. А украинцы. Давайте не будем забывать об этом. И всё, что вы решаете и делаете, постарайтесь сверять только с одним — как это помогает победить Украине. Всё остальное вторично, мне кажется.

Украина выдержит и победит. Помогайте этому!

Елена Александрова

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.