Владимир Путин заявляет о предотвращении «смуты», которой Запад якобы мог бы воспользоваться для развала России. Александр Лукашенко купается в лучах славы «спасителя России» и наслаждается негаданным международным вниманием. Амбициозный и словоохотливый Евгений Пригожин фактически исчез из публичного пространства, а судьба его детища ЧВК «Вагнер» остается туманной. Американские спецслужбы полагают, в свою очередь, что гротескный «вагнеровский мятеж» мог на самом деле быть попыткой генералов сместить военное руководство России.
События последних дней оставляют множество вопросов, которые пока остаются без ответа. И тем не менее первые выводы о мятеже и его последствиях уже можно сделать.
Система Путина провалила стресс-тест
Критики Кремля и в России, и за ее пределами давно призывают не переоценивать силу и стабильность режима Путина и не поддаваться тем самым на уловки российской пропаганды, создавшей образ могущественной и успешной супердержавы. Пригожинский «марш справедливости» удивил, однако, даже многих противников Кремля. Российская власть оказалась не готова к выступлению, силовые структуры бездействовали, население России не продемонстрировало готовность защищать своего «национального лидера», а многие россияне и вовсе не скрывали свою симпатию к мятежникам.
Отдельные российские аналитики поспешили по горячим следам подчеркнуть необходимость коренной перестройки системы, но способность, а главное желание Путина и людей из его окружения пойти на такие шаги представляется сомнительной. Лукашенко справедливо назвал себя и Путина «политиками уходящего поколения», а «уходящее поколение» настроено консервативно и к новизне, как правило, не стремится.
«Продавец воздуха» Лукашенко
С подачи пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова российская пропаганда объявила белорусского автократа ключевой фигурой в переговорном процессе между Кремлем и Пригожиным и даже вовсе провозгласила его «спасителем России». Для амбициозного Лукашенко такие лавры и международное внимание стали приятным сюрпризом. Он не без основания рассчитывает на то, что его посреднические услуги будут щедро оплачены Москвой. Не исключено, что в планы официального Минска входит и тесное сотрудничество с Пригожиным в рамках сомнительных, но сверхприбыльных проектов ЧВК «Вагнер» в Африке и на Ближнем Востоке.
В будущем именно Беларусь может стать центром или перевалочной базой для «вагнеровцев», а уже сам факт их пребывания в стране будет использоваться для нагнетания обстановки на границах с Украиной и ЕС. Превращение ЧВК «Вагнер» в серьезный военный фактор в Беларуси представляется скорее маловероятным. И дело тут не в международных санкциях или ухудшении отношений с европейскими соседями, которые могут последовать за таким шагом, а в опасениях самого Лукашенко за собственную власть.
Упущенный шанс Украины?
Мятеж Пригожина подтвердил слабость и нестабильность России, о которой неоднократно заявляли украинские руководители. Продолжительный и кровопролитный характер мятежа мог бы посодействовать украинским успехам на фронте, а удары по территории России, вступление подразделений «Русского добровольческого корпуса» или легиона «Свободная Россия» на территорию РФ наверняка усложнили бы ситуацию Кремля. Мятеж Пригожина носил, однако, краткосрочный характер, а давление западных партнеров, опасавшихся эскалации и непредсказуемых действий Путина и попросивших Киев не предпринимать резкие шаги на территории России, не позволили ВСУ в полной мере воспользоваться удачной ситуацией.
«Дикий зверь» показал свое лицо?
23 июня президент Польши Анджей Дуда сравнил в интервью украинским телеканалам путинскую Россию с «диким зверем», которого «надо просто выследить и застрелить». Скандальное сравнение Дуды вызвало шквал критики и угроз в России. События последующих дней дали, однако, дополнительный повод для рассуждений о «зверином обличье» российских элит, которые, с точки зрения Варшавы и ее балтийских партнеров, не заслуживают компромисса или пощады. Опасность появления ЧВК «Вагнер» на границах ЕС лишь подтвердила в их глазах необходимость борьбы режимом Путина, а также реальность победы над ним.
Бунт под наблюдением
Из публикаций американской и европейской прессы следует, что в Вашингтоне заранее знали о подготовке мятежа и поделились информацией с отдельными европейскими партнерами. США были заинтересованы в бунте, который, с их точки зрения, должен был ослабить Россию, но при этом опасались быть обвиненными в его организации и желали избежать непредсказуемых реакций со стороны Кремля и угроз ядерным объектам на российской территории. Американская сторона сделала все, чтобы свести до минимума риск непредвиденного сценария, и ей это скорее удалось. Анализ мятежа событий вокруг него позволит западной стороне лучше понять истинное положение дел в России и скорректировать свою стратегию.
До последнего времени целью «коллективного Запада» в войне России против Украины считалось нанесение стратегического поражения РФ, которым могло быть восстановление территориальной целостности Украины в границах 1991 года или по крайней мере на 24 февраля 2022. Прямое участие в войне, не говоря уже о ее перерастании в ядерное противостояние, Вашингтон и его европейские партнеры желали и желают предотвратить любым путем. Французский президент Эмманюэль Макрон и вовсе неоднократно заявлял, что России и после войны останется великой державой, с которой американцам и европейцам придется сосуществовать в будущем. Намерения Запада уничтожить Россию и ее государственность были и остаются таким образом плодом бурной фантазии российской пропаганды.
Но останется ли Россия после войны «великой державой»? Мятеж Пригожина заставляется задуматься. Весь мир увидел в эти дни слабость и хрупкость России, которая предстала в образа колосса на глиняных ногах, а сама глина не отличается превосходным качеством. В таких условиях Западу придется в будущем всерьез считаться с рискованным, но возможным сценарием крушения путинского режима, распада России и погружения ее в пучину гражданской войны. И это, пожалуй, один из ключевых выводов из мятежа Пригожина.