logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

Власти Эстонии запрещают железнодорожной компании Operail перевозить грузы из России и Беларуси

Власти Эстонии запрещают железнодорожной компании Operail перевозить грузы из России и Беларуси
Фото: Operail, соцсети

На этой неделе власти Эстонии выдвинули директиву, в которой запретили государственной железнодорожной компании Operail перевозить российские и белорусские грузы с 1 января 2023 года. С точки зрения государства, коммерческие отношения компании с Россией и Беларусью на фоне российской агрессии против Украины являются неэтичными, поэтому фирме рекомендовали от них отказаться.

AS Operail — государственное предприятие, международная компания железнодорожной логистики, расположенная в Таллинне. Основана в 2009 году. Компания разработала такую услугу, как мультимодальные контейнерные перевозки (основная их часть начиналась в таллиннском порту Мууга), позволявшие перевозить грузы даже тех клиентов, у которых нет поблизости железнодорожной ветки.

До недавнего времени Operail не только перевозила грузы по странам Балтии, но и осуществляла контейнерные перевозки по пяти основным направлениям: в Литву, Россию, Украину, Казахстан. В планах было разработать маршрут в направлении Китая, Европы, Скандинавии.

Operail также занималась перевозкой опасных грузов, при этом соблюдались все требования закона о химикатах и конвенции по международным железнодорожным перевозкам.

Дела компании Operail в Эстонии и на международном рынке шли неплохо. Транзит простирался буквально от Балтийского до Японского моря.

Operail имеет в Финляндии дочернюю компанию, которая занимается перевозкой российского никеля в Финляндии (никель не находится под санкциями, поясняет руководство фирмы, к тому же дочерняя компания в скором времени будет продана).

За это на правительственной пресс-конференции 8 декабря министр иностранных дел Урмас Рейнсалу подверг критике руководство Operail, заявив, что, хотя этот бизнес разрешен с юридической точки зрения, для компании, принадлежащей налогоплательщикам Эстонской Республики, он не является морально приемлемым.

Министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут в начале этой недели подписала приказ, где обозначила основные цели, которые государство ставит перед компанией, переживающей не лучшие времена.

Еще в ноябре эстонские СМИ отмечали, что в связи с резким падением объемов грузоперевозок компания Operail с начала года понесла убыток в размере 3,5 млн евро. Компания была вынуждена сократить в общей сложности около 200 работников.

Объем грузоперевозок уже сейчас уменьшился в два раза. В случае выполнения директивы правительства он может уменьшиться еще на 65-70%, что ставит под угрозу существование компании вообще.

Еще весной предыдущий министр экономики и инфраструктуры Эстонской республики Таави Аас подписал документ, в котором были высказаны ожидания собственника, то есть Эстонской Республики: «Оценить этичность деловых отношений с российскими и белорусскими предпринимателями и отказаться от таких деловых отношений (при необходимости постепенно), которые непосредственно обслуживают внешнюю торговлю с Россией и Беларусью, заменив их новыми направлениями бизнеса».

Пришедшая на смену Таави Аасу в июле этого года Рийна Сиккут заявила, что позиция правительства не изменилась: государственная компания не должна перевозить грузы российского происхождения. В качестве компенсации неудобного для бизнесменов решения, а также с целью сократить атмосферные выбросы и выполнить «зеленый курс» эстонского правительства министр предлагает переместить больше грузов и пассажиров с автомобильных дорог на железные.

Фото: Operail, соцсети

Фото: Operail, соцсети

В течение нескольких месяцев в эстонских СМИ шла дискуссия о целесообразности этого решения.

По мнению председателя правления Operail Рауля Тоомсалу, затраты на содержание железной дороги только растут, а уменьшение объема грузоперевозок их еще больше увеличит. Еще в ноябре Тоомсалу писал, что столь серьезное сокращение транзита ставит под угрозу будущее железнодорожной инфраструктуры в Эстонии. Если придется содержать всю железную дорогу за счет местных грузов, то «фактически не будет смысла перевозить их по железной дороге», — заключил Тоомсалу. Operail отметила в пресс-релизе, что государственная компания не может принимать экономически вредные решения.

В прессе также сообщалось, что в последние годы предприятие Operail сдавало вагоны в аренду России. Член правления AS Operail Мерле Курвитс опровергла это предположение и заявила, что компания этого не делала: ни напрямую, ни через посредников.

Только некоторые вагоны (около 5 %) бывают в России проездом. В комментарии Postimees она сказала: «На данный момент 36% вагонов сданы предприятиям в Эстонии, 26% — в Литве, 18% — в Украине, 14% — в Германии, 4% — в Финляндии и 3% — в Латвии».

По словам Мерле Курвитс, то, что вагоны иногда проезжают через территорию России, не означает, что мы имеем дело с участием компании в российской логистике.

«В Эстонии управление предприятиями осуществляется в соответствии с Коммерческим кодексом, и решения акционеров, личное мнение и чувство этики не являются правовой основой для принятия экономически вредных решений. Правление AS Operail и в этом году оправдало все ожидания владельца», — такая публикация появилась на странице Operail в Фейсбуке 9 декабря.

Пресс-секретарь Operail Мадикен Оя говорит: «Правление AS Operail решительно осуждает российскую агрессию и войну в Украине. Operail с 1 января прекратит перевозку грузов из России и Беларуси, но продолжит перевозку всех остальных грузов. В центре нашего внимания будут внутренние перевозки, а также импорт, экспорт и транзит с севера на юг. Следующие несколько лет, безусловно, будут трудным переходным периодом».

Мы также попросили прокомментировать ситуацию эстонского политика и государственного деятеля, эксперта по транзиту и экономике Райво Варе.

Все логично. К сожалению, в этом случае другого выхода нет. Государство как собственник компании имеет право диктовать ей условия. Конечно, компании невыгодно принимать решения, которые негативно влияют на развитие бизнеса. Но если собственник желает этого, то в таком случае бизнес-законодательство отступает. У нас основное правило гражданского права — что собственник всегда прав.

Райво Варе. Фото: соцсети

Райво Варе. Фото: соцсети

Как это скажется на железнодорожном бизнесе Эстонии?

Плохо, потому что финансирование железнодорожного сектора зиждилось по традиционным историческим причинам в основном на доходах от транзита. Грузовых перевозок в том числе, но из них львиную долю составлял транзит. Сами понимаете, что если этот сектор падает, то в этом случае прибыли нет, доходов нет, и финансирование всей отрасли, инфраструктуры сразу замедляется. Потому что государственный бюджет свою поддержку может оказывать только в ограниченных размерах. Но нужно еще зарабатывать дополнительные средства, а зарабатывать не получается, потому что инфраструктурная компания EVR – то есть эстонские железные дороги — зарабатывает на отчислениях от перевозок, которыми как раз занимается Operail.

Если Operail перевозки не осуществляет, то, значит, и EVR не получает прибыли. Существующие проекты идут дальше, а вот чтобы начать новые, предусмотренные планами, конечно, придется смириться с задержками.

Транзитные перевозки через территорию России в каком-то виде, наверное, останутся, но чем дальше, тем больше фирма будет искать пути осуществить перевозки так, чтобы миновать российскую территорию, хотя это, скорее всего, обойдется дороже.

Министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут обещает в январе 2023 года составить план по поводу будущего крупной эстонской компании.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.