Украинские мастера в сфере красоты не испытали особых проблем с трудоустройством в Литве, а хозяйки салонов в Вильнюсе были рады помочь украинкам, оказавшимся в сложной ситуации из-за войны.
Цены на бьюти-услуги в Литве выше, чем в Украине, но здесь дороже расходные материалы, выше налоги и стоимость жизни. Работницы сферы красоты из Украины говорят, что вкус у литовок другой: многие предпочитают минимализм.
«На бирже труда мне сказали, что без знания литовского я могу рассчитывать только на работу уборщицей или посудомойкой»
Большинство украинских фей красоты утверждают, что особых проблем с поиском работы в Литве они не испытали. К примеру, 34-летняя одесситка Ирина Гонтарук, косметолог-эстетист и мастер депиляции, смогла устроиться на работу в Вильнюсе уже спустя две недели после начала поисков.
Ирина Гонтарук, косметолог-эстетист и мастер депиляции. Фото из личного архива
«Сначала я пошла на биржу, где мне сказали что с моими дипломами и сертификатами я могу рассчитывать только на работу уборщицей или посудомойкой, так как у меня нет знания литовского языка, — рассказывает Ирина, — Я рассматривала разные варианты, так как приехала в Литву с восьмилетним сыном. Сами понимаете, что ребёнка нужно отводить и приводить из школы, а это не всегда удобно по графику. Но я не отчаялась и начала искать помещение, где смогу принимать клиентов, и в итоге нашла — открыла патент, закупила необходимые для работы материалы и постепенно начала работать в салоне красоты».
Карина Силакова — новоиспечённый мастер по перманентному макияжу из города Новая Каховка Херсонской области, обучилась профессии ещё будучи в оккупации в Украине, а вот первых клиентов смогла принимать уже в Вильнюсе.
«На поиски кабинета, в котором я сейчас принимаю, ушло около трех недель. Не потому, что было трудно найти кабинет, а потому, что для меня в первую очередь важен коллектив. Я нашла девочек, которые меня приняли и во всем помогут», — говорит Карина.
Атмосфера на рабочем месте была важным фактором и для Юлии Гавронской — мастера маникюра из Хмельницкой области.
«Когда я только вошла в салон, в котором сейчас работаю поняла, что это оно! Атмосфера, коллектив, салон — всё супер. Там я и осталась, отменила остальные собеседования, потому что почувствовала, что нашла свое место», — поделилась воспоминаниями Юлия.
Одесситка Екатерина Окопная, визажист и мастер по прическам, сумела найти новое рабочее место в соцсетях — в одном из пабликов увидела объявление и написала хозяйке салона в Вильнюсе, попутно договорившись о деталях.
«Каролина, хозяйка салона, как раз была в поиске преподавателя по прическам, поэтому работу я нашла очень быстро», — говорит Екатерина.
Татьяна Конорой — мастер по аппаратной косметологии, приехала в Вильнюс из Днепра, предварительно также найдя рабочее место через соцсети.
«Хозяйку салона, где я арендую место, зовут Светлана. Она прекрасный человек, помогла мне во всем, начиная от открытия патента и заканчивая получением паспорта гигиены и всех необходимых для начала работы документов», — вспоминает Татьяна.
«При открытии патента для украинцев действовала налоговая скидка 90%»
Если говорить о налогообложении, то здесь, как и во многих других сферах, Литва пошла навстречу украинцам в связи с войной, введя в этом году значительные налоговые послабления для граждан Украины.
Тем не менее, с нового 2023 года планируется, что все самозанятые украинцы будут в полной мере платить налоги наравне с остальными частными предпринимателями, зарегистрированными в Литве.
«Сейчас я работаю в салоне на процент, но для работы обязательно официальное оформление. У меня индивидуальное предпринимательство. Налоги тут платятся за прошлый отчетный год, поэтому буду платить весной 2023 года. От 5 до 20% в зависимости от дохода», — рассказала Екатерина Окопная.
Многие украинские бьюти-мастера открывали патент — как например Юлия Гавронская.
«Открыть патент мне посоветовали в налоговой, потому что для украинцев была налоговая скидка 90%», — говорит Юлия, — «Сейчас я планирую оформить индивидуальную деятельность, буду платить 5% от дохода и оплачивать медицинскую страховку, которой кстати очень тяжело воспользоваться. У них там постоянные сбои, не видят в программе страховку, но это уже отдельная тема».
Татьяна Конорой отмечает, что ежемесячное социальное страхование обходится ей в 50 евро. «В Литве с этим всем построже, чем в Украине. Но зато когда ты приступаешь к работе, ты знаешь, что у тебя есть медицинская страховка и полный пакет всех необходимых документов», — говорит она
«Патент — это разрешение работать в определенные дни. Я звонила каждый месяц-два на номер телефона, который мне дали, называла числа, в которые планирую работать и оплачивала сумму, которую мне называли. Сумма оплаты за патент зависит от количества рабочих дней, но их должно быть не менее шести», — объясняет украинка.
«Очень много мужчин звонили с непристойными предложениями»
Что касается самого сервиса в сфере красоты в Литве, многим украинкам пришлось столкнуться с новшествами, а кого-то ожидали и неприятные сюрпризы.
«Так как я мастер мужской и женской депиляции, а так же косметолог-эстетист, меня удивило, что очень много мужчин звонили с непристойными предложениями. У нас в Украине я с таким никогда не сталкивалась», — призналась Ирина Гонтарук.
«Меня в моей работе очень удивляет, когда клиент в конце процедуры благодарит за то, что ему было не больно. Это настолько искренне, что я не могу не обратить внимание, тем более, что это был не единичный случай», — говорит Юлия, — «Еще меня удивило, насколько большое количество людей рассказывали о том, что предыдущий мастер снимала им покрытие при помощи фольги и ацетона. Ведь давно известно, какой вред эта процедура несёт за собой».
«Литовские клиентки любят простоту»
Многие украинки, работающие в сфере красоты, отмечают, что литовские клиентки предпочитают простоту — в маникюре это почти всегда однотонное покрытие или френч, очень редко есть запрос на дизайн ногтей, никаких кудрей, начесов и тем более трёхэтажных причёсок.
По словам одесситки Екатерины, ее клиенты в Литве всегда просят укладку попроще, «понатуральнее» — чтоб сложилось впечатление, что они и вовсе не были в салоне.
Екатерина Окопная, визажист и мастер по прическам. Фото из личного архива
«У литовок в приоритете стоит не качество, а скорость. Не так важно, как это будет сделано, главное, чтобы быстро», — отмечает Карина Силакова.
Что касается профессионализма мастеров, то здесь нет единого мнения — многие украинки отмечают, что в Литве есть как великолепные профи своего дела, так и те, чьё мастерство оставляет желать лучшего.
«Если говорить о маникюрном сервисе, то на мой взгляд проблема здесь не в мастерах, а в школе, где их обучают. Я знакома с несколькими девушками, которые обучались в Вильнюсе в разных местах и везде это была просто выкачка денег», — говорит Юлия, — «К сожалению, элементарных навыков не хватает. В Украине же за эти же деньги можно было бы обучиться в топовых школах у мастеров с мировыми именами».
«Цены на материалы в Литве в разы выше, чем в Украине»
Пожалуй, самая щепетильная тема во всей этой истории — это цены на бьюти-услуги, которые в Литве значительно превышают украинские, при этом не превосходя, а часто и уступая в своём качестве.
«Цены действительно высокие, но это на первый взгляд, для нас, украинцев. Если копнуть глубже — тут очень высокие цены на расходные материалы, в два раза выше точно. Плюс выше налоги, медицинская страховка и остальные затраты. В Украине мои прически стоили 500-1200 грн (12-25 евро), здесь же цена за прическу в среднем варьирует от 50 до 80 евро», — говорит Екатерина.
По словам Юлии, ценник на маникюр в ее исполнении в Вильнюсе превышает тот, что был у неё в Украине в 4 раза (8 евро в Украине и около 30 в Литве).
Но здесь следует сделать ремарку на то, что Юлия из небольшого городка — в киевских же элитных салонах цены на маникюр с однотонным покрытием стартуют от 15 евро.
«Главная причина дороговизны это себестоимость услуги. Материалы для маникюра в Литве гораздо дороже, инструменты еще дороже и налоги выше», — отмечает Юлия.
Если говорить о лазерной эпиляции, которой в том числе занимается Татьяна, то здесь все тоже неутешительно в контексте цен. Для сравнения: удаление нежелательных волос в области подмышек, бикини и голеней в добротных киевских лазерных студиях стоит порядка 40 евро.
При этом в таких студиях регулярно проводятся выгодные акции, позволяющие здорово сэкономить. В Вильнюсе же за эти зоны ценник меньше 100 евро нет смысла даже искать — цены стартуют от 120 евро и выше. Татьяна периодически проводит акции на эпиляцию для привлечения клиентуры в своём кабинете, за что ей здорово «прилетает» от соотечественниц: нечего занижать цены, если на рынке такая стоимость за услугу.
По словам Карины, необходимо учитывать тот факт, что здесь в разы дороже не только закупка материала, но и цены на продукты, аренда кабинета, аренда жилья и коммунальных.
Карина Силакова, мастер по перманентному макияжу. Фото из личного архива
Порой в вильнюсских телеграм-каналах можно увидеть сообщения от бьюти-мастеров с предложениями о бартере вроде «меняю стрижку на маникюр с покрытием». Как признались наши героини, не все готовы пользоваться подобной опцией, а вот обращаться за услугами большинство все же предпочитает к соотечественницам.
«Бартером я никогда не пользуюсь. Считаю, что каждый труд должен быть оплачен », — отмечает Ирина.
Карина и Юлия также пользуются услугами украинских бьюти-мастеров, мотивируя это высоким качеством работы и поддержкой соотечественниц в столь непростое для украинцев время.
«Основная услуга, которой я пользуюсь — это маникюр. Предпочитаю ходить к нашим девочкам. Мне так морально легче, так как очень не хватает общения с украинками. А вот парикмахеры тут хорошие местные, смотрю на мастеров в нашем салоне — качество высокое», — говорит Екатерина.