logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

Рижский музей литературы и музыки получил уникальный дар от скрипача Гидона Кремера. Скрипка стала миллионным экспонатом музея

Рижский музей литературы и музыки получил уникальный дар от скрипача Гидона Кремера. Скрипка стала миллионным экспонатом музея
пресс-фото

Великий скрипач современности Гидон Кремер вновь в Риге, в которой он родился в феврале 1947 года. И в которой создал 26 лет назад камерный оркестр Kremerata Baltica, объединивший молодых музыкантов из трех стран Балтии. Пользуясь случаем, он лично передал скрипку из своего детства рижскому Музею литературы и музыки.

Нынешний год для этого музея оказался юбилейным — хранящийся запас экспонатов достиг объема одного миллиона единиц. Миллионной как раз стала скрипка от Гидона Маркусовича.

«Я не знаю, где я в детстве нашел эту скрипку, но, похоже, я на ней все же много играл, — рассказал Гидон Кремер. — Может быть, это было еще в дошкольный возраст, когда я учился у своего дедушки, профессора по скрипке Брукнера. И вот тогда эту скрипку подарили на шестидесятилетие легендарного учителя Волдемара Сутрестепа, который ко всему прочему отмечал и сорокалетие творческой деятельности, это было во время учебы в рижской музыкальной школе имени Эмиля Дарзиня», — рассказывает Гидон Кремер.

пресс-фото

пресс-фото

Ценность инструмента еще и в том, что на ней — автографы ряда именитых в мире музыки скрипачей, которые родились в Риге, а затем стали известны за рубежом родной Латвии.

«Многие из моих одноклассников на скрипке этой расписались, приятно видеть подписи, даже я здесь тогда расписался», — говорит Кремер.

На скрипке — автографы самого Кремера, а также не менее великого Филиппа Хиршхорна, Аркадия Фомина, выдающегося педагога Даце Берзая, скрипачки Расмы Лиелмане, Юриса Мадревича, Яниса Булавса и других.

пресс-фото

пресс-фото

«Это детская скрипка. И это приносит очаровательную историю в нашу коллекцию скрипок, где есть замечательные инструменты латвийских скрипичных мастеров, есть и разные скрипки, на которых играли популярные люди, такие как поэт Фрицис Барда, композитор Раймонд Паулс», — говорит Ивета Рускуле, директор музея литературы и музыки, которому в 2025 году исполнится 100 лет.

«Для меня приезды в Ригу — это возвращение в детство, в то место, где приятно дышать, все это действительно так, — рассказал »Новой газете. Балтия« Гидон Маркусович. — И на улицу Аусекля хожу. Конечно. Все-таки там находится дом, в котором я провел столь много времени в детстве и юности. Для меня это, возможно, самое трогательное место в городе, в котором я когда-то родился. Там жили мои бабушка и дедушка — в доме с каменным стражем, который навечно застыл на своем посту. Бабушку и дедушку я звал Omi и Opa, это в переводе на немецкий. И там неподалеку жили мои мама и папа, скрипачи. Там у меня был милый Рекс. Простая дворняжка, которую мы подобрали. Ее мальчишки на Аусекля камнями чуть не забили. В детстве лучше друга у меня не было. Об этом уже достаточно давно, в 1990-х, я написал книгу »Осколки детства«, которую посвятил маме, друзьям и Риге».

пресс-фото

пресс-фото

От воспоминаний детства у Кремера осталась и история о прогулках с тем же Хиршхорном и другими музыкантами.

«Я помню, как в рижской школе у меня были неприятности из-за того, что пошел гулять по городу с людьми из-за границы. Хотя они были из социалистической ГДР. «Связь с иностранцами». Нас приучали к осторожности, но по сути я был открыт, как и сейчас, когда с вами говорю. Вот за эту открытость и пострадал, мое дело разбирали. Тем более что с теми иностранцами я беседовал по-немецки. На ту прогулку пригласил еще и Филиппа Хиршхорна, Аркашу Фомина и Зою Гелван (скрипачка, живет в Берлине). Мы все играли в одном ансамбле. После той прогулки в школе нас упрекали: «Иностранцы вам дали струны, вы их наверняка продаете!..».

Кстати, можно раскрыть один секрет. В планах великого скрипача еще совсем недавно был один проект, идея которого появилась еще несколько лет назад. Может, он реализуется.

«Мне близка мысль, чтобы треугольник сложился: Миша Барышников, Алвис Херманис и я. Но как превратить ее в реальность, пока не знаю. С Алвисом я знаком, мы встречались по поводу другого моего проекта, связанного с музыкой Мечислава Вайнберга. Я сделал его с литовским фотохудожником Антанасом Суткусом, а Алвис рекомендовал мне другого фотографа — Бориса Михайлова, творчество которого я потом изучил. Прекрасный фотограф, но сложилось с Суткусом. У Вайнберга много гуманного, и фотографии Суткуса могли бы стать идеальным партнером этой музыки».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.