Он — бывший полицейский, ушедший на фронт в первые недели полномасштабной войны. Она — известный харьковский фотограф с многотысячной аудиторией в соцсетях.
Евгений и Инна — пример современной украинской молодой семьи, вынужденной принимать непростые реалии военного положения, но ни на секунду не перестающие верить в победу Украины. Недавно Евгений прошел тренинг по тактической медицине в Литве. «Мы благодарны за все, что Литва сделала для нас. Это огромная поддержка. Мы о ней знаем, мы ее видим и чувствуем», — говорит он.
«Решили оставаться в Харькове»
По словам семейной пары, в первые дни полномасштабного вторжения России в Украину они приняли для себя решение оставаться в Харькове. Выезжать из города Инна с ребенком не планировала вообще, разве только в случае наступления критического момента — при возможной угрозе оккупации.
«Три дня мы сидели у окна ошарашенные и немного растерянные, наблюдая, как люди в панике выезжают с чемоданами. Нам повезло в том плане, что мы жили в спальном районе, где не было сильных «прилетов», но мы постоянно слышали гул самолетов, звуки взрывов отдалено, видели, как над городом летят кассетные бомбы. Это было ужасно», — вспоминает Инна.
Инна и Евгений. Фото из личного архива
«Мы в любом случае всегда были вместе, мы были стойкими несмотря ни на что. Нас очень объединяло то, что мы мыслили одинаково и поддерживали друг друга. Благодаря этому сплочению мы легче переживали то, что происходило вокруг нас», — делится Евгений, — «Наша доченька всегда сидела дома, мы ее никуда не пускали. Мы с женой всегда вместе ходили в супермаркет за продуктами. Помню километровые очереди, в которых мы могли стоять часами напролет, чтобы взять хоть какую-то еду, так как продуктов и так было не очень много. Жена очень любит есть яичницу по утрам, помню, мы ходили за яйцами в соседний район под звуки сирен и взрывов. Этот момент отпечатался в моей памяти, он демонстрировал то, что мы семья, мы вместе и никто друг друга не бросает».
Пара рассказывает, что с началом полномасштабного вторжения харьковчане очень сплотились — жители города старались помогать друг другу, и их семья не стала исключением.
«Писал посты в Инстаграм, кому нужна была какая-то помощь, относил пакеты с едой кому это было нужно. Например, пожилые люди — они ведь не могли отстоять так долго в очередях за продуктами или медикаментами. Кому мог, чем мог — всегда помогал. Как и все остальные харьковчане», — рассказывает Евгений.
Будучи уроженцем Донецкой области, Евгений знает, как начиналась война в Донецкой и Луганской областях, и что такое АТО.
«Мои родители по-прежнему живут там и я очень хорошо помню, когда и почему начиналась АТО. Плюс, я осознавал, что я как человек, который отслужил в полиции, должен брать в руки оружие и идти защищать нашу страну. Многие мои знакомые ушли на фронт и я четко понимал, что тоже не могу сидеть на месте и наблюдать как будут развиваться события, я должен идти. Я пошел добровольцем в ВСУ», — вспоминает украинец.
«Депрессии из-за того, что любимый на фронте, у меня не было»
По словам Инны, с самого начала их отношений она всегда переживала за Евгения и беспокойство за любимого человека является в некотором смысле привычным для нее.
«Когда мы познакомились, Женя работал в полиции и регулярно патрулировал город по ночам. Частенько заезжал ко мне на кофе на 10-15 минут, мы болтали и он снова уезжал на службу. Это было очень романтично. Но тревога за него уже тогда была моим постоянным спутником», — говорит Инна, — «Он был не просто полицейским, а служил в спецподразделении ТОР (тактико-оперативное реагирование — прим.), поэтому они регулярно отправлялись на выезды. Каждый раз я очень сильно за него переживала.
Сейчас, когда он находится там и особенно когда они выезжают на позиции, мне очень-очень страшно. Особенно сильно боюсь, когда он не звонит и ничего не пишет. Хотя я понимаю, что бывают моменты, когда ребятам просто нельзя включать телефоны, так как враг с помощью техники отслеживает мобильные устройства».
Большую психологическую поддержку для Инны оказывают ее подписчицы в Инстаграм, у многих из которых мужья тоже служат в ВСУ.
Общение с девушками и взаимная поддержка, особенно в моменты, когда мужья не на связи — отличное лекарство от плохих мыслей.
«Я сама по себе позитивный человек. Какой-то депрессии по поводу того, что любимый на фронте, у меня не было. Я всегда стараюсь думать о хорошем и верить, что все будет хорошо. Тем более, у меня есть дочка и я не могу позволить себе передавать ей депрессивные настроения. Благодаря тому, что мы стараемся быть на позитиве и умеем контролировать свои эмоции, ребенок особо не чувствуют, что в стране война», — говорит Инна.
В первые месяцы после того, как Евгений ушел на фронт, семье пришлось особенно несладко. Инна вмиг потеряла работу и клиентов, так как фотосессии — пожалуй, последнее, что нужно было украинцам в тот момент. Зарплату Евгению тоже стали платить далеко не сразу — первый заработок он получил только в июле. Тем не менее, пара старалась выкручиваться как могла.
Инна ездила с волонтерами и снимала на фотоаппарат людей, которые жили в подвалах.
За эти фотографии она получала еду и лекарства — то, что было необходимо в тот момент больше всего. По словам девушки, во время этих поездок она насмотрелась такого ужаса, который не забудет никогда.
Фото предоставлены Инной
«Мы делали разные сборы в соцсетях, в том числе чтобы укомплектовать Женю качественным обмундированием. Так как то, что выдавали на тот момент — было либо не по размеру либо не очень качественным. А хорошее обмундирование бойца — важный фактор, от которого напрямую зависит его комфорт и безопасность», — рассказывает Инна.
«В моменты когда мне страшно, я думаю о своей семье и понимаю, что просто обязан вернуться»
«Многие военные говорят, что когда ты на фронте, лучше стараться не думать про семью. Потому что находясь там, ты в первую очередь должен думать о своей личной безопасности и безопасности своих побратимов. Частично я с этим согласен. Но не думать о них я не могу. Я все равно постоянно думаю о своих любимых девочках, жене и дочке. Я очень люблю их и хочу поблагодарить за то, что они всегда со мной. Постоянно беспокоятся, спрашивают как я. Это дает мне силы и мотивацию жить. В моменты когда мне страшно, я думаю о них, о том, что они у меня есть и ждут меня. И ты понимаешь, что просто обязан вернутся. В любом случае», — делится Евгений.
Евгений с семьей. Фото из личного архива
Рассказывая о том, что происходит на передовой, Евгений немногословен , его голос становится ниже — очевидно, что говорить об этом ему тяжело.
«Да, сложные условия там. Это не передать словами и я даже не буду пытаться это делать. Я не буду рассказывать, что там творится и как там обстоит ситуация. Про войну говорить ничего не буду. Ничего классного, яркого, красочного здесь нет. Здесь только страдания, боль, страх, кровь, грязь. И давайте закончим на этом».
Но когда речь заходит об украинцах и украинках, ушедших на фронт, голос Евгения становится оживленнее. Кажется, он готов говорить об этих людях часами.
«Люди, которые обороняют нашу страну, сделаны из стали, они супергерои»
«Хочу сказать про наших воинов. Наших мужчин , женщин , которые сейчас обороняют страну. Они сделаны из стали. Это невозможно даже представить, какие они. Они прикладывают сверхусилия, чтобы защитить свою родную землю, свою «неньку» от россиян. Это очень тяжкий труд. Еогда про них говорят, что это супергерои, это действительно так и есть», — говорит Евгений, — «Там много молодых людей. Хочу отметить молодой цвет нашей нации — парней от 18 лет, они отдают свои жизни за то, чтобы жили наши дети, чтобы наши люди могли спокойно спать. Огромное им уважение, честь и хвала. Я не могу передать свою гордость за тех людей, которые взяли в руки оружие и пошли воевать.
Если бы у меня была возможность, я бы собрал каждого — каждую женщину, мужчину, девушку, парня, которые ушли защищать нашу страну. Я поблагодарил бы каждого. Мы сели бы где-нибудь на Майдане и отмечали бы победу, пели песни. И наверно, так и будет. Мы завершим эту войну победой Украины и уничтожим российского агрессора. Я уверен, что после этого весь мир будет жить спокойно и не думать о том, что кто-то может посягнуть на его земли. Мы все будем жить и развиваться, и жить даже лучше, чем до этого, я в этом уверен!»
«Хочется сказать большое спасибо Литве»
Совсем недавно Евгений прошел учения по тактической медицине в Литве, оставшись под приятным впечатлениям не только от профессионализма инструкторов и уровня подготовки мероприятий, но и от самой страны и литовцев.
«Это был мощный месячный тренинг. Люди, которые встретились нам в Литве — настоящие профессионалы своего дела. Обычному человеку в нормальное невоенное время нужно где-то полгода, чтобы освоить тот объем информации , который мы получили за месяц», — рассказывает Евгений, — «Инструкторы в самые кратчайшие сроки делали для нас шедевральные тренинги, очень насыщенные и интересные.
Парни, которые были там со мной — очень мотивированы, они невероятные молодцы. Они четко знают, для чего они были там и что они будут делать.. А нужно это для того, чтобы сберечь свои жизни и жизни своих побратимов».
Фото из личного архива
По словам Евгения, учениями в Литве он остался очень доволен.
«Я очень благодарен нашим инструкторам, которые нам помогали в Литве, они провели очень кропотливую работу вместе с нами. Просто хочется сказать: большое спасибо! Спасибо Литве за эту возможность, за такую организацию, было просто нереально. Хочу поблагодарить литовский народ и саму Литву за то, что они нас так искренне приняли. Они действительно очень крутые люди. Литва — это европейский стандарт . Это люди, которые работают над собой, постоянно развиваются, это очень мощный уровень»
«В Вильнюсе люди видя нас, могли просто подойти на улице и сказать нам спасибо»
Во время учений Евгению удалось погулять по столице Литвы. По словам украинца, он был приятно удивлен большим количеством символики, флагов и слоганов на билбордах в поддержку Украины, украинского народа и бойцов ВСУ.
«В Вильнюсе люди, видя нас, могли просто подойти и сказать спасибо . Благодарили нас за то, что мы стали барьером, заслоном, чтобы Россия не пошла дальше. Мы в свою очередь благодарны им за все, что они сделали для нас. Это действительно огромная поддержка. Мы о ней знаем, мы ее видим и чувствуем. Это очень круто и ценно», — говорит Евгений.