Беженцы из Украины в Латвии могут получить все государственные медицинские услуги наравне с местными жителями. Но в латвийской системе здравоохранения есть нюансы, которые становятся проблемными для украинцев. Врачи говорят, что лечат по диагнозу, а не паспорту, и возникающие сложности скорее связаны с непониманием местной системы.
Проблемы с компенсацией
– Беженцы из Украины могут получить у нас все государственные медицинские услуги наравне с жителями Латвии, — говорит руководитель Латгальского медицинского центра (Latgales medicīnas centrs) Светлана Лосане. — По государственной программе они могут попасть и к эндокринологам, и к УЗИ-специалистам. Даже один раз мы столкнулись со случаем, когда пришлось быстрее направить пациента к кардиологу, потому что он уже давно пьет лекарства, которые наша система здравоохранения, к сожалению, не компенсирует, только после его консультации у кардиолога удалось добиться позитивного результата.
По словам Светланы Лосане, любой беженец из Украины, если у него есть в Латвии вид на жительство и персональный код, может приписаться к семейному врачу. Это значит, что все медицинские услуги, доступные жителям Латвии, в равной мере доступны и им.
– Иногда возникают проблемы, когда украинские пациенты не видны в электронной системе здравоохранения, тогда мы обращаемся в Национальную службу здоровья с просьбой решить вопрос. Как правило, они делают это очень быстро — пациент появляется в общем регистре и тогда мы с ним работаем, как и с местными пациентами.
Глава Латгальского медицинского центра (Latgales medicīnas centrs) Светлана Лосане
Рассказала Светлана и о случае, когда украинцу понадобилась срочная консультация у кардиолога.
– Человек принимал конкретную группу препаратов для разжижения крови, которая у нас компенсируется только после того, как пациент принимал более дешевое средство, и оно оказалось неэффективно, — говорит доктор. — А в Украине все немножко по-другому — он уже давно употреблял эти препараты и когда приехал сюда, то, конечно же, хотел продолжать. Но наш семейный доктор, основываясь на систему компенсаций, сказала, что ему надо сначала попринимать в течение трех месяцев более дешевое лекарство и, если не будет эффекта, тогда можно перейти на более дорогое и компенсируемое государством средство.
Понятно, что у пациента было очень серьезное недовольство таким подходом к его лечению. Ведь он уже довольно много времени пьет эти более дорогие препараты. И он не понимал — почему не может получить их здесь. В результате, добились консультации у кардиолога — на основании его заключения семейный врач имеет право выписать более дорогостоящее лекарство.
Если не удалось получить компенсацию, беженцы предпочитают знакомые препараты
Светлана Лосане говорит, что в латвийской системе здравоохранения есть определенные нюансы, которые становятся проблемными для беженцев из Украины. Но это все-таки единичные случаи.
Чаще всего рекомендации украинских и латвийских врачей схожи. Например, практически не возникает проблем с получением местных рецептов на лекарственные препараты на основании диагнозов и рецептов, выданных беженцам еще в Украине. Особенно когда это не касается компенсируемых государством препаратов.
Но многие украинцы, когда им не удается получить компенсацию за лекарства, стараются все-таки покупать то, к чему они уже привыкли, нежели менять на что-то более дешевое и другое.
В этой связи нередко появляются объявления в различных группах в интернете с просьбами доставить из Украины в Латвию то или иное лекарство.
Еще одна проблема может возникнуть, если у украинского беженца нет по каким-то причинам персонального кода в Латвии. Тогда покупка в аптеке лекарства даже по рецепту может быть затруднительной.
– Я сама для одного пациента из Украины пыталась купить лекарство — обошла пять аптек и везде безрезультатно, — говорит глава Latgales medicīnas centrs. — Но в итоге лекарство купить удалось.
И здесь проблема, на мой взгляд, была в недостаточной квалификации работников аптек, вернее их компетенции как раз в сфере продажи лекарств иностранцам.
Им легче отказать, чем разобраться, как ввести в систему такого пациента. Ведь государство это предусмотрело, мы лечим всех — и с персональным кодом, и без кода — существуют конкретные техники, как продать лекарство беженцу без персонального когда. И это должны уметь делать все аптеки. Но, к сожалению, практика показывает, что это не так.
Украинцев лечат как европейцев
О том, что беженцы из Украины имеют право на такую же медицинскую помощь, в том числе и при лечении в стационаре, рассказывает и руководитель Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ) Григорий Семенов.
– Все довольно-таки просто на самом деле, потому что уже довольно долгое время статус пациентов из Украины приравнен к статусу жителей Евросоюза, — говорит он. — Если не ошибаюсь, это уже с 2014 года, когда только началось ухудшение геополитической ситуации в Украине. Тогда был дополнен список пациентских групп, где и украинцам было обеспечено неотложное лечение в стационаре за счет государства — по таким же критериям, как и местным жителям или европейцам.
И по сей день критерии для лечения у украинцев точно такие же, как и у местных жителей. У них нет какого-то приоритета по сравнению с местными или европейцами — они точно также сортируются по признакам сложности заболевания. В случае онкологии, например, им доступен так называемый «зеленый коридор».
По словам Григория Семенова, сейчас, если украинский беженец попадает на лечение в больничный стационар, он платит такой же пациентский взнос за пребывание в больнице, как и местный житель.
– Было время, когда украинцам полностью оплачивало лечение государство, но этот подход был отменен, так как в условиях финансового кризиса местные жители оказывались в менее выгодных условиях. На мой взгляд, это был очень правильный ход.
Что касается лечения граждан Украины, которые не имеют пока персонального кода в Латвии и не получили по каким-то причинам здесь вид на жительство, то их пребывание в стационаре обуславливается теми правилами, которые были приняты в отношении украинцев еще в 2014 году — их лечат, как европейцев. Да, они входят в другую подгруппу пациентов, нежели те, кто имеет персональный код и ВНЖ, но подход к лечению и тех, и других един.
Руководитель Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ) Григорий Семенов. Фото: соцсети
«Нам все равно кого лечить»
Руководитель Даугавпилсской региональной больницы рассказывает, что за последние восемь месяцев в подведомственное ему лечебное учреждение обращались много беженцев из Украины, хотя отдельной статистики по ним здесь не ведется.
– Нам все равно кого лечить, — поясняет Григорий Семенов. — Если человека привезли в тяжелом состоянии, то его лечат по диагнозу, а не по национальности или гражданству.
Чаще всего, украинцы обращаются за помощью в приемное отделение больницы, — говорит глава ДРБ. — Первое время было больше даже деток. Связано это с тем, что первыми беженцами, прибывшими в Даугавпилс, были юные спортсмены — хоккеисты и футболисты, приехавшие сюда со своими мамами. Были какие-то травмы во время тренировок, сезонные болезни. Много было амбулаторных больных — у украинцев была немного, если можно так выразиться, каша в головах — они не были знакомы с нашей системой здравоохранения и не понимали, что здесь действуют семейные врачи, к которым и следует обращаться с подобными проблемами. И нам первое время очень много приходилось заниматься именно таким «разжевыванием» — объяснением, что и как здесь работает. Что не надо сразу идти в приемное отделение больницы, чтобы выписать какой-то препарат, что для этого надо идти к семейному врачу.
Есть несколько пациентов с очень серьезными хроническими заболеваниями, которые требуют постоянного медикаментозного купирования. Поэтому для них очень важно, чтобы под рукой всегда были необходимые препараты. И, конечно, они сразу шли в больницу.
Поэтому первое время было довольно много хаоса. Сейчас это — разовые случаи.
Фото: LETA
Люди боятся подвоха
Есть ли проблемы с препаратами, ведь, наверное, многие лекарства, к которым привыкли украинцы у себя на родине, здесь либо отсутствуют, либо имеют другие названия?
– Больших проблем с этим нет, — заверяет Семенов. — Надо понимать, что препараты действительно могут отличаться по названиям, но активные вещества в них входящие — едины.
То, что в разных группах в интернете среди украинских беженцев часто можно увидеть просьбы привести те или иные лекарства из Украины. Думаю, это происходит по незнанию.
Даже коллеги-врачи, приехавшие из Украины, которые у нас работают, поначалу говорили, что у нас большой спектр препаратов, которые они вообще не знают. Но потом, когда углубились в эту тему, оказалось, что это точно такие же препараты, которые им были доступны в Украине, просто с другими названиями.
Но люди, знаете, часто опасаются какого-то подвоха и склонны применять то, что им хорошо знакомо.
«Нам есть с чем сравнить»
– Ни я, ни семья моей подруги Иванны, с которой я вместе приехала в Латвию в мае этого года из села Стрелечье Харьковской области, к врачам пока не обращались здесь. И, надеюсь, что не будем, — рассказывает «Новой газете. Балтия» Леся Цюнак. — Но мы приписались к семейному врачу и уже брали рецепты на некоторые лекарства. И это было абсолютно без каких-либо проблем — пришла, сказала, какие лекарства нужны и для чего, врач выписала рецепт и в аптеке затем эти лекарства приобрела. Причем, со скидкой — это были компенсируемые государством препараты. Нам сказали, что они частично оплачиваются как жителям Латвии, так и нам.
Почему многие просят привезти лекарства из Украины? Леся на этот вопрос отвечает так: здесь лечебные препараты намного дороже, чем в Украине.
– Процентов на тридцать, примерно, — говорит украинская беженка. — Мы покупаем здесь и покупали дома — и нам есть с чем сравнить. И именно с этим и связаны все эти объявления с просьбой доставить лекарства из Украины к тем, кто туда едет и потом возвращается обратно.
И еще один момент — когда приходишь в Латвии в аптеку, там не хотят продавать лекарства без рецепта, говорят — идите, к семейному врачу и пусть он выписывает рецепт. Главным образом, это касается антибиотиков, которые в Украине до недавнего времени продавались без рецепта. Поэтому все и просят привезти лекарства из Украины.
А по болячкам конкретно ни я, ни моя подруга Иванна пока к семейному доктору не обращались. Но, думаю, если вдруг возникнет такая необходимость, то, скорее всего, проблем не будет — здесь украинцев лечат также, как и местных жителей.