logo
Новая газета. Балтия
search
КомментарийОбщество

Победить пропаганду может критическое мышление и качественные СМИ — эксперт по коммуникации Виктор Денисенко

Победить пропаганду может критическое мышление и качественные СМИ — эксперт по коммуникации Виктор Денисенко
Виктор Денисенко. Фото: соцсети

Российская пропаганда действует на людей не только в стране, но и за её пределами, и страны Балтии не стали исключением. Кто более подвержен пропаганде, как ее победить и как говорить с людьми, которые ей верят, рассказывает специалист по коммуникации, преподаватель Вильнюсского университета Виктор Денисенко.

После 24 февраля 2022 года Литва приняла меры, чтобы ограничить доступ к кремлевским пропагандистским ресурсам. Применяется блокировка доступа к определенным сайтам и телеканалам. Но некоторые ресурсы до сих пор доступны в Интернете, поскольку не существует стопроцентно эффективных способов блокировки контента в сети.

«Я бы сказал, что доступ к прокремлевским ресурсам сильно ограничен, но при этом, если человек очень хочет, то его найдёт. При этом, я не большой сторонник запретов, они менее эффективны. Но с другой стороны, учитывая, насколько эта пропаганда агрессивна, учитывая, что Россия ведет войну в центре Европы, то я бы сказал, что на войне как на войне. Поэтому запрет кремлевской пропаганды и дезинформации, на мой взгляд, был обдуманным и правильным шагом», — считает специалист по коммуникациям.

Виктор Денисенко — исследователь пропаганды, доцент факультета коммуникаций Вильнюсского университета, автор книги «В окружении пропаганды» (Propagandos apsupty).

Изображение

Кто более подвержен пропаганде?

Виктор Денисенко убежден, что трудно говорить об обобщённом портрете людей, которые подвержены российскому влиянию в Литве, поскольку его не существует. Можно предположить, что какие-то определенные группы населения более предрасположены верить пропаганде.

«Одна из таких групп — это социально уязвимые люди, поскольку кремлевская пропаганда часто паразитирует на их положении. Она утверждает, что Литва слабая, бедная страна, что Европа в постоянном экономическом кризисе. Если у человека на самом деле существуют проблемы с финансами, с работой, он будет склонен верить таким нарративам. Это для него объясняет его положение», — рассуждает учёный.

Другой группой, склонной верить российской пропаганде, стали люди крайних взглядов, которым симпатичен образ «сильной руки».

Но Виктор Денисенко подчеркивает, что принадлежность человека к одной или другой группе не означает, что он автоматически будет подвержен пропаганде Кремля.

«Тысячу раз сказано и будет сказано еще тысячу раз, что самое эффективное средство против пропаганды — это общество, состоящее из образованных и способных критически мыслить людей. Когда, грубо говоря, человек сам способен отличить фейки от фактов, проверять информацию, воспринимать её на разных языках, способен видеть мир в его многообразии. Это усиливает иммунитет всего общества к пропаганде», — подчеркивает Денисенко.

Ответ на пропаганду — ее разоблачение

Эксперт считает, что против пропаганды не работает антипропаганда, это не европейский подход. Ответом на российскую пропаганду стали стремления «расставить все точки над i» в информационном поле, показать, что является фактом, а что не является, деконструировать пропаганду и показать, каким образом строятся её истории и нарративы.

«Последние десять лет я выступаю за то, чтобы медиа просвещение было интегрировано в школьную программу. Чтобы люди со школьного возраста учились, как и где искать информацию, какую информацию можно проверить, какую нельзя, что такое «голые» факты, а что такое мнение, как вести себя в социальных сетях.

Считаю, что в Литве, даже существует политическая воля на это.

Но это очень сложная и комплексная вещь, поэтому до сих пор этого не произошло. Есть немало частных инициатив на уровне негосударственных организаций, которые затрагивают, в том числе и школьников. Но пока централизованно этого не сделано», — рассуждает эксперт.

Другой шаг на формировании устойчивого к пропаганде общества — это усиление качественных СМИ на литовском и других языках — русском, польском. Учёный приводит в пример тот факт, что сейчас в Литве немало украинских беженцев, поэтому появление СМИ на их языке было бы полезным.

При этом Виктор Денисенко подчеркивает, что даже с развитием социальных сетей СМИ, где существует редакция, где существуют профессиональные журналисты не исчезнут. Ведь это фильтр, который очищает информацию от всякой шелухи, от ее искажений, проверяет факты и отделяет их от мнений.

Как говорить с теми, кто верит пропаганде?

Что делать с теми людьми, которые подвержены кремлевской пропаганде, как достучаться до них? Виктор Денисенко не видит единого «рецепта», потому что речь идет скорее о вере в какие-то вещи, а она, как известно, часто сильнее логических аргументов.

С моральной точки зрения Виктор Денисенко призывает не списывать таких людей со счетов — это тоже часть общества, с которой нужно работать и пытаться сориентировать.

И здесь хорошим способом может быть индивидуальный разговор, известный в научной среде как Сократический диалог.

«Сейчас мне часто задают вопрос о том, что делать, если кто-то из родственников верит пропаганде. У меня есть только один рецепт, который опять же, не является панацеей, но работает. Если человек готов к разговору, то этот способ в задавании наводящих вопросов. Не спорить с ним, а предлагать ему говорить самому, что он думает. Задавать вопросы таким образом, чтобы он сам рассказал эту историю, в которую верит, и увидел логические пробелы, нестыковки.

Например, человек говорит, что Россия себя защищает. Вы спрашиваете, а почему тогда война идёт на территории Украины? Он отвечает, что это злые американцы подтолкнули Украину к войне? Тогда вы задаёте вопрос: А почему американцы тогда еще не вступили в войну? И так далее. Показываете нелогичность его истории, нарративов пропаганды. Это сложная работа, но может помочь», — резюмирует Виктор Денисенко.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.