В Рижском русском театре имени Михаила Чехова — громкая премьера «Гамлета» в постановке Виестура Кайришса. Главные герои здесь откровенно напоминают окружение «бункерного президента», а место действия — современную Россию. Отзывы на спектакль очень противоречивые: кто-то уходил после первого отделения, но сразу после премьеры объявили о дополнительных спектаклях.
Режиссер Виестур Кайришс в аннотации к спектаклю заявил, что действие пьесы «происходит в стране, которая до сих пор использует яд, чтобы расправиться с политическими оппонентами; в стране, где посредственность, придавленная средневековым укладом и комплексом неполноценности, может стать королем; в стране, которая все заключает в кавычки и не называет вещи своими именами».
Параллели в спектакле прямые. Фортинбрасс здесь именуется Фортинбрейским — он, первым выходя из дверей зрительного зала, явно видит себя на высшем государственном посту. А Клавдий в нынешней версии стал Клавдиным, который всеми манерами очень похож на президента соседней с Латвией с востока страны. И Полоний здесь «Полонин». Безмолвный призрак отца Гамлета периодически появляется в военной экипировке. А Гертруда напоминает гимнастку Алину Кабаеву — с ней и гимнастическая ленточка периодически. Гамлета сослали не в Великобританию, а в Грузию. Финальная дуэль проходит в рамках турнира по дзюдо.
Мы поговорили о спектакле с актером Максимом Буселом, который в постановке играет «Гамлета».
Максим Бусел. Фото: Инесе Калниня
Максим, вы мечтали о роли Гамлета?
Я не мечтал об этой роли, я просто работаю, что-то случается, и тогда я понимаю, что так нужно. Значит, мне был дан голос Гамлета, чтобы оживить какие-то мысли. Я не отношусь к этому так: «О, мечта сбылась!»
Роли Гамлета я уже не ждал — думал, что она мимо меня прошла. Как и с Ромео — не сыграл и уже не сыграю. Но вот совпало — Гамлету 30 лет и мне столько же. И это оказалось интересным. Гамлет оказался для меня способом самовыражения. В этой роли мне интересно то, как он исследует природу человека. Это как видеть себя в зеркале, потому что я, Максим Бусел, тоже исследую природу человека, играя эту роль. Поэтому Гамлет ставит по ходу пьесы спектакль «Мышеловка», потому что он видит ложь, видит неискренность. И для меня это возможность как под лупой увидеть природу и человеческую, и актерскую. И еще Гамлет увлекается театром, в котором люди способны так красиво лгать. Все артисты со сцены красиво лгут, талантливо это делают. Маска Гамлета совпадает со многими из моих взглядов. Возможно, он не такой, каким его привыкли видеть, потому что уже столько Гамлетов было. Виестур, ставя этот спектакль на меня, взял что-то из моих качеств.
Какой была ваша реакция, когда вы узнали версию режиссера?
Она была изначально мне неизвестна, но стала понятна сразу же после первой читки.
Я был первым, кто удивился: «Извините, то, что мы читаем, это у Шекспира?»
Хотя перед этим Гамлета вроде читал.
После первой читки бросились в глаза линии военные, которые там прописаны. И это есть и в переводе Бориса Пастернака, просто этому не уделялось должного внимания. Но вот эта версия на сегодняшний день мне кажется весьма правильной, честной — хорошо, что мы не выкидываем то, что это происходит на фоне военных действий. При том, что мы свидетели того, что не так далеко от нас происходят военные действия, какой они приносят хаос почти во всем мире.
Тем материал и богат, он позволяет ставить тысячи версий. Главное, какую версию режиссер выберет. Поэтому мы и играем «Хронику военного времени». Мне нравится, что Виестур Кайришс неравнодушен, он патриот страны, он осведомлен в истории и политике. И я понимаю его как режиссера, который решил говорить об этом не намеками, а в лоб.
Отклики на спектакль самые разные.
Да, они самые разные, но в лицо мне говорят хорошее. Я понимаю, что часто мнения разные, потому что спектакль противоречивый. И я видел, насколько разные были рецензии. Могли бы сказать и лицо, но, как говорит сам Гамлет — «так создан мир». Он понимает, что в мире много лжи и лицемерия, и я тоже сталкивался с этим в жизни. В любом случае, я сегодня сказал своей коллеге Кате Фроловой, которая играет Гертруду, что впадая в экзистенциализм моего героя, иногда хочется сдохнуть. После спектаклей часто не могу уснуть.
Фото: Инесе Калниня
Многие не понимают, почему роль Горацио в спектакле играет женщина и почему она здесь Горация?
Я понимаю, что Клавдий-Клавдин в исполнении Александра Маликова — это такой толстый мазок, как и сценография, и что на этом фоне Горация в исполнении Вероники Плотниковой — тонкий мазок и не всеми считывается.
Для меня Гораций — это рок. Есть такой знаменитый французский мюзикл «Ромео и Джульетта», старая запись. И там был все время рок, который предрекал судьбу, направлял, оберегал, такой своеобразный ангел-хранитель. Горация не стала ангелом-хранителем, потому что Гамлета не уберегла, она как ртуть.
Я слышал, что некоторые говорили: что это за бред, что за Горация, что она все время фоткает и ее не сажают? Но ведь не посадят министра иностранных дел, когда он приезжает в другую страну. Горация — она как политик, которого никто, даже Клавдин, не имеет права трогать. Как талантливый политик, она и актриса, которая в какой-то момент мне заменяет мать. А в конце уже заменяет и друга. В «Гамлете» много интересных личностей, но Горацио — темная лошадка, который с самого начала заваривает кашу и в конце единственный выживает.
Поскольку мы ставили спектакль о государстве, в котором все гниет, хотелось бы, чтобы был какой-то свет. Хотя, по идее, чтобы что-то изменилось, должна умереть вся семья, потому что со смертью одного урода все не уйдет.