logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

«Сейчас музыка — как война»

Интервью с украинским пианистом Артуром Никулиным

«Сейчас музыка — как война»
Артур Никулин (фото: Андрей Шаврей)

Артур Никулин — выпускник Львовской национальной музыкальной академии и Брюссельской королевской консерватории. Уже почти полгода он живет в Риге, выступает, занимается волонтерской деятельностью. Сейчас пианист готовит в Риге авторский концерт крупнейшего современного композитора Украины Валентина Сильвестрова.

СПРАВКА

За свою впечатляющую музыкальную карьеру Артур Никулин завоевал первенство на Первом Международном конкурсе молодых пианистов в Энсхеде (Нидерланды), Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Днепропетровске (Украина), Международном конкурсе современной фортепианной музыки Бориса Лятошинского в Париже (Франция), а также стал обладателем Гран-при в Баден-Вюртемберге (Германия) на конкурсе «Музыкальный фейерверк». Успешно участвовал в различных фестивалях в Украине, России, Польше, Швейцарии, в том числе на фестивале Валентина Сильвестрова в Базеле. Тесно сотрудничает с современными композиторами, в числе которых Дычко, Чесноков, Щербаков, Барки и Сильвестров, исполняя премьеры их сочинений для фортепиано и камерного ансамбля.

Прежде всего хочу поздравить в вашем лице народ Украины с Нобелевской премией, первой для Украины, которую она получила вместе с российским «Мемориалом» и правозащитником из Беларуси Алесем Беляцким.

Из Украинского центра гражданских свобод не знаю никого. Потому что просто давно не был дома! Но сама идея очень хороша — я не сторонник объединения именно сейчас славянского мира, зато сам принцип очень интересен и креативен. Все равно мы не сможем перенести, извините, «ху*лостан» куда-то в район Австралии, будем с ним соседствовать и дальше. Как Украина, так и Латвия. И это — надежда на прекрасную Россию будущего.

А с российским «Мемориалом» я сотрудничал раньше, пока жил в Москве; даже играл концерт в Сахаровском центре в их защиту. В Москве есть Национальный культурный центр Украины, в котором до войны работал и который никто не закрывал. И в который я очень хочу вернуться, чтоб наладить работу — после победы Украины.

Мы с вами встретились на открытии благотворительной выставки «Детям войны», вы помогаете?

Я не отношусь к тем artists в английском понимании этого слова, которые на каждом шагу рекламируют свои пожертвования и сборы от концертов для Украины. Для меня это пиар на крови, потому я это делаю очень тихо, без огласки.

Но на открытии выставки я решил сыграть «Мелодию» Мирослава Скорика «Молитва за Украину». Это одно из самых знаменитых украинских произведений, которое сейчас играется везде, как один из символов Украины. И также сыграю произведение латышского органиста и композитора Айвара Калейса, который не смог сегодня быть, потому что на гастролях в Германии. Но он мне передал произведение, которое написал в начале войны, оно называется «Больше никогда», а вот что он внизу по-латышски написал, я еще не понимаю.

Здесь написано: «Посвящается народу Украины в момент, когда решаются судьбы». Как давно вы в Латвии?

С 25 марта. Приехал из Москвы, где я до этого жил. Приходится всем объяснять, почему там. Дело в том, что я работал в Национальном культурном центре Украины. Меня позвали туда, потому что нужен был гражданин Украины, чтобы работал и как-то хранил украинскую культуру там.

Естественно, когда это все началось, я понял, что мне нельзя оставаться там, среди, скажем так, русского населения, это опасно. Тем более, Национальный культурный центр Украины к тому времени уже полностью перешел под контроль ФСБ, там были внедрены агенты, сейчас они до сих пор там работают. Это центр Москвы, Арбат, место «золотое». Думаю, если бы я там остался, то я бы остался уже лет на десять в других местах.

Артур Никулин (фото: Андрей Шаврей)

Артур Никулин (фото: Андрей Шаврей)

А сами вы родом откуда?

Днепропетровская область, город Каменское, бывшая Днепродзержинская область. В общем, родина Брежнева. В последний раз там у себя был дома на Новый год. Буквально пара дней, что даже не считается. А так, не был с прошлого лета.

Там остались ваши родственники сейчас?

Все там остались. Абсолютно все. Папа и мама пенсионного возраста, бабушке 83 года. Сложно все. Они как-то держатся, хотя снаряды падают в тридцати километрах от моего дома. Еще сестра двоюродная, она в полиции работает.

Вы объездили много стран с гастролями, почему сейчас выбор пал именно на Латвию?

Во-первых, самое прагматическое в том, что наше Посольство из Москвы эвакуировалось через Ригу. Они уже сюда приехали, пару слов обо мне хороших сказали и получилось так, что лучшее — это чтобы я сюда поехал. Во-вторых, я, конечно, английский знаю, но все равно — здесь нет языкового барьера. Я могу здесь говорить и на английском, и на русском. И в-третьих, Латвия одной из первых в Европе, если даже не первой, приняла очень хорошую программу гуманитарную для украинцев. Я на нее обратил внимание и понял, что надо ехать и теперь вижу, что я не ошибся, потому что очень хороший прием.

За месяцы после начала войны удалось гастролировать в мире и Европе?

Сейчас нет, потому что всем сейчас не до этого, все деньги уходят на помощь Украине. Можно было бы поехать за свой счет, но мне сейчас проще быть в Латвии и делать что-то здесь. Мне кажется, это более концентрированная помощь мне и другим.

В филармонической Большой гильдии в Риге был концерт с камерным ансамблем «Киевские солисты», как только я приехал. Был концерт на фестивале Свободы Андрея Осокина. И была запись в фонд Латвийского радио. Наверное, будет громко сказано, но я сделал первую вообще в истории музыки студийную запись произведения Валентина Сильвестрова. Есть любительские записи, но это была первая студийная запись этого произведения.

Вскоре в Большой гильдии ожидается авторский концерт Сильвестрова?

Да, 16 декабря. Сейчас есть некоторые технические проблемы, идет творческий процесс о том, какая прозвучит программа в исполнении хора Латвийского радио и камерного оркестра Sinfonieta Riga. Приедет вокалистка из Киева Инна Галатенко. Ну, и я буду играть.

Самое прекрасное, что и сам Сильвестров должен приехать. Хотя ему 85 лет и с началом войны был вынужден переехать в Берлин.

Да. И кроме того, 14 декабря в зале «Дзинтари» будет показан документальный фильм Сергея Буковского о композиторе. Фильм создали в 2020 году, но он не показывался, потому что пандемия, война, только сейчас начали показывать в Украине.

Вы давно знакомы с Сильвестровым?

Лет двадцать уже. Я как-то попал на концерт современной музыки и друзья меня попросили переворачивать ноты. Я спросил: «А какой автор?» «Сильвестров».

Мне было тогда двадцать лет, я был молодой, наивный и у меня был Шопен, Моцарт и для себя считал, что современной музыки не существует. И вот я пришел на концерт, подсел к пианисту, стал переворачивать ноты и где-то на десятой минуте там понял, что начал плакать. Прямо во время исполнения. Но как-то переворачивал эти ноты, хотя был в полном тумане. А естественно, композитор в зале сидит.

А второе произведение было для фортепиано, валторны и голоса. И у меня там был какой-то момент, чтобы выйти из-за рояля и перевернуть ноты валторне и вернуться. Но я был в трансе и вместо нот перевернул пульт, на котором стояли ноты. Исполнение остановилось, все были в шоке. Ну а композитор после паузы сказал: «Начните еще раз сначала».

Я тогда увидел, насколько он вовлечен в свою музыку и что я сделал какую-то катастрофу. И я хотел исчезнуть. Если бы у меня была шапка-невидимка, то я бы ее надел, лишь бы не встретиться потом с автором. Но сцена там была выстроена так, что никуда не денешься. Композитор ко мне подошел после исполнения, посмотрел так строго-строго и сказал: «Ну пошли пить шампанское со мной». Вот так и началось.

Как сейчас Сильвестров себя чувствует?

Я не смею его тревожить по телефону, контактирую с его дочкой и знаю, что со здоровьем все хорошо. Он очень много сейчас ездит по Европе, для него это важно, потому что сейчас для него его музыка — это война. С Россией. Он считает, что надо в музыке говорить о мире, добре, красоте, и вот тогда этим можно Россию победить.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.