logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Между молотом и войной: чем живет литовский туризм?

За два года Литва лишилась 70% иностранных туристов

Между молотом и войной: чем живет литовский туризм?
Паланга. Фото: BNS

На протяжении последних двух лет туристическая отрасль Литвы переживала трудности из-за пандемии, но когда вирус наконец отступил и курорты стали оживать, планы бизнеса нарушила война в Украине.

Особенности въездного туризма

Ежегодно литовские курорты на взморье посещают сотни тысяч людей. 2022-й год не стал исключением, но в этом году владельцы отелей и гостевых домов жалуются на нехватку туристов.

Владельцы отелей и рестораторы курортной Паланги любят лишний раз погневить бога.

Год от года СМИ пестрят сообщениями предпринимателей, утверждающих, что приезжие стали тратить меньше, погода хуже, чем обычно, песок жестче, чем раньше, а вода в море холоднее, чем годом ранее.

Правда, в этот раз ситуация, похоже, действительно оставляет желать лучшего.

Так, бизнесмен Хенрикас Тауткус, владелец ресторана «Floros simfonija» — одного из крупнейших в городе — говорит, что это «первое за последние 18 лет лето, когда гостей так мало».

Статистика отчасти это подтверждает. Несмотря на то, что количество приезжих растет, отрасль оправляется после пандемии, за два года Литва лишилась 70% иностранных туристов. Такие цифры озвучили президент Национальной ассоциации туристического бизнеса Жидре Гавелене и министр культуры Симонас Кайрис. Последний говорил о посетителях музеев.

На это повлияли не только карантинные ограничения, но и война в Украине. Множество путешественников из западных стран отказались от поездок.

В первую очередь — немцы, так как небольшая балтийская республика в их представлении стала прифронтовым государством.

Свою роль сыграла и напряженность вокруг конфликта Литвы и России по вопросу транзита. Мировые СМИ всерьез обсуждали угрозу начала третьей мировой из-за решения Вильнюса блокировать поставки подсанкционных товаров в Калининградскую область.

В период за январь-июнь Литву посетили свыше 1,5 млн туристов — на 152,4% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Однако это на 13% меньше, чем в 2019 году.

Также подсчитано, что за первое полугодие турпоток увеличился на 319% по сравнению с аналогичным промежутком годом ранее. В целом страна приняла 468,18 тыс. иностранных туристов. Причина, как говорят экономисты, — эффект низкой базы.

Местный турист пошел?

По данным Департамента статистики, основной поток туристов формируют сами литовцы. На их долю приходится 70% всех путешественников.

Говоря об иностранных туристах, на первом месте стоят латвийцы, на втором — украинцы, на третьем — поляки, на четвертом — белорусы, а на пятом и шестом — британцы и немцы.

Правда, когда речь идет о выходцах из Украины, нужно учитывать, что львиная доля — это беженцы. Но даже несмотря на это, украинцев в гостиницах и хостелах Литвы в этом году все равно меньше (-5,5%), чем в 2019-м.

С другой стороны, на одних местных туристах долго не протянешь. Во-первых, они тратят в разы меньше денег, чем иностранцы, особенно если речь идет о приезжих из Западной Европы или России и Беларуси. Во-вторых, поскольку границы уже открыты, литовцы постепенно начинают отдавать предпочтение другим направлениям — Италия, Испания, Турция, Греция.

«Самый большой кризис переживают наши пляжные курорты. Вот, например, Паланга: если в январе 2022 года турпоток увеличился на 78% по сравнению с 2019 годом, то в апреле она приняла уже на 12% больше, а в мае — на 1% меньше, чем в 2019 году. И это очевидно — как литовцы, так и иностранные туристы с отменой ковидных ограничений выбирают другие курорты — за рубежом», — говорит вице-президент Литовской ассоциации делового туризма Удрюс Армалис.

Вице-президент Литовской ассоциации делового туризма Удрюс Армалис. Фото из личного архива

Вице-президент Литовской ассоциации делового туризма Удрюс Армалис. Фото из личного архива

Неринга же в период за январь-июнь приняла на 16% меньше туристов, чем за аналогичный период в 2019 году.

«Неринга теряет не только иностранных туристов (на 70% меньше, чем в 2019 году), но и литовцев, которые для своего отдыха выбирают другие курорты. Для Неринги этот сезон даже хуже, чем сезон 2021 года. В 2022-м поток туристов был на 21% меньше, чем годом ранее», — констатирует Армалис.

Он указывает на проблему оттока российских, белорусских и украинских туристов. Традиционно они составляли свыше 30% приезжих. Многие из них отдыхали именно в Паланге и Неринге.

Цены кусаются

Помимо прочего, жителей Литвы отпугивает доступность гостиниц на взморье. Точнее — ее отсутствие.

Нерингу в шутку называют самым дорогим курортом в мире. Средняя цена за одну ночь на booking в более-менее приличном отеле или апартаментах здесь варьируется от 150 до 200 евро и выше.

И это без учета обязательного экологического сбора в размере 30 евро, если вы приезжаете на машине, а также платы за билет на паром (18,3 евро туда-обратно).

«Моя зарплата с вычетом налогов составляет около 1 100 евро. Мужа нет. Я воспитываю ребенка одна, снимаю квартиру. С учетом коммунальных в холодный период стоимость может достигать 400-500 евро. В теплое время, конечно, меньше, но лето у нас короткое — пройдет быстро, — говорит клайпедчанка Ксения, сотрудница логистической фирмы. — Далее мы прибавляем расходы на ребенка, продукты питания, топливо, базовые услуги и получается, что зарплаты просто не остается. По крайней мере, отпуск позволить себе ты уже точно не можешь — даже на местных курортах, ведь СМИ сами писали и признавали, что в условной Паланге недельный отпуск обойдется семье в 1 300 евро. Это космическая сумма. При этом, наверное, надо подчеркнуть, что зарплата у меня — выше, чем средняя по стране. Если раньше получалось откладывать, сейчас это удается делать с трудом. Спрашивается, что же это за зарплата выше среднего, если ты не можешь позволить себе отпуск дома?» — сетует собеседница.

Паланга. Фото: BNS

Паланга. Фото: BNS

В конце мая Департамент статистики действительно объявил, что стоимость недельного отдыха в Литве (без упоминания конкретного курорта) для семьи из четырех человек составит около 1 300 евро. За последние три года средняя цена на такой вид времяпрепровождения подскочила почти на 40% — на 520 евро.

Несмотря на уменьшение числа туристов, снижать цены бизнес не торопится.

Ретроспектива

Критики представителей турсектора любят указывать на то, что те жалуются на жизнь год от года. В этом смысле жизнь на взморье стабильна. Laisvės TV даже сделал нарезку заголовков за последние десять лет, где видно, что в большинстве случаев отельеры и рестораторы чуть ли не каждый год повторяют, что этот сезон выдался неудачным.

Парадокс в том, что 100 лет назад ситуация разворачивалась похожим образом. Если верить тогдашней прессе, владельцы гостевых домов любили жаловаться на жизнь и в межвоенное время. Так, известный литовский журналист-путешественник Пульгис Андрюшис в 1937 году писал, как те, кто сдает в аренду комнаты в Паланге, говорят, что «такого плохого сезона давно не было».

Пульгис Андрюшис

Пульгис Андрюшис

Что касается Неринги, которую известный литовский путешественник Людас Дапкус пару лет назад, окрестил самым дорогим курортом в Европе, то и в межвоенное время здесь было недешево. Правда, многое зависело от города. Главным центром притяжения состоятельных туристов долгие годы был городок Юодкранте, а не Нида. Зато в домах рыбаков, которые также сдавали комнаты, при желании отдохнуть можно было в разы дешевле, чем в гостиницах.

Журналист Андрюшис пишет, что в Неринге высокие цены, а отели заполнены иностранцами. А вот в деревушках Пярвалка и Прейла, где в основном живут лишь одни рыбаки, комнату можно снять за 5-6 литов в день.

«Особенно рекомендуется остановиться у рыбаков Пярвалки или Прейлы, где, заплатив 5-6 литов в день, можно получить чистую удобную комнату и хорошее питание. В этих деревнях нет курортного шика, но лучшего места для отдыха здесь не найти. Скучать здесь также не придется, поскольку милые рыбаки стараются найти всевозможные развлечения — они будут катать вас на лодках по морю или заливу, помогут найти место, чтобы понаблюдать за лосями», — писал он в конце 30-х.

Пляж Неринги. Фото: BNS

Пляж Неринги. Фото: BNS

Чтобы понять, как цены в межвоенные годы соответствуют нынешним, можно привести пример: в 1930-е средняя зарплата квалифицированного работника за восемь часов составляла 11,6 литов, неквалифицированного — 8,6 литов. Один килограмм свинины в 1937 году стоил 1,4 лита, говядины — 65 центов, десяток яиц — 85 центов, литр молока — 15 центов, один килограмм картофеля — четыре цента, а черного ржаного хлеба — 25 центов.

Между тем в Ниде и Юодкранте в это время отдыхали люди зажиточные. В основном — немцы. Они генерировали основной поток туристов. Кстати, как и в наши дни — до пандемии. Среди самых известных туристов можно назвать основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, писателя Томаса Манна, художника Эрнста Молленхауера и других.

Количество приезжих в межвоенные годы также не сравнится с нынешними потоками. Неринга, например, в 1930-е ежегодно принимала около 10 тыс. путников, и это считалось немало, а в 2000-2020 года полуостров ежегодно посещали порядка 500 тыс. туристов.

Туристическая отрасль создает порядка 2,9% ВВП Литвы — это около 1,2 млрд евро. По данным министерства экономики и инноваций, в Литве насчитывается 252 компании, которые задействованы в сфере туризма.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.