logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Дом Северо-Эстонского общества слепых в Таллинне под угрозой закрытия из-за состояния здания

На ремонт денег нет, а переезд в другое место для слепых большой стресс

Дом Северо-Эстонского общества слепых в Таллинне под угрозой закрытия из-за состояния здания

Ремонт фасада здания — одна из важнейших задач на сегодня. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Зданию Северо-Эстонского общества слепых угрожает закрытие, если его не приведут в порядок в срок. Ремонт в здании идет уже 10 лет, члены общества спасают дом — своими силами и благодаря поддержке извне. Но на масштабные работы денег нет: только ремонт крыши обойдется примерно в 700 тысяч евро, канализации — еще в 380 тысяч.

Речь идет о четырехэтажном здании в Таллинне по адресу Тонди 8а. Северо-Эстонское общество слепых имеет этот дом в своей собственности.

«Нам не раз предлагали продать этот дом и переехать в другой, — рассказывает исполнительный директор Общества Хелен Кюннап. — Но это невыгодно: в этом случае мы сами будем съемщиками, хотя сейчас сдаем некоторые помещения в аренду. Кроме того, для слепых очень проблематично менять место, к которому они привыкли».

Исполнительный директор Общества Хелен Кюннап. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Исполнительный директор Общества Хелен Кюннап. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Дом с длинной историей

Дом был построен в 1955 году на собственные деньги тогдашнего Общества слепых. С самого начала эксплуатации здания организация располагается здесь, хотя несколько раз она меняла название.

Организация имеет давние традиции: в 1921 году в Тарту было основано Эстонское общество защиты слепых «Pimedate abi» («Помощь слепым»). Через год при обществе зарегистрировали Таллиннское отделение, преемником которого стало Северо-Эстонское общество слепых.

В советское время организация называлась «Таллиннский учебно-производственный комбинат Эстонского общества слепых». Здесь изготавливали металлические, пластмассовые и деревянные изделия, кисти и щетки. В 90-е годы, после выхода Эстонии из СССР, производство сократилось, цех кистей и красок перевели на улицу Лаки. Сейчас это трудовой центр для слепых Hariner, где изготавливают хозяйственные, кулинарные, автомобильные щетки и маты — он напрямую не связан с обществом, но многие его члены там работают.

В 2003 году право собственности на помещение на Тонди 8а перешло от Федерации слепых Эстонии к Северо-Эстонскому обществу слепых.

Главная проблема — крыша и фасад

Несколько лет назад Спасательный департамент Эстонии выдвинул требование привести здание в соответствие с нормами противопожарной и противоаварийной безопасности. Проблем выявилось множество: старая крыша, рушащийся фасад, отсутствие аварийного освещения и проблемы противопожарной системы.

— Первоначально Спасательный департамент выдал нам предписание со сроком исполнения до 30 декабря 2021 года, — рассказывает Хелен Кюннап. — Мы выполнили некоторые пункты и попросили продлить срок на два года для установки противопожарных дверей и системы пожарных шлангов. Сейчас на собственные средства мы устанавливаем противопожарные двери, но для установки системы шлангов вынуждены просить о новом продлении срока.

Мы также планируем реконструкцию канализационной системы, хотя не можем наверняка сказать, когда удастся начать. Мы собираем деньги и постоянно подсчитываем, какую работу можно выполнить быстрее.

Резюмируем: нам грозит закрытие, если мы не выполним работы в срок. Хотя прямого уведомления о закрытии пока не было.

По словам Хелен, ремонт идет уже 10 лет. Общество слепых делает его отчасти на свои деньги, а также за счет поддержки извне.

— Помещения в основном уже реновированы, но крупные объекты, такие, как крыша и фасад, еще не обновлены из-за недостатка средств. Мы успели частично отремонтировать крышу дома, установить центральное отопление, заменить все окна и двери, отремонтировать внутренние помещения первого и второго этажа.

Поскольку цены быстро меняются, я спрашиваю Хелен, как выглядит бюджет сейчас.

  • Наиболее критично состояние канализации — любая труба может прорваться в любой момент. Сток для дождевой воды — тоже проблема. На эти нужды необходимо 380 000 евро.
  • Ремонт крыши — около 700 000 евро.
  • Третий этап работ, утепление здания, приведение в порядок технических систем — около 2 млн евро.

Власти города помогают Обществу поддержкой конкретных проектов, но не инвестициями и ремонтом. Город поддерживает, например, продажу изготовленных слепыми изделий или тренинги по йоге.

Представители власти неоднократно посещали дом Общества слепых. Известные эстонские политики, в том числе вице-мэр Таллинна по вопросам культуры Каарел Оя, министр здравоохранения Эстонии Рийна Сиккут, старейшина района Нымме Кармо Кури — побывали 10 сентября на фестивале «Впечатления в темноте». Ранее в доме Общества слепых бывали вице-мэр Таллинна по вопросам социальных дел и здравоохранения Бетина Бешкина, председатель Таллиннского центра семейных врачей Моника Хауканымм, депутаты парламента Эстонии Хельмен Кютт и Тынис Мёльдер.

Читайте также

«Чтобы зрячие не были слепы». В Таллинне прошел фестиваль Cеверо-Эстонского Общества Слепых

Мы проходим по двору вокруг здания, фотографируя те объекты, которые нуждаются в ремонте. Начиная с Пярнуского шоссе и до самых дверей к зданию ведет тактильная плитка, специально приспособленная для того, чтобы слепые могли нащупать ее тростью. Во дворе много проблемных зон. Есть дыры и неровности в асфальте, вделанные в асфальт металлические балки, на входе после недавнего дождя образовалась огромная лужа.

Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

У главного входа помогает сориентироваться звуковой маяк, который короткими пищащими звуками дает слепым понять, что они пришли к нужной двери.

— Самые важные проблемы ремонта на данный момент, — говорит Хелен, –крыша и фасад. Крыша может просто провалиться, а ремонт фасада поможет нам пережить отопительный сезон, это сильно сэкономит расходы на отопление.

Массажный центр, хенд-мейд планы на хостел: «стараемся заработать сами»

— Нам не раз предлагали продать этот дом и переехать в другой, — рассказывает Хелен. — Но это невыгодно, в этом случае мы сами будем съемщиками, тогда как сейчас сдаем некоторые помещения в аренду. Кроме того, для слепых очень проблематично менять место, к которому они привыкли.

Примерно 300 членов общества часто приходят сюда: получают услуги, консультации или работают здесь (всего в обществе зарегистрировано около 430 человек с недостатками зрения — прим.). Некоторые инвалиды по зрению живут в Хаапсалу, в Тарту, приезжают в Таллинн на общественном транспорте.

Из способов заработка на первом месте, конечно, уникальный Массажный центр, который координирует Эстонское общество слепых массажистов. Он полностью расположен в здании на Тонди 8а. Организации нередко заказывают услуги массажиста в офис. К слепым массажистам может обратиться любой житель или гость Эстонии.

В планах общества — построить при основном здании хостел, в котором на льготных условиях могли бы останавливаться посетители с недостатками зрения. За услугой массажа, например, обращаются клиенты со всей Эстонии — у них тоже должна быть возможность переночевать при центре. В хостеле сможет остановиться любой желающий, а это возможность бизнеса, тем более что здание расположено недалеко от центра города, и здесь очень хорошая инфраструктура.

У Общества слепых арендуют помещение некоторые предприниматели (мастерская по изготовлению дверей, арт-студия). Это тоже способ заработка. Кроме того, в доме расположены несколько артелей для слепых.

Исполнительный директор Северо-Эстонского общества слепых Хелен Кюннап в артели керамики. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Исполнительный директор Северо-Эстонского общества слепых Хелен Кюннап в артели керамики. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Хелен проводит нас в просторное помещение, где находятся два больших ткацких станка. Здесь изготавливают коврики и другие тканые изделия. Сырьем служат обычные пластиковые пакеты. Есть и сумочки разных размеров, от хозяйственных до «ксивников», последний я решаю непременно приобрести под телефон и журналистское удостоверение.

В другом помещении делают керамику — например, этих бегемотиков слепила незрячая девочка, которая никогда в жизни ничего не видела.

Этих бегемотиков сделала девочка, которая родилась слепой. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Этих бегемотиков сделала девочка, которая родилась слепой. Фото: Дмитрий Маконнен, Новая газета.Балтия

Изготавливают также коробочки, декоративную посуду и плитку, модели домов Старого Таллинна. В соседней комнатке стоит большая круглая печь для запекания керамики. Свои изделия Общество продает через Facebook и Instagram.

Общество радо волонтерам и любым посильным пожертвованиям. Помочь Обществу и увидеть отчет о проделанной работе можно по ссылке.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.