В Риге завершился благотворительный проект «Открытая мастерская». Его суть была и остается: привлечь внимание к культурному наследию Украины и помочь восстановить Краеведческий музей в Киевской области, уничтоженный на пятый день вторжения России в Украину.
Но спустя три месяца со старта акции «Открытая мастерская» обросла новыми смыслами, и работа продолжается. Очевидно это стало на награждении участников и волонтеров проекта. Торжественное событие прошло в торговом центре Mols, который на три месяца стал домом для «Открытой мастерской», обеспечивая проект крышей, светом и питанием. А 26 августа еще и открыл в своих стенах выставку работ.
Рижский мирок, образовавшийся вокруг Примаченко
Из слов одного из идейных вдохновителей проекта художника-мозаичиста Вадима Верника можно сделать вывод, что организаторам с участниками будто бы повезло. Обращаясь к своим подопечным — волонтерам, вызвавшимся этим летом создать мозаики по мотивам работ украинской народной художницы Марии Примаченко — Вадим радуется: «Хорошо, что вы оказались теплыми душевными хорошими людьми, которые откликнулись на наш проект благотворительный, пришли, нашли время. Скажу больше: вы создали вместе с нами уникальную коллекцию мозаики. Количество готовых мозаик — 69, использовано более 100 килограммов смальты, более 43000 элементов. Причина всего этого известна».
Пресс-фото/Facebook
Но на самом деле откликнуться на такую акцию могли только сознательные и неравнодушные люди, потому что причина — война. В общей сложности через «Открытую мастерскую» прошли более 200 человек. Коллекция мозаик, которую удалось изготовить уникальна — и по сути, и по содержанию.
Вадим объясняет с точки зрения человека, понимающего искусство мозаики: «У нас может быть эта культура слабо развита, но мы сделали уникальную вещь, которая будет жить в веках. Многим людям сложно это представить. Музей будет жить. Украина будет жить. Пришло столько людей — более 200 человек — которые поддержали проект своим временем. А время дороже денег».
Но важно отметить, что проект требовал и финансовых вложений. Денежное бремя на себя взял спонсор, пожелавший остаться анонимным, но организаторам все равно было важно поблагодарить его отдельно: «Этот неизвестный спонсор, который, как только услышал задумку, ни секунды не сомневаясь сказал, что профинансирует этот проект. И профинансировал всю основную главную часть, благодаря которой все состоялось. Анонимный спонсор стал причиной для благотворительности 200 человек, для тех, кто не мог бы помочь Украине финансово, но мог вложить свой труд, свои силы, свое время».
Пресс-фото/Facebook
Но самое важное, по словам Вадима, то, как выстраивается мир поддержки, который в глобальном смысле должен привести к миру без войны: «Самоорганизовались простые люди, которые живут на простую зарплату. Мы самоорганизовались, потому что у нас сердце болит. Пришли и вместе это сделали, сами друг друга поддерживали. Пришло очень много людей, которые никогда не сталкивались с мозаикой, а может быть и не знали о ней. Первый раз видели смальту, эти инструменты, кололись резались, мне было их ужасно жалко». Ему вторит и Рената Клепацкая, правая рука Вадима: «Всеми правдами и неправдами мы друг другу помогали, что-то у кого-то получалось лучше, у кого-то хуже». «И за счет этого мы и выживаем, когда друг друга поддерживаем, — подытоживает Вадим. — Так трудности и преодолеваются».
Кто вызвался помочь украинцам своим творчеством?
Перед началом проекта Вадим озвучивал одну из его целей — объединить людей, которые сейчас разобщены, и каждый сидит в своей квартире читает новости. На просьбу оценить отклик Вадим перечисляет страны, откуда родом участники проекта: США, Великобритания, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Россия, Украина, Швеция. «Ехали люди из Чехии, — рассказывает Вадим, — у них по дороге сломалась машина. Еще один случай: отец узнал, что дочь записалась на проект, сел в машину, всю ночь ехал из Петербурга, приехал к началу и целый день на ногах стоял — помогал дочке делать мозаику». Ему предлагали присесть, но он не делал этого из страха уснуть.
Естественно, при таком географическом разнообразии могла возникнуть проблема в виде языкового барьера. Организаторы предусмотрели и этот момент: пригласили Марику Бусотэ Узулина в качестве волонтера, который бы в первую очереди переводил с русского на латышский и обратно.
Она делится собственными впечатлениями об участии в «Открытой мастерской»: «Я хотела помочь как-то помочь Украине, потому что у меня все родственники со стороны папы в Украине, в Киеве. И художница Мария Примаченко мне очень нравится, и мозаика мне нравится, и Вадим меня пригласил. Проект сам, мне кажется, удался, красивый, такой очень профессиональный. Шли люди, которые не профессионалы, но у них получилось профессионально. Это очень красивый результат, потому что я считаю, что Вадим поставил очень высокую планку, чтобы все эти работы были очень хорошего качества, материала».
«Приходили, к примеру, и внучки с бабушками, — продолжает рассказывать Вадим. Поэтому можно сказать, что проект объединил еще и поколения, — Люди провели время и с детьми, и с родителями, были и влюбленные пары, и дети с родителями, причем взрослые дети с родителями». Так среди тех, кто приходил несколько недель подряд был, например, актер Рижского русского театра им. Чехова Вадим Гроссман с мамой и с женой. Самому младшему участнику 4 года, а самому старшему 83 — разрыв почти 80 лет.
Выставка детских работ по мотивам Примаченко
Для детей в «Открытой мастерской» была отдельная полноценна программа. Она смогла появиться благодаря главе рижской детской студии Artero Евгении Айзен. Как только Евгения узнала о проекте Вадима, ей сразу захотелось принять в нем участие: «Изначально я узнала об этом проекте, конечно, сразу захотела участвовать и тому, что моя студия может в этом проекте посодействовать, я была очень рада.
Так как Вадим изначально захотел сделать детские мероприятия, то я сказала, что этим могу заняться. Посмотрев работы Примаченко, я поняла, что это очень хороший материал для детей, потому что, во-первых, они наполнены сказкой, наполнены любовью — это то, что мы должны транслировать нашим детям. Во-вторых, это хороший материал для того, чтобы привлечь внимание детей к искусству. Я уже несколько лет занимаюсь этим, веду лекции по истории искусства, и понимаю, что младшая школа — как раз очень хороший возраст, чтобы дать вот эти вот основы для восприятия живописи, для восприятия других видов искусства. Мария Примаченко, конечно, в этом плане была очень хороша. Это художник, который как раз для этого и создан, потому что она и сама работала с детьми, многие ее работы доступны для детского восприятия».
Евгения
Как для детей, так и для взрослых участие в «Открытой мастерской» стало своего рода терапией. О разности ее восприятия латвийскими и украинскими детьми Евгения рассказывает отдельно: «Украинские дети очень близко к сердцу воспринимали. Часто в работах, которые они делали, выражали все свои эмоции через рисунок. Конечно, я давала немножко теории, потом они рисовали или делали тантамареску. Но это была их возможность выразить свое отношение к происходящему. Скажем так, если взрослый еще может выразить свое отношение, то детей часто пытаются оградить, чтобы их это не касалось. Но так как это их касается, и они не могут высказаться, здесь у них была возможность это сделать. Они смотрели на Примаченко, вспоминали свои какие-то переживания, или свою жизнь, и переносили на картины. Так же и латвийские дети. Так как они сочувствуют и не всегда могут это передать словами, рисунком они могли помочь, высказывали свое отношение к происходящему. И в конечном итоге получилась детская профессиональная работа». По словам Вадим, для детских работ были сделаны специальные подложечки, чтобы картинки выделялись, чтобы их работы можно было тоже выставить профессионально. Так появилась отдельная международная выставка именно детских рисунков.
Дальнейшее путешествие мозаик по Примаченко
Сейчас передать коллекцию в Украину не представляется возможным — там другие заботы. Но организаторы не хотят терять время даром, и, чтобы коллекция пылилась на полках. Они хотят продлить ее жизнь и попробовать эту коллекцию оправить в путешествие по миру, попробовать собрать деньги на восстановление музея.
Пресс-фото/Facebook
Коллекция могла бы стать действенным инструментом — в это верят организаторы проекта. Вадим мечтает, что в итоге можно будет сказать: детская студия в Латвии собрала деньги на восстановление Украинского музея. У Вадима грандиозные цели проехать с этой коллекцией по миру, — рассказывает Рената Клепацкая. — Он хочет в Канаду ехать непременно. От одного океана до второго проехаться. И собрать пожертвования, восстановить музей на эти деньги. На данном этапе коллекция должна путешествовать». «В Америке большая украинская диаспора, — добавляет Вадим, — и она может собрать деньги для восстановления всего музея. Такой жест доброй воли для начала восстановления культурно-исторического наследия Украины».
А сейчас коллекция отправляется на ежегодную ярмарку ART RIGA FAIR, которая пройдет 21-25 сентября в башнях Zunda Towers, где помимо работ современных художников можно будет полюбоваться панорамным видом осенней Риги.