Недавно улаженная ситуация с транзитом вспыхнула новым пламенем. Решение банка фактически ведет к приостановке транзита, поскольку Россия не сможет заплатить за него. Ждет ли Москву и Вильнюс новая конфронтация?
28 июля стало известно, что временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь уже направил ноту протеста в литовский МИД, однако последний в лице министра Габриэлюса Ландсбергиса считает, что это лишь повод для Москвы создать иллюзию давления на Литву. Таким образом, Литва взяла паузу, а Россия потребовала решить данную проблему до сентября. Впрочем, в России не уточнили, что в противном случае грозит Литве.
«Санкции ЕС против России не запрещают полностью банковские операции между нашими странами. Юридически «Шауляй Банк» может проводить данные сделки, никакого запрета на это нет. То есть формально, со стороны, это отдельная инициатива частного банка, который имеет на это право», — рассказал «Новой газете. Европа» профессор экономики Вильнюсского университета Альгирдас Барткус.
Альгирдас Барткус, профессор Вильнюсского университета
В рамках санкций Европейский союз отключил от SWIFT несколько основных российских банков («Сбербанк», «ВТБ» и др.), однако денежные переводы и расчеты все равно возможны, только с увеличенными денежными и временными издержками.
«России не дотянуться до нас. Газовый шантаж на нас не действует, поскольку мы избавились от этой зависимости. В 2014 году контрсанкции, введеные правительством премьер-министра Медведева, уменьшили объем поставляемых в РФ литовских товаров, что привело к снижению их доли в нашем экспорте до 1,7 %. Большая часть литовского экспорта в Россию — это реэкспорт, поэтому сама Литва, ее производители и продавцы не сильно зависимы от России», — подчеркивает экономист Барткус.
С апреля этого года Литва полностью отказалась от российского газа, поскольку использует плавучий терминал сжиженного природного газа «Independence», находящийся в Клайпеде, который полностью обеспечивает ее нужды. Однако, как говорят некоторые эксперты, мощности этого терминала не хватит на все страны Балтии.
«Independence» — плавучая регазификационная установка в составе Клайпедского регазификационного терминала. Фото: Wikipedia
Альгирдас Барткус также вспоминает ситуацию с газовой турбиной. 16 июня «Газпром» снизил уровень поставок по трубопроводу «Северный поток» до 40% от номинальной мощности, сославшись на невозможность возвращения с ремонта из Канады газовой турбины Siemens в cвязи с санкциями.
Германия начала с Канадой переговоры о разрешении вывоза этой турбины и добилась этого. В июле она была доставлена в Германию и подготовлена к транспортировке и установке, однако Москва медлит с этим вплоть до сегодняшнего дня, сваливая все на Берлин и продолжая уменьшать объемы прокачки газа.
«Таким поведением Россия позволяет принимать подобные меры в отношении себя», — считает экономист.
Профессор предполагает связь между разрешением калининградского транзита и согласием России на разблокировку украинских портов. 13 июля Еврокомиссия разрешила железнодорожный транзит в Калининград, введённый месяц назад. 22 июля Россия подписала соглашение по вывозу зерна из портов Украины.
«Ситуация с «Шауляй банком»– это еще один способ надавить на Россию, это призыв к переговорам, призыв опомниться. Посудите сами, у Европы не так много рычагов повлиять на Россию. Да, мы забрали технологии, ушли компании, закрываются заводы, но российское руководство этого не замечает. Политикам не важно благополучие отдельных миллиардеров и чиновников, но вот благополучие отдельного региона, обычных людей не может их не волновать. А Калининградская область — это развитый регион, с миллионным населением. И здесь территориально надавить могут только граничащие с ней страны — Польша и Литва. Только они могут осуществить блокаду, если дать им такую возможность. Поэтому этот транзит — важный козырь в переговорах с РФ», — говорит эксперт.
Стоит отметить, что в решении «Шауляй банка» есть оговорка. Банк готов проводить платежи с Россией, если они служат гуманитарным целям или исполнению государственных функций.
Соответственно, решение банка не является абсолютным запретом.
«Возможно, вскоре банк передумает или сделает исключение и не будет прямой связи с событием, которое на это повлияло. В данном случае, экономика, как это часто бывает, прикрывает политику. Мотивация Литвы понятна — зарабатывание авторитета, политических очков на европейской и мировой арене, желание помочь соседям в борьбе с газовым шантажом», — подытоживает эксперт.
Источник: «Новая газета. Европа»