logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Польша потребует от Германии репарации

Варшава оценила свои материальные потери во второй мировой в 1,3 трлн долларов

Польша потребует от Германии репарации
Facebook партии «Право и справедливость»

В начале сентября лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что Польша приняла политическое решение о вынесении вопроса репараций в международный формат.

«Чтобы взыскать компенсацию за то, что Германия сделала в 1939 — 1945 годах», — сказал Качиньский во время презентации доклада об экономических потерях Польши во время Второй мировой войны.

Доклад, по словам Качиньского, это большая работа по анализу, доказательствам и выводам о том, какие материальные потери понесла Польша из-за нацистской Германии. Доклад составляли четыре года, а его публикацию приурочили к 1 сентября — 83-й годовщине вторжения в Польшу немецких войск.

Ярослав Качиньский — председатель и один из лидеров партии «Право и справедливость» (ПиС). Партии, находящейся сегодня в Польше у власти. Вопрос немецких военных репараций уже давно используется ПиС как внутренний политический инструмент. После победы партии в 2015 году, они не раз поднимали вопрос о необходимости выплат для поляков.

Ярослав Качиньский/Facebook партии «Право и справедливость»

Ярослав Качиньский/Facebook партии «Право и справедливость»

Однако до сегодняшнего дня это был внутренний польский вопрос. Тема репараций поднималась партией Качиньского только, когда нужно было сплотить свой электорат. С официальными заявлениями к Берлину Варшава никогда не обращалась. Теперь ситуация изменилась.

Премьер-министр Тадеуш Моравецкий объявил, что польские власти вскоре отправят в Германию дипломатическую ноту о военных репарациях.

«В ближайшее время можно ожидать дипломатическую ноту. Дипломатическая нота, которая будет подкреплена очень подробным анализом и материалами, которые не только покажут наши аргументы с моральной и исторической стороны, но также с политической и юридической стороны», — сказал журналистам Моравецкий.

Тадеуш Моравецкий/Facebook партии «Право и справедливость»

Тадеуш Моравецкий/Facebook партии «Право и справедливость»

Даже польская оппозиция во главе с Дональдом Туском, хоть и критикует ПиС и обвиняет их в «попытке использовать вопрос репараций, чтобы повысить популярность своей партии», тем не менее тоже считают, что Германия еще не до конца расплатилась за Вторую мировую.

А сами власти в Германии не раз заявляли, что все вопросы с репарациями после Второй мировой войны уже урегулированы и эту тему можно считать закрытой.

«Позиция правительства Германии неизменна: вопрос о репарациях закрыт», — заявил представитель МИД Германии Штефан Хебестреит.

Германия еще не рассчиталась с Польшей за вторую мировую?

Вопрос немецких репараций — трудный и болезненный вопрос польской историографии.

Польша была одной из самый пострадавших стран в период войны, погибли 21% населения страны (это 6 млн. человек). Так что требования о компенсации ущерба были выдвинуты уже в 1945 году, как только большая часть Европы была освобождена от нацистов.

На конференции в Потсдаме, где утверждался окончательный вопрос репараций, в финальном документе сказано, что Советский Союз уступит 15% от своих репараций в пользу Польши как своего нового союзника.

Однако меньше чем через год СССР совершил то, что в польской историографии называется «угольная оговорка»: советское правительство силой вынудило поляков подписать договор о добыче доставке угля в СССР по ценам в 10 раз ниже рыночных.

Поляки должны были поставлять от 8 до 13 млн. тонн, а еще брать все транспортные расходы на себя. Весь этот процесс был настолько нерентабельным, что нивелировал репарации для Польши.

А в 1953 году, чтобы снизить социально-экономическое напряжение в ГДР, советское правительство надавило на правительство премьера Станислава Бейрута. Польша была вынуждена отказаться от всех своих требований на репарации.

Чуть позже, в 1972 году, когда были установлены дипломатические связи между Польшей и ФРГ, снова поднимался вопрос военных репараций. Но немцы не хотели ничего слушать: Германия не признавала своего разделения на ФРГ и ГДР, а раз поляки официально отказалась от претензий к ГДР, то и к ФРГ претензий быть не может.

Польский профессор истории, работник Западного института в Познани Станислав Жерко, посвятивший много времени вопросу немецких репараций, считает, что юридический закон находится на стороне Германии, однако закон моральный находится на стороне Польши.

«Если мы будем постоянно напоминать, что этот вопрос не урегулирован на политическом, а что еще важнее, на этическом уровнях, Германии будет трудно выглядеть страной, полностью расставшейся со своим преступным нацистским прошлым. Немецкие политики, посещающие Освенцим и говорящие красивые речи, до сих пор не урегулировали вопрос о материальной компенсации за преступления, совершенные во время Второй мировой войны» — отметил профессор.

$1,3 трлн. Откуда взялась такая сумма?

Сумма в $1,3 трлн., озвученная польскими властями, колоссальна. Эта цифра — почти треть от годового немецкого ВВП, четвертой по размерам экономики мира. В годы Второй мировой весь мировой ВВП едва доходил до $8 трлн.

И тем не менее, Качиньский считает эту цифру «консервативной».

«Сумма нанесенного нам ущерба была подсчитана наиболее ограниченным, консервативным методом, она вполне могла бы быть больше», — сказал Качиньский под конец презентации доклада.

Немец Доктор Карл Хайнц Рот, самый известный на Западе эксперт по вопросу репарационных долгов Германии, считает, что этот долг не имеет срока давности и все еще остается открытым.

Одна из главных работ Рота — оценка размеров ущерба, понесенного странами от нацистской Германии в период Второй мировой войны, в том числе и оценка польского ущерба.

В конце своей работы он подчеркивает, что размер ущерба очень сильно зависит от метода оценки. В случае Польши самая минимальная оценка ущерба составляет $1 трлн. современными деньгами. Максимальная же цифра, с учетом потенциально потерянных доходов, доходит до $9,6 трлн.

«Польша никогда не отказывалась от своего права на компенсацию», — цитирует Рота «Gazeta Polska», добавляя, что, по мнению этого немецкого специалиста, «не может быть настоящего польско-германского примирения до тех пор, пока Германия не возьмет на себя ответственность за свое прошлое».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.