logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы не называем их беженцами»

Как работает Рижский центр помощи жителям Украины

«Мы не называем их беженцами»
Рижский центр помощи жителям Украины. Фото: LETA


Россия напала на Украину 24 февраля. Уже 7 марта в Риге открылся Рижский центр помощи жителям Украины. «В первый месяц работы было более 500 человек в день», — рассказывает Санта Бубиндуса, координатор проекта Рижского центра помощи жителям Украины. Потом поток снизился до 200 человек в сути, сейчас в центре по 50 новых регистраций в день.

Снижение потока украинцев — это первая причина, по которой Центр в сентябре переехал на новый адрес: Амату, 4. Вторая — приближающийся отопительный сезон. Он будет непростым. Расходы на отопление было бы сложно покрыть, поэтому Центр перебрался в более компактные помещения. Третья — в этом здании легче передвигаться, к примеру, людям на инвалидных колясках.

Но и 50 человек в день — это немало, особенно если учитывать, что в Риге остаются около 16 тысяч украинцев, которые в любой момент могут обратиться за помощью.

Центр помощи украинцам в Риге в марте. Фото: LETA

Центр помощи украинцам в Риге в марте. Фото: LETA

Первые шаги в Латвии

Для прибывших в Ригу украинцев система получения первых документов максимально упрощена. Сделать регистрацию, оформить заявку на визу, получить проездной, гуманитарный набор и обрести крышу над головой можно за один день. Для этого и был создан Центр, который работал в таком формате с первого дня.

Санта начинает буквально с порога: «В центре информации наши коллеги встречают с улыбкой каждого, независимо от того, знает ли уже человек, зачем пришел».

Здесь посетитель получает талон — в зависимости от вопроса его сразу отправляют в конкретный кабинет.

В соседнем зале люди уже ожидают первичного размещения, поясняет Санта.

Тем, кому негде остановиться, пожарная служба помогает найти хотя бы временное жилье. Сейчас людей в основном размещают в регионах, в Риге мест очень мало. И в Риге особая ситуация — места предоставляют только на короткий срок в 60 дней.

Изначально первичное размещение предоставляли на 120 дней.

Санта ведет по пути, который проходят все украинцы, пришедшие за помощью впервые.

«Получаешь номерок и первая организация, которую ты проходишь — миграционная служба. Здесь житель Украины подает заявление на визу или на вид на жительство. На месте есть работник, который помогает заполнить анкету. Здесь же помогают заполнить анкету на изменение адреса в базе данных, если человек переезжает по городу. Это государственный уровень, и тут мы уже переходим на муниципальный», — регистрация в Риге за соседними дверями.

Фото: LETA

Фото: LETA

Здесь новых жителей города вносят в базу данных, потом они получают сим-карты и отправляются за проездным, который будет работать до конца года во всех видах общественного городского транспорта. А чтобы передвигаться по стране, достаточно украинского паспорта. И все это под одной крышей.

Здесь же ведут прием и специалисты социальной службы — по записи. На месте можно подать заявление на социальное пособие, пособие на проживание и другие. В случае необходимости в Центре можно получить первую медицинскую помощь.

В Центре можно узнать о возможностях медицинского обслуживания в Латвии. Исходя из возможных кризисный ситуаций в программу здравоохранения вносились дополнительные пункты. Многие украинцы долго вынуждены были сидеть в подвалах, спасаясь от бомбежек, поэтому в Латвии появилась отдельная государственная программа по лечению туберкулеза.

Также закон Латвии учел случаи сексуализированного насилия, с которыми сталкивались украинские женщины со стороны российских военных, и внес поправку об упрощенной процедуре прерывания беременности.

Детсады, школы и работа

В центре рассказывают, как устроить ребенка в детский сад или школу. «Тут есть данные садиков и школ в Риге. Многие предпочитают учиться удаленно, но есть люди, которые понимают, что детям адаптироваться в среде легче, если они идут в садик или школу», — поясняет Санта.

Родители часто выбирают схему, по которой дети учатся удаленно по украинской программе, а в рижские школы ходят для общения.

«Есть дни, когда они могут туда пойти, общаться с одноклассниками и просто побыть в обществе — это очень важно. Они же не могут сидеть в четырех стенах. Для детей это очень травматично, мы это все знаем из опыта ковида», — рассказывает координатор Центра.

Дети в центре помощи украинцам в Риге. Фото: LETA

Дети в центре помощи украинцам в Риге. Фото: LETA

Помощь могут найти и взрослые: клиентов ждут сотрудники Национального агентства занятости. «Тут вся информация, как встать на учет по безработице и как вообще найти работу в Латвии, потому что система тут отличается от украинской», — помощь специалистов можно получить в любой день в рабочее время.

Рабочая биржа — одно из мероприятий, которое регулярно происходит в Центре. Сюда приходят реальные работодатели, которые ищут именно украинцев, готовых работать.

«Самое главное то, что возможность найти работу реальна. То есть мы получаем фидбэк, что люди находят работу и работодатели очень рады возможности встретить их тут», — говорит Санта.

У посетителей Центра есть возможность посмотреть вакансии и сразу пройти интервью.

По словам Санты, биржа — это не единственное мероприятие, которое здесь проходит: «У нас в ближайшее время будет день языков. Планируем другие мероприятия по интеграции, потому что этот центр направлен не только на эти первичные услуги, но и на то, чтобы потом людям было куда прийти, было чем заняться».

А если Центр не может помочь?

В случае, когда человеку требуется помощь по вопросу, который выходит за рамки возможностей государственного и муниципального управления, на помощь придет команда «Хочу помочь беженцам», которая сориентирует по информации.

«Есть много негосударственных организаций, которые поддерживают едой, одеждой, какими-то вещами первой необходимости, — рассказывает Даниил, член организации «Хочу помочь беженцам». — Мы рассказываем о таких возможностях. Например, человек приехал в Латвию неделю назад, вот уже в Центр обратился, все в порядке, документы оформил, но ему курточку на зиму нужно найти. Мы можем сориентировать человека, куда ему нужно обратиться. Рассказываем о ресурсах, где искать помощь».

Помощь фондов, которую можно найти на таких ресурсах, варьируется от обеспечения вещами для школьника до финансовой, эмоциональной, транспортной помощи тем родителям, кто приехали в Латвию с детьми, у которых серьезные проблемы со здоровьем.

Частные инициативы предлагают помощь по вопросам медицины, с жильем, с транспортом, с присмотром за детьми, если родителям нужно на пару часов отлучиться.

Волонтерские центры встречают украинцев на вокзале, возят в случае необходимости по городу, организуют досуговую программу — это целая городская экосистема, и в Центре помогают в ней ориентироваться в зависимости от запроса.

Психологическая помощь

Центр не может самостоятельно охватить все проблемы, но может по ним оказать моральную поддержку.

«Услуга распространена на всех — на волонтеров и работников в том числе, — рассказывает одна из психологов кризисного и консультационного центра «Скалбес», дежурящая в Рижском центре помощи. — У волонтеров тоже достаточно много травмирующих происшествий, и есть усталость от сострадания. Такое состояние может вызывать симптоматику посттравматического синдрома. К сожалению, с этим обращаются не очень часто. В редких случаях к нам приходит кто-то из работников, потому что есть стереотип, что эта услуга только для беженцев».

За помощью могут обратиться и волонтеры, которые помогают в любой организации. Помощь оказывают любому, кто заходит в кабинет: «К нам обращаются люди, которые, например, принимают у себя беженцев, и приходят с ними сюда, чтобы оформить какие-то документы. Их не очень много, но они есть».

Фото: LETA

Фото: LETA

В будущем Центр может стать точкой помощи всем беженцам

Санта не называет украинцев, которые приходят в Центр, беженцами. И это важный момент: для нее это просто люди, которые оказались в сложном положении, которым нужна помощь.

В Центре не важна национальность, поэтому и его будущее видится создателям в том, чтобы продолжать использовать накопленный за первые полгода войны опыт.

По словам Санты, ни Латвия, ни другие страны не были готовы к тому, что произошло в феврале. Надеясь на то, что такое больше не повторится, она говорит, что в Центре выработалась схема, которую в случае новой кризисной ситуации можно будет вновь пустить в ход.

Глава Рижского центра помощи жителям Украины Петерис Грубе работал в сфере беженства много лет. К моменту открытия Центра его план существовал только на бумаге. Тестировать его не было времени.

Петерис, и Санта с ним в этом солидарна, видит цель в том, чтобы Центр продолжал работу и после окончания войны.

Санта поясняет, что война не закончится в минуту. «За ней в любом случае тянется хвост. Будут люди, которые не смогут справиться с последствиями за короткий срок. Нужно место, где им смогут помочь. Будут те, кто захочет остаться, кому некуда вернуться. Есть города, которых вообще больше нет. Люди будут искать возможность учиться и интегрироваться в общество, и мы надеемся, что с этим Центр сможет помочь».

Создатели центра думают и о странах, где политический режим не демократический, и людям, выступающим против такого режима, может потребоваться убежище.

«В Риге должно быть место, организация, куда можно будет обратиться всем, не только жителям Украины», — заявляет Санта. Но сначала нужно выработать механизм, который будет четко определять, кому действительно нужно убежище. Это вопрос государственный. Но Рига должна быть готова к такому развитию событий, считает Санта.

Петерис видит необходимость в такой организации в Риге и с привкусом надежды говорит о ней.

«Если будет основа, схема помощи, тогда Центр может быть предназначен для всех. Потому что нельзя людей всех обозначать только национальностью», — подытоживает Санта.

А пока Рига готова делать даже больше того, что может предоставить государство.

«Но есть, конечно, границы, — рассуждает Санта. — Эта зима будет очень трудной для всех. И для жителей Латвии, и, конечно, для украинцев тоже. Самоуправлению нужно найти этот баланс, и мы тоже ждем со стороны государства решение, что будет дальше. Февраль-март — время, когда у многих украинцев заканчиваются визы и виды на жительство. Надо понять, какое будет решение — на данный момент его еще нет».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.