11 июля Александр Лукашенко отправился в рабочую поездку по Оршанскому району Витебской области. Во время поездки он рассказал о своих экспериментах с озимым ячменем, а в агрокомбинате «Юбилейный» продегустировал сальтисон местного производства. Белорусские государственные СМИ подробно освещали поездку Лукашенко, который в этот раз проигнорировал международную повестку и всем своим видом стремился показать, что саммит НАТО в Вильнюсе — в нескольких десятках километров от границы с Беларусью — его вовсе и не заботит.
На слова президента Литвы Гитанаса Науседы, назвавшего Беларусь «губернией Российской Федерации», официальный Минск сразу не отреагировал.
Можно ли назвать оценку Науседы справедливой и следует ли ждать реакции от Лукашенко, который, как правило, за словом в карман не лезет?
Александр Лукашенко пробует продукцию агрокомбината «Юбилейный». Фото: ТГ-канал «Пул первого»
«Еще одна губерния Российской Федерации»?
На пресс-конференции после встречи с Джо Байденом президент Науседа 11 июля отдельно остановился на «проблеме Беларуси» и отметил, что это государство больше не является независимым, фактически превратилось в «губернию Российской Федерации» и находится под полным контролем Москвы. Одновременно Науседа очертил три комплекса проблем, связанных с Беларусью: размещение российского ядерного оружия, пребывание российских военных на ее территории, организация нелегальной миграции в ЕС.
Слова президента Литвы хотя и вызвали бурную дискуссию среди оппонентов режима Лукашенко, но сенсацией не стали. Они отражают жесткую позицию, которую глава Литовского государства последовательно отстаивает с момента открытой агрессии России против Украины, в которой режим Лукашенко играет значительную роль. Отражением этой позиции стал и тот факт, что белорусские независимые СМИ — за исключением белорусской службы «Радио Свобода» и варшавского телеканала «Белсат» — не получили аккредитацию на саммит Североатлантического альянса, на котором обсуждались и вопросы Беларуси.
Президент Литвы Гитанас Науседа. Фото: BNS
Громкое заявление Науседы объясняется прежде всего желанием привлечь внимание партнеров по НАТО и мирового сообщества к «сложному соседу» Литвы. При этом Гитанас Науседа склонен сгущать краски. Экономическая, политическая и военная зависимость Беларуси от России действительно постоянно увеличивается, но говорить о статусе губернии или полной потере суверенитета и независимости явно преждевременно. Александр Лукашенко по-прежнему определяет внутреннюю политику Беларуси и несет полную ответственность за репрессии в стране. Силовые органы находятся под влиянием России, но нет оснований полагать, что они вышли из-под контроля белорусского автократа. Будучи во-многом проводником интересов России, Лукашенко не забывает и о собственных интересах, а серьезные амбиции и своенравный характер делают его не самым простым союзником для Кремля.
На руку Лукашенко играет и политическая конъюнктура в России. Участие в разрешении конфликта вокруг мятежа Евгения Пригожина и вовсе сделало его одним из наиболее популярных политиков в этой стране.
Учитывая эти факторы, сегодняшнюю Беларусь сложно назвать «губернией России».
Отношения между Москвой и Минском носят исключительно тесный характер, но напоминают скорее отношения между СССР и самыми верными союзниками по «восточному блоку» вроде Болгарии или ГДР, чья формальная независимость под вопрос не ставилась.
Ответ из Минска последует?
Пик пропагандистской активности Александра Лукашенко пришелся на период между мятежом Пригожина и саммитом в Вильнюсе. В эти дни он много общался с прессой, делал — скорее всего, по согласованию с Кремлем или даже по указанию из Москвы — скандальные заявления по поводу использования ядерного оружия и будущего ЧВК «Вагнер» в Беларуси, пытаясь тем самым оказать влияние на ход и решения саммита НАТО. При этом Лукашенко всячески стремился продемонстрировать свою политическую субъектность и самостоятельность. И итоговая декларация саммита, и заявления участников форума показывают, что ему это в целом не удалось, а озвученный президентом Науседой упрощенный и понятный западной общественности взгляд на Беларусь как на «губернию Российской Федерации» имеет все шансы стать господствующей точкой зрения.
Александр Лукашенко относит Гитанаса Науседу к категории личных врагов, время от времени уничижительно высказывается о нем и использует при этом оскорбительный термин «непоседа». Как властолюбивый автократ, он вряд ли сможет проигнорировать заявления президента Литвы, а участие лидера белорусских демократических сил Светланы Тихановской в мероприятиях саммита и ее пусть короткая, но символическая встреча с Джо Байденом послужит дополнительным раздражителем. Ответ из Минска последует, очевидно, в ближайшее время.