logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

Армения на перепутье: уйдет ли страна из сферы влияния России

Армения на перепутье: уйдет ли страна из сферы влияния России

Встреча Пашиняна с Путиным. Фото пресс-службы правительства Армении

«Если Армения де-юре примет решение о выходе из ОДКБ, то это произойдет после того, как Ереван зафиксирует, что ОДКБ ушла из Армении». Подобные заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна звучат с мая 2021 года, когда Армения обратилась к России с просьбой защитить границы Армении и не получила помощи.

Ситуацию усугубляет то, что власти Армении не дождались не только военного содействия для защиты своей территории, но и политического заявления от России и союзников по ОДКБ. Они все еще не констатировали, что ВС Азербайджана вторглись на суверенную территории страны. Более того, отказались содействовать союзной Армении под тем предлогом, что не проведена делимитация и демаркация границы.

«В течение двух последних лет Армения как минимум три раза подверглась агрессии со стороны Азербайджана. Удручает, что членство Армении в ОДКБ не сдержало Азербайджан от агрессивных действий и что фактически до сегодняшнего дня нам не удалось прийти к решению по поводу реакции ОДКБ на эту агрессию. Эти факты наносят огромный урон имиджу ОДКБ как внутри нашей страны, так и за ее пределами», — заявил Пашинян.

Премьер не исключает того, что Армения может покинуть военный блок, действующий под лидерством России. Если это действительно случится, Ереван фактически разорвет союзнические отношения с Москвой и возьмет курс на интеграцию с Западом. Вместе с тем уже сейчас рейтинг стратегического союзника Армении находится на самых низких позициях за последние 30 лет.

С чего начался кризис?

О том, что отношения Армении и России переживают, мягко говоря, не лучшие времена, уже говорится в открытую. Так прямо армянские власти никогда не критиковали Москву и ОДКБ. Люди в Армении с удивлением следят за чередой заявлений Пашиняна с критикой в адрес России, в том числе бездействия российских миротворцев, дислоцированных в Нагорном Карабахе.

В частности, премьер Армении раскритиковал РМК, комментируя блокаду Лачинского коридора, единственной дороги, связывающей непризнанную республику с Арменией:

«Конечно, это происходит из-за действий Азербайджана, но от этого смысл не меняется. Это ключевой смысл присутствия российских миротворцев — не позволять незаконные действия и держать под контролем Лачинский коридор».

Недовольство Еревана позицией Москвы и стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности, нарастало как снежный ком. Все началось с инцидентов на армяно-азербайджанской границе после войны 2020 года в Нагорном Карабахе.

Власти страны заявляют, что Азербайджан за последние два с лишним года несколько раз шел на масштабные военные действия, одновременно проводя и ползучую экспансию и углубляясь вглубь территории Армении. Ослабевшая после поражения во второй карабахской войне Армения очень рассчитывала на поддержку союзников.

«Агрессия против суверенной территории Армении с мая 2021 года по 13 сентября 2022 года была вдвойне болезненной, потому что наши союзники по безопасности оставили нас в одиночестве, предпочтя оставаться в статусе пассивного наблюдателя или предложив в качестве альтернативы статус активного наблюдателя», — сказал Никол Пашинян.

Вместо военной помощи ОДКБ направил в Армению миссию для изучения «обстановки в отдельных районах на границе Армении и Азербайджана». На фото — встреча членов миссии с министром обороны Армении по итогам работы. Фото с сайта ОДКБ

Вместо военной помощи ОДКБ направил в Армению миссию для изучения «обстановки в отдельных районах на границе Армении и Азербайджана». На фото — встреча членов миссии с министром обороны Армении по итогам работы. Фото с сайта ОДКБ

Только ли это стало причиной кризиса? 

Разговоры о том, что в Армении к власти могут прийти проевропейские силы, активизировались в период «бархатной революции» 2018 года. Тогда все вспомнили, что лидер движения, оппозиционный политик Пашинян, выступал с заявлениями о необходимости покинуть Евразийский экономический союз, действующий под эгидой России.

Но, добравшись до власти, Пашинян сменил риторику и первым делом заявил, что Ереван никакие интеграционные структуры покидать не собирается и тем более не стремится к политическому реверсу. Но это были только слова, уверен политический обозреватель, бывший депутат парламента Армении Арман Абовян:

«Достаточно просто изучить состав так называемого молодежного крыла революционеров в 2018 году. Они достаточно активно вели себя на общественном поле. Это те же люди, которые в свое время организовывали антироссийские акции перед посольством России. Даже в составе нынешнего правительства есть такие люди».

В высшем руководстве страны действительно есть так называемые «ярко выраженные западники», которые до 2018 года жестко критиковали политику Москвы в отношении Армении. Самая заметная фигура из них — секретарь Совета безопасности Армен Григорян.

Пашинян и его команда на главной площади Еревана после победы революции. Фото JAMnews

Пашинян и его команда на главной площади Еревана после победы революции. Фото JAMnews

Вместе с тем, придя к власти, Никол Пашинян и команда постоянно заявляли о стремлении вывести отношения с Москвой на качественно новый уровень. Лидеры двух стран регулярно встречались, и казалось, что Армения и Россия довольны отношениями друг другом.

На начальном этапе премьерства Пашинян действительно не думал о смене внешнеполитического курса, уверен политолог Рубен Меграбян:

«В 2018 году была иллюзия, что есть даже возможность построить качественно новые отношения, углубить связи с Россией. И новые демократические власти Армении способны это сделать. Но жизнь показала, что это была не только иллюзия. Это была опасная иллюзия. И сейчас от этой иллюзии не осталось камня на камне».

Действительно ли Армения берет направление на Запад? 

После войны 2020 года, казалось, Россия установила «единоличную гегемонию в регионе Южного Кавказа», которая незначительно нарушалась только присутствием Турции. Но после украинских событий Москва начала стремительно терять позиции.

13 сентября 2022 года на армяно-азербайджанской границе случилась самая масштабная эскалация после войны. Через несколько дней в Армению приехала спикер Палаты представителей США Ненси Пелоси, а мировые медиа сообщили, что остановить сентябрьские столкновения удалось благодаря Вашингтону. Это, пожалуй, стало поворотным моментом в послевоенном цикле карабахского урегулирования.

Ситуация усугублялась каждый раз, когда Армения и Азербайджан сталкивались на границе, а Россия молчала. Все это привело к тому, что главным модератором в переговорном процессе становятся Вашингтон и Брюссель.


Министры иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне, на переговорах при посредничестве госсекретаря США Блинкена

Министры иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне, на переговорах при посредничестве госсекретаря США Блинкена

«По велению обстоятельств Армения все-таки пересматривает свои отношения с Россией. Это во-первых. Во-вторых, Армения зафиксировала свою общность с интересами, ценностями и целями Европейского союза и рассматривает ЕС в качестве перспективного партнера. Вместе с тем, у Армении нет окончательного решения для обобщения этой картины. Потому что Армения продолжает оставаться членом структур, которые противоречат государственным интересам и безопасности Армении», — так описывает нынешнее положение дел политолог Рубен Меграбян.

Параллельно с этим реалии менялись и в Нагорном Карабахе. В декабре прошлого года азербайджанцы, называвшие себя экологическими активистами, перекрыли Лачинский коридор. И Россия фактически не предприняла никаких действенных мер для того, чтобы его разблокировать. Затем Баку пошел дальше и при молчаливом согласии российских миротворцев установил контрольно-пропускной пункт в Лачинском коридоре. Таким образом, дорога сейчас фактически не контролируется Россией, как то предполагает трехстороннее заявление 2020 года.

Отказ от Карабаха 

Чем дальше шел Азербайджан и чем дольше молчала Москва, тем слабее становились переговорные позиции Еревана. Военные эскалации на границе стали способом оказания давления на армянские власти. Все это привело к тому, что Никол Пашинян публично заявил, а затем и подтвердил официальную позицию Еревана на переговорах — Армения готова признать Нагорный Карабах в составе Азербайджана:

«Мирный договор между Арменией и Азербайджаном станет реальным, если обе страны четко, без двусмысленностей признают территориальную целостность друг друга и обязуются не предъявлять друг другу территориальных претензий сегодня и когда-либо. Сейчас я хочу подтвердить, что Республика Армения полностью признает территориальную целостность Азербайджана, и мы ожидаем, что Азербайджан сделает то же самое, признав всю территорию Армянской ССР Республикой Армения».

Поверхностный анализ ситуации может создать впечатление, что Армения вынужденно идет на такой шаг. Но это более продуманная и долгосрочная политика, полагает Арман Абовян. Ее цель — смена вектора во внешней политике:

«Эта власть является исполнителем для тех геополитических центров, основная цель которых — вытеснить из региона южного Кавказа восточный вектор: Россию, Иран и частично Китай».

Эксперты озвучивают версию, что конечным итогом этого процесса должно стать открытие границы с Турцией за счет уступок в вопросе Карабаха. Если это произойдет, Армения получит самую короткую коммуникацию до Европы, что может существенно расширить возможности сотрудничества Еревана и Брюсселя.

Соответствует ли это национальным интересам Армении? 

В какую сторону должна двигаться Армения во внешней политике. Это, пожалуй, один из самых существенных дискурсов в армянской политической повестке. Если несколько лет назад абсолютное большинство населения страны одобряло политику властей по углублению сотрудничества с Москвой, война 2020 года и последующие события изменили мнение общества. Теперь Россию считает дружественной страной всего 35 процентов населения, между тем, до войны этот показатель был выше 50 процентов. Для сравнения, Францию дружественной считают 45 процентов.

Еще один важный вопрос, на который пытается ответить армянское аналитическое сообщество, — почему Россия ведет такую политику в отношении Армении и Нагорного Карабаха. И основной ответ на этот вопрос эксперты связывают с украинским кризисом.

После закрытия границ с европейскими странами и западных санкций Россия оказалась в жесткой зависимости от Турции и даже Азербайджана по части коммуникаций и экспорта углеводородов. Именно Турция сейчас является основным и главным маршрутом экспорта и импорта для России. В такой ситуации Москва просто не может себе позволить «обидеть» Анкару и Баку и не уступить им по вопросам Нагорного Карабаха и Армении.

Понимание этих реалий должно привести к обновлению внешней политики Армении, уверен политолог Гурген Симонян:

«Время выразить четкую позицию и покинуть военно-политический союз ОДКБ. По итогам военной агрессии 2020 года те ожидания, которые у нас были от России в контексте двусторонних соглашений, и не только от России, но и от ОДКБ, мягко говоря, не удовлетворили нас. Если не сказать, что нанесли серьезный удар по нашей национальной безопасности».

Армения недовольна и тем, что Россия не поставляет закупленное ранее у нее вооружение, за которое, кстати, было заплачено. В этой ситуации Ереван существенно активизировал контакты с Индией, а также Францией. То есть страна намерена изменить, хотя бы диверсифицировать и вектор военно-технического сотрудничества.

Сумеет ли Ереван в условиях жесткой турбулентности построить новую архитектуру безопасности? И, самое главное, к каким последствиям приведет этот процесс? Вопросы, которые пока остаются открытыми. Однозначно одно — Ереван уже начал пересмотр отношений с Москвой фактически впервые за годы независимости.

Очередная встреча Пашиняна с Путиным. Фото пресс-службы правительства Армении

Очередная встреча Пашиняна с Путиным. Фото пресс-службы правительства Армении

Артур Хачатрян

При поддержке «Медиасети»

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.