Санкции против российских компаний и отдельных граждан вполне оправданы на фоне агрессивной политики, которую в Кремле проводят как к соседним странам, так и к собственному населению. Однако европейская санкционная машина весьма неповоротлива и зачастую под ее маховик могут попасть совершенно невиновные люди. Мы пообщались с 36-летним Александром Петровым, гражданином РФ, проживающим в Литве уже более 8 лет.
Проблемы начались год назад
Александр признается, что после скандального дела с отравлением Скрипалей в Великобритании, где в покушении на убийство бывшего российского спецагента были замешаны сотрудники ГРУ России, он забеспокоился. Причина оказалась банальна. У нашего собеседника и незадачливого российского шпиона оказались полностью идентичными имя и фамилия: Александр Петров. Сразу никаких проблем не возникло, но около года назад случился первый неприятный инцидент. Александру нужно было переслать небольшую сумму своему знакомому через банк. Деньги отправить удалось без проблем. А вот от получателя стали требовать информацию о том, почему он получил средства, кем ему приходится Александр Петров, а также все персональные данные отправителя. Свое решение они объяснили «борьбой с терроризмом». После этого случая такие проверки стали регулярными.
Александр Петров
Александр учится в Вильнюсском бизнес-колледже, работает бухгалтером-фрилансером. При сотрудничестве с одной из международных скандинавских компаний он не мог получить заработанные средства в течение нескольких недель. Банки полностью заблокировали перевод и требовали не только дополнительные документы, подтверждающие личность, но и копии вида на жительство.
Службы доставки отказываются доставлять товар
Аналогичные проблемы возникли и со службами доставки. В компании DHL у Александра также потребовали копии всех возможных документов и только после этого согласились доставить посылку. Теперь, чтобы избежать излишней волокиты, он уже заранее прикладывает все возможные бумаги при оформлении любых заказов из интернета. Александр удивляется, почему система настолько не организована. Ведь банки уже получали от него неоднократно подтверждения личности и можно было бы сохранить эту информацию один раз и не подвергать человека постоянному унизительному ожиданию в процессе очередной проверки документов.
Хотел даже сменить имя
Александр признается, что в один момент он даже всерьез подумывал о том, чтобы сменить имя, поскольку подобная волокита не только утомляет, но и наносит серьезный ущерб его репутации. Когда он по роду своей работы должен получить оплату от клиентов, банки задают им неудобные вопросы и требуют дополнительные данные. Пояснения, что это связано с борьбой с терроризмом пугают потенциальных клиентов, и, безусловно, наносят серьезный вред репутации честного и ни в чем невиновного бухгалтера.
Что говорят официальные лица?
Мы обратились за официальным комментарием касательно этой ситуации в Банк Литвы. Там нам сообщили, что применение санкций выходит за рамки надзора регулятора. Все участники финансового рынка должны самостоятельно проверять не включено ли физическое или юридическое лицо в санкционный список. При этом в Банке Литвы уточнили, что в случае возникновения проблем, потребитель в первую очередь должен обратится к своему поставщику финансовых услуг. В случае, если на локальном уровне вопрос не будет решен, он имеет право обратится в Банк Литвы. Каждая жалоба будет рассмотрена индивидуально.
Александр в Банк Литвы еще не обращался, но попытки узнать информацию в службах безопасности коммерческих банков не увенчались успехом. Они объясняют это «стандартной процедурой безопасности», которую отказываются комментировать физическому лицу. Финансовое учреждение, где находится счет Александра, уже не запрашивает дополнительных данных. Но переводы денег в другие банки или получение средств оттуда требует постоянного подтверждения личности, а сама процедура может затянуться на неопределенный срок.
Не один такой
Этот случай вовсе не единичный. Наши коллеги из других изданий уже описывали ситуацию с учителем из Каунаса Сергеем Козловым. Его счета, в том числе зарплатные, были заблокированы, поскольку его имя и фамилия совпали с именем и фамилией «премьер-министра» непризнанной Луганской народной республики. Подобная бюрократия показывает, что санкции работают, но они могут серьезно осложнить жизнь и испортить репутацию обычным гражданам.
Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше всего обратится в МВД и получить официальное подтверждение, что человек или юридическое лицо не находится под санкциями. Также можно подать заявление в Банк Литвы и этот вопрос рассмотрят в индивидуальном порядке. Сколько времени может занять поход по всем инстанциям неизвестно. Возможно, некоторым людям, таким как Александр, проще будет изначально ко всем переводам прикладывать копии документов, чем обивать пороги вышестоящих государственных служб без всякой уверенности, что это сработает.