logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Подготовленных специализированных убежищ в Эстонии нет

Военные убежища советского периода практически разрушены, а современные так и не построили

Подготовленных специализированных убежищ в Эстонии нет
Фото: спасательный департамент Эстонии

С первых дней войны в Украине люди интересуются, где можно укрыться в случае военной угрозы. Эксперты напоминают, что в каждой семье должен быть тревожный или экстренный рюкзак на случай любых экстренных ситуаций. И если собрать такой рюкзак под силу любому человеку, то найти место, где с ним укрыться, уже не так просто.

Подготовленных специализированных убежищ в Эстонии нет. Военные убежища советского периода практически разрушены и не соответствуют реалиям времени, а современные так и не были построены.

В частности в столице Эстонии, Таллинне, нет метро, а многие районы и пригороды застроены малоэтажными домами, многие из которых не имеют подземного паркинга, а подвалы зачастую маленькие и сырые.

Самым эффективным местом, способным защитить людей от прямого попадания снаряда является бункер. Обычно бункеры строятся под землей, стены и дверь в них толщиной в несколько метров. Такие помещения оборудованы системой жизнеобеспечения, включая воздухообмен, источники электричества и воды. В убежище есть туалет, места отдыха и приготовления пищи, люди могут длительное время пережидать внешние угрозы.

Бункеры использовались во время Второй Мировой войны для размещения командных центров, складов боеприпасов и других важных военных объектов.

Во время холодной войны эти же бункеры использовались на случай ядерной войны, в частности для укрытия правительств и стратегических войск, а в самых больших были размещены аэродромы и транспортные ангары.

В Таллинне в районе Пирита-Козе можно посетить сохранившийся двухуровневый советский бункер «Орбита». Внутри когда-то была налажена автономная система жизнеобеспечения — вентиляционная установка, насосная, канализация, водопровод и дизельные электрогенераторы. Сейчас можно лишь говорить о развалинах убежища, фактически об историческом памятнике, в случае реальной угрозы оно едва ли поможет спастись. Многие другие убежища находятся в частной собственности и посетить их невозможно.

В 2018 году Министерством внутренних дел Эстонии в сотрудничестве с государственной канцелярией было разработано положение о защите гражданского населения. Было предложено создать специальную команду, отвечающую за разработку единой системы оповещения и сети бомбоубежищ. Данный проект, безусловно, требовал существенного финансирования из государственного бюджета.

На тот момент правительство сочло вероятность военной угрозы минимальной, а вложение денег в проект нецелесообразным.

В настоящее время ситуация фактически повторяется.

«Подготовка бюджета на 2023 год начнется только осенью, точно сказать, будут ли выделены деньги на разработку мест укрытий, пока нельзя», — говорит Леа Вайнульт, советник по государственной защите отдела готовности к чрезвычайным ситуациям Спасательного департамента.

«Сегодня действует решение правительства Республики о том, что в Эстонии не будут создаваться отдельные убежища, то есть специально предназначенная для укрытия инфраструктура, а при необходимости будут использоваться подземные части существующих зданий, например, подвалы, автостоянки», — добавляет она.

Ранее в СМИ сообщалось, что министерству внутренних дел в 2022 году был выделен дополнительный бюджет в размере 62 млн евро, из которых 23 млн пошли на защиту населения и укрепление внутренней безопасности, в том числе на создание убежищ.

Из ответа советника по государственной защите так и не ясно, о каких помещениях шла речь.

Пока же жителям Таллинна предлагается ознакомиться с интерактивной картой городских зданий, пригодных для временного укрытия.

13 июня вход в паркинг под площадью Вабадузе был отмечен специальным знаком. Синий треугольник на оранжевом фоне с надписью «varjumiskoht» («место для укрытия») означает место, где люди могут спрятаться в случае появления внешней угрозы.

Вайнульт поясняет :«Подземная парковка под площадью Вабадузе вмещает около 500 человек. Парковка подходит для укрытия от внешних угроз, например, опасная погода (очень сильный ветер, град, шторм), но также парковку можно использовать и для укрытия во время военного нападения, так как она находится под землёй, у неё закрываются двери и нет окон. Парковка не защитит от прямого попадания ракеты, так как над ней не находятся постройки».

Для эвакуации стоит рассмотреть паркинги жилых домов, торговых центров, а также подвалы многоквартирных домов.

Например, многие дома, построенные в начале прошлого века, пережили бомбежки первой мировой войны. Дома, построенные в советское время, имеют подвалы, а частные дома — погреба.

Большую проблему составляют новые одноэтажные строения без подвалов. Жителям таких домов потребуется время для поиска подходящего места для укрытия.

Надо понимать, что укрытие в подземных помещениях города может быть только кратковременным, в старых подвалах холодно и сыро, автомобильные паркинги не имеют хорошей теплоизоляции и подвержены риску затопления при длительных обильных осадках. Поэтому помимо создания тревожного чемодана целесообразно заранее оценить подземное помещение своего дома и снабдить его всем необходимым.

Что делать в кризисных ситуациях и как подготовиться к ним можно узнать на сайте olevalmis.ee или в приложении для смартфонов «Будь готов».

Еще одной очень важной составляющей безопасности гражданского населения является единая действующая система оповещения людей об опасности. К сожалению, в Эстонии ее нет.

На данный момент система оповещения существует только в порту Мууга, в Силламяэ, где хранятся опасные вещества. Однако Леа Вайнульт сообщает, что эта проблема в скором времени будет решена: «В Эстонии планируется создать общенациональную сеть сирен (первоначально в 16 самоуправлениях), сегодня готовится закупочная документация, в этом году планируется заключить договор, а к августу следующего года установить сирены».

Создание такой сети ведет за собой необходимость повышения грамотности и информированности населения. Услышав сирену, человек должен четко понимать, что и как ему делать. Без базовых знаний люди могут впасть в панику и вовлечь в нее всех окружающих.

Фото: facebook.com/paasteamet

Фото: facebook.com/paasteamet

Ирина приехала в Эстонию в конце марта, сейчас она проживает на лайнере Tallink вместе с другими военными беженцами. Девушка уверена, что нахождение в стране, являющейся членом НАТО, является гарантом ее безопасности: «Если бы Украина была в составе НАТО, Россия бы не осмелилась напасть на нас». Война научила девушку, что делать и куда бежать при появлении сигнала воздушной тревоги, правда в настоящий момент ее знания ей не помогут — сирены еще не установлены, а доступ в большинство подземных паркингов в округе ограничен пользователями парковки.

Житель Таллинна Лаури сомневается, что в стране нужно строить специализированные убежища.

«Мы были сильно напуганы в первое время. Россия имеет в своем арсенале ядерное оружие, и если они решат уничтожить всех нас, никакие убежища нам не помогут. Опыт Украины показывает, что можно успешно спасаться в подвалах жилых домов. Не думаю, что стоит тратить и без того невысокий бюджет на постройку бункера, в котором разместится очень маленькое число людей, и я подозреваю, не из числа простых жителей».

Совершенно противоположное мнение высказывает Мария, она переехала с семьей в Эстонию из России пять лет назад.

«С первых дней войны, безусловно, возникло чувство беспокойства из-за слишком близкого соседства, но я это все списывала на чрезмерную собственную тревожность. Теперь мне все больше кажется, что они там совсем в неадеквате и могут запросто решить пойти нас спасать, тем более риторику, что мир не любит русских, все больше и больше накручивают.Я не очень понимаю, что это за тема с помощью от НАТО. Время, за которое они доберутся со всей своей техникой и будут способны нас защищать, измеряется в днях, а то и в неделях. За это время Эстонию можно просто сравнять с землей. Я была просто уверена, что убежища существуют, потому что везде висят фото, как, например, улица Харью пострадала от бомбежки во время Второй Мировой войны, как разрушили тот или иной обьект.Я была уверена, что уж после такого люди взяли и построили убежища, а мы просто о них не знаем».

«Создание мест укрытия — это очень долгий процесс, — говорит Вайнульт, — например, в Финляндии, этим занимались всё послевоенное время после Второй Мировой войны, а это десятилетия. Создание отдельных убежищ для всего населения — это не вопрос месяцев или лет, а непрерывный процесс, растянувшийся на десятилетия».

Эстония, судя по всему, включаться в этот процесс пока не торопится.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.