logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

Бездомные в администрации и изрезанные колеса российских «военкоров»: что происходит в Херсоне

Бездомные в администрации и изрезанные колеса российских «военкоров»: что происходит в Херсоне
Фото: hromadske

7 ноября от причала Херсонского речного порта отправился последний теплоход, на котором российская оккупационная администрация переправляла людей на левый берег Днепра. «Организованная эвакуация», как ее называли самопровозглашенные власти, продолжалась с 20 октября. Этот процесс вызвал ряд изменений в повседневной жизни и настроениях людей. Сегодня Херсон выглядит пустым и жутковатым городом, застывшим в ожидании чего-то непредсказуемого. Издание Hromadske рассказывает, что происходит в Херсоне.

В Херсоне еще больше выросли цены на продукты и горючее, закрываются аптеки, кофейни, в магазинах не хотят принимать рубли, а с интернетом, мобильной связью и электроэнергией — постоянные перебои.

А еще сюда приехали известные российские пропагандисты — Роман Сапоньков и Александр Коц. В отсутствие фейковой власти они становятся главными источниками информации о ситуации в городе для российской аудитории. Но неизвестные херсонские патриоты устроили им теплый прием. Пока «военные корреспонденты» сидели в кафе, у обоих автомобилей, маркированных буквой V, кто-то порезал шины.

Тем временем на всем правобережье Херсонской области оккупанты подрывают мосты, чтобы усложнить контрнаступление ВСУ, а на левом берегу Днепра массово готовят позиции для обороны, поскольку министр обороны России приказал отступить с правого берега.

Фото: hromadske

Фото: hromadske

Операция «эвакуация» 

В конце октября и начале ноября подконтрольные россиянам телеграм-каналы и другие медийные ресурсы в один голос кричали об «угрозах обстрелов и терактов со стороны неонацистского киевского режима» в Херсоне. Именно этим оккупанты объяснили эвакуацию местного населения на левобережье и призвали людей немедленно покинуть населенные пункты на правом берегу.

Организовали эвакуацию с помощью флота Администрации речных портов Украины — теплоходов «Бештау», «Арарат», «Татры» и других, ранее перевозивших пассажиров. Людей вывозили сначала в Алешки или Голую Пристань, далее — в Крым и российские города: Анапу, Ростов, Воронеж.

Представители оккупационных властей путались в данных и называли разные цифры, говоря о числе херсонцев, которых они «спасли от обстрелов нацистов». В конце концов сошлись ровно на 80 тысячах человек.

Однако местные говорят, что это неправда. Если посчитать вместительность и периодичность курсирования упомянутых теплоходов и продолжительность так называемой эвакуации, то получится не более 8-10 тысяч человек, которые теоретически могли выехать по этому маршруту.

Наконец, главной причиной завершения переправы стало отсутствие желающих уезжать. Уже в первых числах ноября теплоходы курсировали почти пустыми.

Поэтому и видео о помощи херсонцам, которые в речном порту снимали для пропагандистских каналов, уже не публиковали.

Параллельно с обычными гражданами оккупационная администрация организовала выезд на левобережье Херсона всех своих работников и их семей. Большинство так называемых органов власти, служб и организаций находятся в Скадовске и Геническе, некоторые учреждения переведены в Новотроицкое и другие населенные пункты.

Оккупационные власти запретили навигацию по Днепру для речных такси, барж и других судов. Однако переправиться на левый берег из Херсона все еще можно на личном автомобиле (по паромной переправе) и на катере, который, по данным россиян, будет выходить из речного порта до 11 ноября включительно.

В конце октября эвакуацию объявили и в 15-километровой зоне на левом берегу, в населенных пунктах вблизи Каховской ГЭС и вдоль Днепра. Автобусы в Крым и россию забирали людей из Новой Каховки, Алешек и других городов. Здесь оккупанты пугают местных жителей подрывом ГЭС и артобстрелами, которые якобы готовит Украина.

Фото: hromadske

Фото: hromadske

Массовое ограбление

Бегство россиян из Херсона сопровождалось масштабной кражей общественного имущества. Оккупанты забрали большинство машин скорой помощи, пожарные автомобили, коммунальные автобусы. Несколько недель большие грузовики стояли у отделений банков, больниц, офисов украинских органов власти. Туда грузили оргтехнику, медицинское оборудование, мебель. Сообщается о похищении оккупантами дорогостоящего оборудования из областного онкологического диспансера, предприятий и фабрик, работавших на правом берегу области.

Херсонцам удалось зафиксировать фуры у здания областного художественного и краеведческого музеев. Оттуда россияне украли тысячи картин и экспонатов. А уже через несколько дней в сети появились фотографии этих экспонатов из музея в Симферополе.

«В период между 31 октября и 3 ноября в направлении Крыма на нескольких фурах вывезли самые ценные произведения искусства отечественных и западноевропейских мастеров XVII-XX веков (всего в музее около 10 тысяч артефактов). Руфина Судковского, Николая Пимоненко, Сергея Васильковского, Михаила Жука, Алексея Шовкуненко», — сообщается на странице Херсонского областного художественного музея им. А. Шовкуненко.

В конце октября один за другим из Херсона исчезли памятники Александру Суворову, Федору Ушакову, Григорию Потемкину, Василию Маргелову. Этих исторических деятелей россияне тоже решили «спасти» и увезли в неизвестном направлении. Эвакуировать памятники и культурные ценности распорядился ставленник россиян, так называемый глава оккупационной администрации области Владимир Сальдо, о чем он заявил в эфире российского телеканала «Крым 24».

В сети по этому поводу была дискуссия: стоит ли беспокоиться о судьбе памятников российским деятелям прошлого, или отпустить эти имперские метки, которые должны исчезнуть с херсонских улиц вместе с россиянами, которые оккупировали город сегодня?

«Все очень просто. Это объекты, стоящие на учете в инспекции достопримечательностей. Они обладали определенной материальной ценностью. И их украли. Это общественная собственность, которую нужно вернуть назад. Что с ними делать дальше: снимать, перевозить в отдельный парк, музей или выбросить в Днепр? Это должно решить херсонское общество. По моему мнению, после всего происходящего им не место на улицах, они не должны влиять на публичное пространство. Это элементы раздражения людей, они создают дискомфорт для страны», — комментирует херсонский краевед, музейный специалист Сергей Дяченко.

«Россия здесь (не)навсегда»

Дозвониться сейчас в Херсон — задача непростая. Уже несколько недель в городе постоянные перебои с электроснабжением и связью. Российские мобильные операторы работают нестабильно. Оставшиеся в городе интернет-провайдеры пытаются восстановить сети, а также помогают остающимся без света херсонцам.

«Пока работал «Мир-телеком», все повреждения общих линий восстанавливались. После их эвакуации ремонтами заниматься некому. Как и в марте, этим занимаемся мы», — пишет руководитель херсонского интернет-провайдера SkyNET Дмитрий Гудзь и приглашает людей в свой офис в Таврическом микрорайоне, чтобы подзарядить телефоны и воспользоваться бесплатным Wi-Fi.

Несколько херсонцев, с которыми нам удалось пообщаться накануне, на правах анонимности говорят, что город кажется пустым и похожим на призрак. Активность есть на рынках, возле некоторых магазинов, заправок и в очередях на подзарядку телефонов.

«Из-за сложностей с поставками с левого берега растут цены на продукты, лекарства, бензин, очень дорогие средства гигиены. Как только из здания областной администрации выехали россияне, туда начали подтягиваться бездомные. Там тепло и комфортно, работает отопление», — говорит Владимир, который с начала оккупации находится в Херсоне.

В течение нескольких месяцев вражеская пропаганда кормила местных лозунгом «Россия здесь навсегда». Однако стоило только упомянуть об эвакуации на левый берег, как в Херсоне обрушился курс российского рубля. Сегодня на черном рынке за 1000 рублей дают не более 400-450 гривен. В магазинах рубли принимают неохотно. Даже на АЗС, контролируемых крымскими предпринимателями, просят рассчитываться гривнами.

Поэтому оккупационная администрация разгневалась в своем телеграм-канале и угрожает бизнесменам, которые не хотят брать рубли или обменивать их по «официальному» курсу 1,25 рубля к 1 гривне.

Но если раньше оккупационные силы всячески «вымывали» гривну социальными выплатами, пенсиями и другими «подъемными» для бюджетников-коллаборантов, то после их побега из Херсона выплаты в рублях прекратились. Их просто некому делать: все чиновники выехали на левый берег. То же касается и выдачи российских паспортов и ряда других услуг, которые пытались предоставлять оккупанты.

россияне полностью провалили и образовательный процесс, который громко пытались запустить в августе-сентябре. В Херсоне, во всех районах правобережья и некоторых на левом берегу не работают школы, детские сады и другие учебно-воспитательные заведения. Все это оккупанты опять-таки объясняют угрозой обстрелов со стороны Украины.

Очередь за зарядкой от SkyNet. Изображение: телеграм-канал SkyNET

Очередь за зарядкой от SkyNet. Изображение: телеграм-канал SkyNET

Новомобилизованные россияне в Херсоне

Несмотря на побег из Херсона многих россиян и исчезновение триколоров с административных зданий, здесь остаются военнослужащие и российские спецслужбы. Они периодически патрулируют город на бронированных и гражданских машинах, охраняют некоторые объекты.

Херсонцы говорят, что в городе появились многие новомобилизованные российские граждане. В отличие от военных предыдущих ротаций и росгвардии, эти одеты в простую зеленую форму «одного размера». Они часто ходят по городу без оружия, рассказывают местные жители.

Также сообщают о российских военных, которые заселяются в пустые дома и квартиры в спальных районах города. Они, по словам наших собеседников, живут небольшими группами и ходят в гражданской одежде.

Ранее глава Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Наталья Гуменюк в эфире телемарафона сообщила, что россияне, вероятно, готовят ловушку для украинских военных во время контрнаступления.

«Мы видим объективные данные, что они (россияне, — ред.) остаются. Есть подразделения обороны, которые там окопались достаточно крепко, оставлено определенное количество техники, оборудованы огневые позиции и, в частности, на левом берегу», — сообщает Гуменюк.

В Главном управлении разведки Минобороны Украины предупреждают о возможных провокационных обстрелах россиянами гражданских объектов.

«Высока вероятность совершения в ближайшие дни провокационных обстрелов жилых районов с целью обвинения украинских Сил обороны. Ожидается продление срока действия комендантского часа для скрытного заведения новых сил на правый берег», — сообщили в ГУР МО 7 ноября.

Результаты поражения российской ПВО в Херсоне, телеграм-канал «Херсон Плюс»

Результаты поражения российской ПВО в Херсоне, телеграм-канал «Херсон Плюс»

Освобождение Херсона

Оценив последние события на южном направлении, в ближайшее время можно ожидать новых попыток Сил обороны Украины восстановить контроль над временно оккупированными районами Херсонской области. Как говорят украинские бойцы с южного фронта, в Херсоне останавливаться никто не планирует. Однако насколько масштабным и успешным будет это движение — предугадать невозможно.

9 ноября стало известно о подрыве нескольких мостов через Ингулец вблизи Дарьевки и Тягинки. Повреждены переправы возле Снегиревки (на выезде из поселка в сторону Херсона), Мылового, Новокаир. Взорваны переправы возле Садового и Антоновского мостов в Херсоне. Скорее всего, эти переправы уничтожили сами россияне, чтобы усложнить контрнаступательные действия украинских военных.

В то же время, подразделения российской армии продолжают обороняться на ранее занятых рубежах. Враг активно использует реактивную и ствольную артиллерию, авиацию, а также ударные беспилотники. В Херсонской области россияне продолжают обстреливать недавно освобожденные села в Бериславском районе. На днях в Великой Александровке в результате обстрела российской РСЗО ранены двое гражданских. А в Нововоскресенке россияне уничтожили жилой дом: один человек погиб, еще один — ранен.

Также известно, что на левобережье области прибывают новые подразделения российской армии с территории оккупированного Крыма. Солдаты заселяются в школы и частные дома, из которых выехали люди. Раньше, говорят, жители сел, россияне к ним почти не приезжали, а теперь обустраивают много позиций в Каланчакской, Генической, Чаплинской, Новотроицкой громадах.

В то же время ВСУ целенаправленно истощают противника и постоянно усложняют его положение на правом берегу Днепра. Только за последнюю неделю, по данным ОК «Юг», Силы обороны Украины поразили пункты базирования российских солдат, позиции вражеской ПВО и тяжелой техники в Голой Пристани, Бериславском, Херсонском районах. Сражение за Херсон и область продолжается.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.