16 марта — любимая дата в латвийской истории для российских пропагандистов, ведь в этот день на площади у памятники Свободы собираются бывшие бойцы легиона СС, точнее — уже скорее их дети и внуки. Журналист «Новой газеты — Балтия» отправился посмотреть, как прошел этот день в условиях войны.
Людей совсем немного
В четверг привычная жизнь города ничем не отличалась от любого другого рабочего дня. О том, что отмечается День памяти легионеров можно было догадаться, только подойдя к памятнику Свободы (Милда), где уже с утра стояло несколько полицейских машин и наблюдалось повышенное количество стражей порядка.
Хватало полиции и в Старой Риге, где в англиканской церкви в 10 часов начался молебен в четь солдат, служивших в легионе. А потом участники мероприятия, заявленного Лимбажским отделением организации «Даугавас ванаги», выстроились в колонну на ул. Калькю и двинулись к памятнику. Живой легионер среди них был всего один. Но были, как обычно депутаты Сейма от Национального объединения, родственники уже умерших легионеров. Главным образом, в шествии участвовали пожилые люди, но была и молодежь, и даже семьи с маленькими детьми.
Число участников шествия — немногим более пары сотен человек (организаторами было заявлено 100). По сравнению с шествиями, проходящими в этот день в прежние годы, — совсем немного. Да и полицейских было на удивление мало, в этот раз даже ограждение из желтых барьеров на площади не выставили. Кто прибыл в своем обычном количестве, так это журналисты и телерепортеры.
фото автора
Хоть и предупреждали силовые структуры накануне, что возможны провокации, их не было. Ну не считать же за провокацию мужчину, одетого в шарф цветов георгиевской ленточки, или пожилую женщину с бумажной желтой звездой Давида, приколотой к темному пальто? Впрочем, мужчину в шарфе полицейские все-таки отвели в сторону — от греха подальше.
Противостояние «победобесию»
16 марта и 9 мая — две знаковые даты в Латвии. И знаковые они, прежде всего, для латвийской политики. Именно потому они из года в год предполагают некое противостояние. Трагизм ситуации в том, что латыши во время Второй мировой войны сражались по обе стороны фронта. Часть была призвана в Красную армию, часть — в Добровольческий легион СС. Конечно, были добровольцы и с одной, и с другой стороны. Но в то же время очень многие не хотели воевать ни против Советов, ни против Германии — и их служба была, скорее, добровольно-принудительной. Поэтому обе даты, сами по себе, символизируют память о трагедии, о погибших в мясорубке войны людях.
Ведь даже Нюрнбергский трибунал, обозначая круг лиц, которые входили в преступную организацию СС, сделал исключение для насильственно мобилизованных, если они не совершали военных преступлений. Это относится к большинству латвийских легионеров.
— Вряд ли кому-то когда-то мешали латвийские старики, которые вспоминали трагические события своей жизни или жизни своих родственников 16 марта и 9 мая, — говорит «Новой газете — Балтия» политолог Кристиан Розенвалдс. — Но это всегда было противостояние — очень многие, скажем так, паразиты использовали эти даты в своих целях. Паразитировали и те, которые против, и те, которые за. Каждый выполнял свою «повестку дня», которую он вкладывал в то или иное событие.
День памяти 16 марта всегда проходил в формате противостояния «победобесию» 9 мая: «Мы особенные, мы другие…». Но в этом и есть трагизм. Потому что действительно были люди, которые верили и воевали в легионе под предлогом отстаивания независимости Латвии. Несмотря на то, что немцы сразу сказали, что ничего такого не будет.
Это было желание удержаться за соломинку. Это трагическое событие. Я тоже об этом думаю. Но сейчас попытки переубедить меня в том, что это была возможность бороться за Латвию, я не воспринимаю всерьез. Потому что всем структурам латвийским было известно, что ничего не будет, никакой независимости. Это же обычная манипуляция — мы же понимаем, что там не было надежды на латвийскую независимость.
фото автора
Политический аспект
По словам Кристиана Розенвалдса, до сих пор многие жители Латвии стараются себя убеждать, что участие в легионе — это была возможность для Латвии. Особенно в этом преуспели политики национального толка.
— Политический аспект до сих пор не уходит, — отмечает Розенвалдс. — Посмотрите, в шествии и возложении цветов участвовало довольно много депутатов Сейма от Национального объединения. Сегодня они могут сказать: «Наконец-то мы можем свободно отмечать День памяти легионеров в своей стране». А с другой стороны, премьер, чтобы никак не быть в этом замешанным, наконец, в первый раз посетил Киев. И у всех все хорошо.
Напомним, что 16 марта не является официальной датой в латвийском календаре. Вернее, уже не является — таковой она была всего два года — в 1998 и 1999 годах. А потом Латвия начала процесс вступления в ЕС и НАТО, где поминание СС в любом контексте вызывает вопросы. В итоге, в 2000 году власти Латвии сделали День памяти снова неофициальным. С тех пор руководители государства дистанцируются от этой даты — в числе шествующих и возлагающих цветы 16 марта в Риге к памятнику Свободы нет ни министров, ни премьера, ни президента страны.
В угоду пропаганде?
Почему не было в этот раз привычного противостояния в Риге у Милды? Кристиан Розенвалдс полагает, что часть выходивших ранее на протесты активистов просто боятся делать это сегодня. Они понимают, что, когда идет «горячая лавина», выходить против нее с голыми руками бесполезно и опасно. Толку от такого противостояния — ноль.
— Лучше дать этой лавине пройти и потом уже разбираться, нежели обжигать себя, — говорит он. — Кроме того, мы уже год живем совсем «при другой температуре» и не исключено, что отсутствие протестов сегодня со стороны противников «шествия легионеров» — это такой ход в угоду российской пропаганде. То есть, тем, кто организует это шествие дается возможность показать себя во всей красе. В Кремле же постоянно говорят, что кругом одни враги и вот, мол — посмотрите, что происходит в Риге. Никак не мешая проведению этого мероприятия, его противники, возможно, рассчитывают, что особо «горячие головы» из национальных политиков, могут, себя не контролируя, сказать совсем какую-нибудь глупость — типа того, что «латвийская нация превыше всего». Так что, возможно, дана какая-то команда просто «не мешать придуркам показать себя». И это опасно.
На вопрос о том, есть ли параллель между нынешними событиями в Украине и чествованием легионеров (некоторые политики ее находят), Кристиан Розенвалдс отвечает так:
— Параллель в том, что «мы воевали против русских и вы воюете сейчас». В тонкости и нюансы никто не вдается.
В перспективе, как считает политолог, если Россия не будет обращать внимания на то, что происходит в Риге 16 марта, этот процесс сам по себе исчезнет, он перестанет быть интересен политикам. Потому что тогда надо будет вникать в историю — какие процессы тогда происходили и почему. Сейчас это никого не интересует. Интересует тусовка, цирк вокруг этого. Со временем это будет именно день памяти той трагедии, которая была в судьбе народа Латвии.