logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

Иконописица и реставратор из Латвии — о передаче «Троицы» Рублева РПЦ: икона лучше сохранится в музее, но там она не выполняет свою прямую функцию

Иконописица и реставратор из Латвии — о передаче «Троицы» Рублева РПЦ: икона лучше сохранится в музее, но там она не выполняет свою прямую функцию

Фото: Троице-Сергиева Лавра

Решением Владимира Путина икона Андрея Рублева «Троица», датируемая XV веком, отправляется из Третьяковской галереи во владение Русской православной церкви. С точки зрения сохранения произведения искусства, икону лучше оставить в музее, говорит реставратор из Латвии Дмитрий Лащетко. Латвийская иконописица Анна Шеньке считает, что в церкви икона будет выполнять свою прямую функцию — служебную, а защитить икону можно при помощи застекленного киота.

Президент России Владимир Путин распорядился передать Русской православной церкви (РПЦ) икону Андрея Рублева «Троица», написанную в XV веке. Икона хранилась в собрании Третьяковской галереи с 1929 года и очень редко покидала помещения музея. В последний раз «Троицу» вывозили из музея на три дня в Троице-Сергиеву лавру для «поклонения верующих». После этого на иконе нашли 61 существенное изменение. Накануне решения передать икону РПЦ в Третьяковской галерее собирался совет, который еще раз подтвердил, что памятник нельзя трогать.

Вопрос передачи иконы церкви можно рассматривать с двух сторон: с позиции верующих и с позиции работников культуры, говорит реставратор Дмитрий Лащетко.

«Икона длительное время находилась в музее, где соблюдался температурно-влажностный режим и осуществлялся контроль со стороны профессиональных реставраторов, поскольку эта икона — памятник мирового художественного значения. Нахождение иконы в стенах музея давало возможность насладиться видом этого иконописного шедевра древнерусской живописи не только верующим, а любому посетителю музея. Ежедневно и большому количеству народа», — добавляет Лащетко.

Реставратор Дмитрий Лащетко

Реставратор Дмитрий Лащетко

С точки зрения верующего человека, отмечает реставратор, хотелось бы иметь возможность именно помолиться перед иконой, написанной самим преподобным Андреем Рублевым. «Я, как человек верующий, хотел бы, конечно, помолиться перед такой иконой. Но мое мнение как профессионального реставратора, что сохранность произведения искусства все-таки лучше обеспечивает музей», — подытоживает он.

Православная иконописица из Латвии Анна Шеньке говорит, что «место иконы издавна — быть и служить в церкви». В то же время задача музея — сохранить культурное наследие для будущих поколений, а икона «Троица», без сомнений, — произведение искусства.

«Условия хранения в музеях позволяют как можно лучше сохранить произведения искусства и максимально предотвратить их порчу под воздействием различных факторов внешней среды. Но, находясь в музее, икона толком не выполняет свою функцию — служебную. С другой стороны, как сохранить богатство истории, в том числе иконы? Не каждый побудит себя войти в православную Церковь», — отмечает Анна Шеньке.

Анна Шеньке. Фото из личного архива

Анна Шеньке. Фото из личного архива

Иконописица признает, что в церквях температура воздуха непостоянна, часто там можно увидеть иконы с перегнутой доской — это как раз результат изменений температуры воздуха. Еще один фактор — лампады. Их масло коптит и оставляет темный налет на иконах.

В большинстве случаев из-за этой копоти иконы почти черные.

При восстановлении мастера удаляют копоть слой за слоем, чтобы открыть исходные цвета. Традиция лобзания иконы тоже не способствует ее сохранности — в местах лобзания появляются потертости.

«Я предполагаю, что конкретная икона »Троица« будет помещена в киот под стеклом, которое в значительной степени защитит ее. То, как это сделано, очень важно. Я видела иконы со стеклом, прикрепленным к нижней части, где их целуют (знаки рук, ног) для защиты иконы. Я видела иконы, где эти области были тщательно зачищены до самой глубины. Но, думаю, что икона «Троица» будет защищена по максимуму. Вопрос в том, какой температурный режим есть или будет в храме. С точки зрения прихожан наличие такой иконы в храме и возможность молиться ей каждый день — это очень большое благо», — добавляет Анна Шеньке.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.