Последние месяцы инфляция в Литве бьет все рекорды, однако правительство не торопится с принятием большого числа мер и действует осторожно, но незаметно для жителей. Доктор экономических наук Альгирдас Барткус объясняет, почему такая стратегия может сработать.
Как и любое явление в сложных системах, какими являются общество и экономика, инфляция — это порождение нескольких факторов. Здесь нет простой причинно-следственной связи, поэтому мы рассмотрели основные из этих связей, чтобы картина стала яснее.
Ковид, зима, война и газ
В период пандемии COVID-19 государства для того, чтобы обезопасить людей, стали вводить карантины. Это привело к замедлению экономик по всему миру. Кроме того, многие люди стали копить деньги и откладывать покупки на потом, что создало отложенный спрос.Как только страна выходила из «ковидного» режима, экономика начинала расти, а вместе с ней спрос и цены.
«В Азии спрос начал расти с начала прошлого года, когда страны этого региона начали снимать ограничения, связанные с COVID-19. Это стало разгонять цены на энергоресурсы. Литва вышла из политики карантинов только осенью 2021 года, когда цены на энергоресурсы в мире уже были высокими. Тогда было отложено заполнение нашего газового терминала на осень, но цены так и не снизились. Вдобавок, зима 2021-2022 годов выдалась очень холодной, что потребовало больше газа. В феврале же началась война в Украине, которая привела к отказу от российских энергоресурсов и поиску других поставщиков с уже мировыми ценами», — рассказывает доктор экономических наук Вильнюского университета Альгирдас Барткус.
Доктор экономических наук Альгирдас Барткус
Таким образом, цепь событий привела к увеличению цен на энергоресурсы для Литвы, а когда дорожают они, то дорожает всё. Российскую нефть получилось заменить другими поставщиками, то же касается и угля. Но газ в данном случае является очень сильным триггером инфляции, поскольку процесс его замены дольше и дороже. Не нужно забывать и об отказе от импорта других товаров и стройматериалов из России и Беларуси, это также привело к переоценке многих позиций на рынке.
«Когда в июле ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) сообщила о повышении добычи нефти, цены стабилизировались. Мы видим, что это уже повлияло на бензин. Цены на него пошли вниз и февральских максимумов больше не должно быть. Что же касается газа, нужно время чтобы цены стабилизировались», — резюмирует эксперт.
Всматриваясь в соседей
В среднем в странах Восточной Европы прирост цен гораздо выше, чем в странах Западной Европы. Это связано в том числе с тем, что первые раньше вышли из «ковидного» режима экономики, чем вторые. Хорошим маркером в данном случае является показатель ВВП.
Инфляция в еврозоне
«Сравнивать нынешнюю ситуацию с «ковидными» годами бесполезно, потому что экономики не работали в полную силу. Если же взять первый квартал 2019 года и первый квартал 2022 года, то мы увидим следующую картину. ВВП Германии вырос на 1 %, Италии — на 1 %, Испании — на 2,63 %, но Литвы — на 9 %! То есть они еще стоят на месте, а мы уже двигаемся вперед, что также отражается на ценах. В Западной Европе будто нажали на педаль газа, но машина еще не поехала. Соответственно, и инфляция у них отложена», — констатирует экономист.
Также играет роль эффект базы. Раньше, «Газпром» устанавливал разные цены на газ для стран Европы. Сейчас же ЕС будет закупать газ на свободном глобальном рынке по мировым ценам, которые выше российских.
Получается так, что все страны будут покупать энергоресурсы по примерно одинаковым ценам, что вызовет рост цен, но уровень цен и жизни в странах Европы не одинаков, соответственно переоценка будет чувствоваться по-разному.
«Франция и Литва сейчас покупают газ по одной и той же цене, но уровень цен в этих странах разный. Например, возьмем хлебопекарный завод. И во Франции, и в Литве затраты на выпечку в связи с подорожанием энергии вырастут на 10 центов. Но если во Франции хлеб стоил условно 2 евро, а в Литве 1 евро, то после переоценки, во Франции хлеб будет стоить 2 евро, 10 центов (больше на 5 %), а в Литве 1 евро, 10 центов (больше на 10 %). Чувствуете разницу?», — приводит пример Альгирдас Барткус.
Некоторые хвалят Польшу за то, что та снизила налоги, чем охладила инфляцию. Однако, и там она набирает обороты, на июль этого года инфляция составила 15,6 %.
«То, что сделала Польша — помогло. Но это дает краткосрочный эффект. Рано или поздно налоги придется вернуть и тогда цены вырастут сильно и сразу. Более того, когда правительство снижает или отменяет НДС к примеру, то продавцы снижают цены не на всю величину отмененного налога, они оставляют запас на будущее. Когда же налоги вернутся, то цены вырастут выше величины налога, поскольку изначально были с запасом. Хорошо, что мы этого избежали», — поясняет эксперт.
Любим своё, за что и платим больше
Цены в среднем выросли на 20-21 %, еда подорожала на 28,5 %, хлеб — на 30 % , мясо — на 20 % , рыба и морепродукты — на 17 %, но молочная продукция выросла на 43 %. При этом местная продукция зачастую дороже импортной.
«Литовцы не могут обойтись без молочных продуктов. Для них отечественные продукты, особенно молочка — это какая-то религия. Местные производители в свою очередь пользуются лояльностью граждан, поэтому прирост цен на их продукцию выше, чем на импортную, например, из Польши» — делится экономист.
Что делает правительство и что можно сделать
Поскольку Литва — часть Евросоюза, то ее монетарно-валютной политикой управляет Европейский центральный банк. Недавно он поднял ключевую ставку с 0 % до 0,5 %, что вдвое больше, чем планировал раньше. Это универсальная мера, которая позволяет охладить активность экономик, сделать кредит более дорогим и соответственно снизить инфляцию. Но эффект от нее будет ощутим через 2-3 квартала.
В самой Литве, кроме субсидирования бытовых потребителей электроэнергии, никаких специальных мер по борьбе с инфляцией пока не принимается. Международный валютный фонд также считает, что они пока не требуются, но нужно внимательно следить за ситуацией. Еврокомиссия же прогнозирует снижение инфляции в следующем году до 5,1 %
«В данной ситуации инфляция вызвана подорожанием энергоресурсов, реальный розничный оборот остается в пределах нормы, поэтому нет смысла в выплате дополнительных пособий людям. Также, на мой взгляд, не стоит широко субсидировать покупку энергоресурсов. Показательна динамика цен на дизель/бензин, цены выравниваются сами. На примере Польши мы увидим, что понижение налогов — мера ошибочная и временная, поэтому налоги в Литве стоит оставить на том же уровне. В целом, политика нашего правительства довольно взвешенная, не популистская. Премьер Шимоните — экономист и понимает, что делает. Если дальше не будет никаких больших потрясений, то ситуация начнет выравниваться к концу года», — резюмирует Альгирдас Барткус.