logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«За несколько часов — больше тысячи комментариев, в том числе с оскорблениями»

Почему попытка делать бесплатные стрижки беженцам в Латвии не нашла поддержки

«За несколько часов — больше тысячи комментариев, в том числе с оскорблениями»
Иллюстративное фото

Рижский салон красоты Nevi закрыл инициативу по бесплатной стрижке украинцев из-за отсутствия общественной поддержки. Многочисленные публикации в СМИ не помогли найти финансирование на благотворительный проект. Рассказываем историю парикмахеров, которые боролись за возможность помогать беженцам и не справились с нагрузкой.

Салон Nevi — уютное место на улице Антонияс в центре Риги. Нежно-лиловые стены, торшеры из IKEA, возможность погрузиться в кресло и ни о чем не думать, пока мастер заботится о твоих волосах или делает покрытие для ногтей. Но даже на будни этого заведения повлияла война: в марте, когда в Латвию начали прибывать украинские беженцы, сотрудница Nevi Элина Краузе решила, что надо нанять их на работу.

«Я подумала: «А почему бы и нет?» У нас были вакансии мастера маникюра, парикмахера и косметолога, и неплохо было бы заполнить их, пусть даже временно», — рассказывает она. Салон разместил объявление в Государственном агентстве занятости и получил много звонков. Одной из звонивших была Юлия из Харькова, которая сейчас работает у в Nevi маникюршей, а другой — Оксана, парикмахер.

«Когда Юля пришла на работу, у нее ужасно облез гель-лак. Женщина, конечно, пыталась это скрыть, но все равно было видно, и я предложила снять его бесплатно. Юля расплакалась, я представила себе, что она чувствует. Еще она сказала, что никогда не думала, что ей придется просить помощи», — вспоминает Элина.

Краузе запостила в Facebook и Instagram об инициативе и была удивлена, когда встретила негативную реакцию. «За несколько часов появилось больше тысячи комментариев, в том числе с оскорблениями в мой адрес», — говорит она.

Несмотря на это, в апреле сотруднице Nevi пришла в голову еще одна идея: почему бы не предложить украинским беженцам бесплатную стрижку: «Ведь дети должны ходить в школу, а взрослые хотят устроиться на работу. Было бы неплохо помочь им выглядеть лучше, подарить ощущение радости и надежду, что все будет хорошо».

Отклик на новое объявление был огромным, мастера обслуживали по десять украинских беженцев в день. Через пару недель Краузе поняла, что салон не справляется — ведь нужно же еще и платить зарплату работникам.

На просьбу поддержать гуманитарный проект подписчики салона не отреагировали, поэтому специалисты по красоте связались с телевизионной программой «Студия 4». Сюжет журналистов подхватили все другие латвийские СМИ, например, Delfi и TVNET.

«С нами начали связываться люди, которые хотели помочь. Латвийская семья из Люксембурга пожертвовала 400 евро, 150 евро — житель Латвии из Нью-Йорка и 50 — донор из Латвии. На общую сумму 600 евро мы продолжили проект помощи украинским беженцам. Часть суммы направили на помощь дому престарелых и детскому дому, где они жили. Если вы спросите, сколько всего мы подстригли людей, я бы сказала, больше ста», — отмечает Краузе.

Отзывы украинских беженцев о бесплатных стрижках. Фото предоставлено салоном Nevi.

Отзывы украинских беженцев о бесплатных стрижках. Фото предоставлено салоном Nevi. 

Сотрудница Nevi подчеркивает, что благотворительный фонд Ziedot.lv, координирующий поддержку украинским беженцам, категорически отказался оказывать финансовую помощь, «потому что это было бы несправедливо по отношению к другим жертвователям».

Глава фонда Рута Диманта еще в апреле прокомментировала, что Ziedot.lv собирает деньги именно для украинцев, и доноры могут быть недовольны, что средства направляют конкретной латвийской парикмахерской.

Позже некоторым местным компаниям, запустившим благотворительные акции для украинцев, удалось получить поддержку от государства. Например, компенсацию своих услуг получают ветеринарные клиники, обслуживающие питомцев беженцев.

«Мы делаем то, что можем — вакцинируем животных, оформляем им паспорта, отказываем неотложную помощь, ставим чипы-транспондеры», — рассказал «Новой газете. Балтия» руководитель «Ветеринарной клиники доктора Макарова» Александр Макаров. На сайте Propozycii.lv, агрегирующем информацию о поддержке украинцев, желтая плашка «финансирование от государства» также стоит напротив медицинских клиник, стоматологий и детских садов. Но не парикмахерских.

Проект Nevi работал на фоне критики местных жителей.

«Их логика была такая: «Если ты делаешь добро, то делай, зачем просить помощи у других». Многие говорили, что салону и его сотрудникам нужна только реклама. Также были люди, которые жаловались, что граждане Латвии у нас не стригутся бесплатно — тогда почему эту услугу бесплатно должны получать украинцы? Из реакции общества стало ясно, что поддерживать беженцев услугами, касающимися эстетики и красоты, они считают излишним», — резюмирует Элина Краузе.

Краузе понимает, почему многие жители Латвии в целом скептически отнеслись к тому, чтобы принять украинских беженцев.

«Это не значит, что наши граждане плохие, но мы в принципе часто живем на минимальную зарплату, которой не хватает на оплату квартиры, коммунальных платежей, ежемесячных счетов, лекарств и продуктов. Конечно, люди обижаются, когда видят вокруг лозунги «Пожертвуйте народу Украины», и остаются раздраженными, потому что большинству почти нечего пожертвовать», — говорит сотрудница Nevi.

Фото предоставлены салоном Nevi

Фото предоставлены салоном Nevi

Благотворительная акция продлилась месяц. После этого жертвователи практически прекратили поддерживать проект, ресурсы салона тоже исчерпались. Но Элина Краузе сохраняет позитивный настрой: «Это был отличный опыт, мы познакомились с украинскими беженцами. Мы благодарны за то, что они приняли нашу помощь, и, может быть, мы дали им немного надежды на светлое будущее. Я благодарю наш салон и людей, которые поддержали доброе дело, а также тех, кто пожертвовал предметы гигиены, праздничные принадлежности и игрушки в дом престарелых и детский дом».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.