logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Украинских беженцев в Латвии просят покинуть отели

Государство продлило срок помощи на 30 дней, которые пролетят со свистом

Украинских беженцев в Латвии просят покинуть отели
Zane Bitere/LETA

«Крик о помощи! Выселяют из гостиницы, так как срок пребывания заканчивается. Семья из четырех человек. Срочно снимут 2-3-комнатную квартиру в Риге со всей необходимой мебелью». Это недавнее объявление, размещенное в «фейсбучной» группе «Украинцы в Риге», далеко не единственное.

Главная тенденция июня — владельцы рижских гостиниц просят украинских беженцев освободить номера.

«Этот месяц пролетит со свистом»

Правительство Латвии изначально обозначило срок оказания поддержки в жилье и питании беженцам из Украины в 90 дней. Для первых из них, приехавших в Латвию, он истек уже в конце мая. Не так давно правительство одобрило решение о продлении первичной помощи беженцам до 120 дней, но не более, чем до конца этого года. Законопроект также предполагает возможность для украинцев, которые не смогут найти себе жилье, получать поддержку в размещении и после 120-дневного периода, но опять же не дольше, чем до 31 декабря. Однако проблема с жильем для беженцев оказалась одной из самых актуальных.

– Мы собирали глав некоторых самоуправлений, негосударственные организации, такие, как наша, и представителей министерства внутренних дел, чтобы как раз обсудить проблему «90 дней» — что будет на 91-й день, — говорит координатор волонтерского движения общественной организации Tavi draugi Ириша Могир. — В результате, продлили срок еще на месяц, но, на самом деле, этот месяц пролетает со свистом. И теперь вопрос — что делать потом? Потому что людей очень активно начинают выселять из гостиниц: наступает туристический сезон и то, что гостиницы могут заработать на украинцах — это, наверное, лишь треть того, что они реально могут заработать на туристах.

Ириша Могир рассказывает, что занимается также организацией встреч с людьми, которые сдают жилье украинцам, чтобы они поделились своим опытом с теми, кто потенциально готов сдавать квартиры в аренду беженцам. Что касается опыта самих беженцев, то он очень разный.

«Я раньше жила в Риге»

Наталья Боброва рассказала, что жила в отеле в самом центре Риги, но в конце мая владелец гостиницы попросил ее и других беженцев съехать.

– Я три месяца жила в Старой Риге в отеле Rixwell, — говорит Наталья. — Там все было отлично — к нам хорошо относились, вкусно кормили, не было никаких проблем, люди там очень хорошие. Я всем довольна была, всех всегда благодарила. Но 25 мая нам сказали, что надо выселяться. Куда — непонятно. Хотя я заселилась туда 3 марта. Думала, что хотя бы до 3 июня смогу пожить. Но нет. Многие начали проситься и их переселили в другие гостиницы. Но, если я в Риге хочу остаться жить, зачем мне опять гостиница?

Отель Rixwell в Старой Риге/rixwell.com

Отель Rixwell в Старой Риге/rixwell.com

Наталья приехала из города Кропивницкий — административного центра Кировоградской области. В ее судьбе есть интересный нюанс — в 90-е годы она уже жила в Риге. Имела статус негражданки Латвии, вышла замуж за украинца, родила здесь сына, а потом уехала с мужем на его родину. Впоследствии отношения с ним не сложились, и они разошлись. С самого начала российской агрессии против Украины Наталья решила, что поедет в Латвию.

– Я не могла морально выдержать эти сирены, — вспоминает она. — И мы очень часто бегали в бомбоубежище — это морально очень тяжело. Я просто не могла там быть, мне плохо было. Сын мой в патрульной полиции работает и когда у нас в телефоне не срабатывало вовремя предупреждение о бомбежках, он нас несколько раз возил в бомбоубежище на патрульной машине.

Что будет дальше — непонятно

В поиске жилья Наталье помогла все та же организация Tavi draugi. Дело в том, что уже спустя месяц после прибытия в Ригу она начала работать волонтером в самом большой центре помощи беженцам на ул. Вентспилс в Риге. Когда там узнали, что Наталью выселяют из отеля, начали искать варианты — куда бы ее поселить. И, к счастью, такой вариант довольно быстро нашелся.

– Меня приняла у себя одна латышская семья, у них двухэтажный дом на три квартиры, и они мне предоставили жилье. Хозяйка мне помогла переехать, продукты мне дали, сегодня поехали — радио мне купили. Я вообще на седьмом небе — говорят, ничего не надо, живите. Даже деньги за аренду не берут.

Далеко не всем постояльцам отеля, с которыми Наталья бок о бок жила почти три месяца, повезло с жильем так, как ей. Она говорит, что большинство расселили по другим гостиницам, но это временное решение — на месяц. Что будет дальше — не ясно. Правда, Наталья говорит, что многие уже собираются уезжать обратно в Украину.

Украина/Evgeny Sosnovsky/Facebook

Украина/Evgeny Sosnovsky/Facebook

– У всех разные ситуации — кто в общежитиях живет, кто вообще непонятно где. У меня вот так хорошо сложилось, может быть, потому что я одна, и я всегда, как говорят, на позитиве — никогда не отчаиваюсь, не думаю о плохом и всегда нахожу выход. И еще не стесняюсь спросить, попросить, если мне что-то нужно.

Сейчас у Натальи все более-менее хорошо, но она хочет обосноваться в Риге надолго — ищет постоянную работу и хочет получить в столице социальное жилье. И да — ей восстановили ее латвийский персональный код, присвоенный тогда, когда она получала паспорт негражданки Латвии.

Рига делает все, что может

Между тем, беженцы из Украины продолжают прибывать в Латвию и число проблем с оказанием им поддержки не уменьшается. О том, какова сегодня ситуация в Риге с размещением украинцев и оказанием им помощи на муниципальном уровне мы попросили рассказать директора Департамента благосостояния Рижской думы Ирену Кондрате.

– Хватает ли всем прибывающим мест для размещения?

– Рига переполнена уже давно также, как и все большие города. Но мы стараемся решать эти вопросы. Приезжает человек и он, конечно, обращается в самоуправление. Размещением занимается у нас муниципальная полиция и, конечно, сейчас это очень сложно. Люди стараются остановиться в большом городе, если не собираются переезжать куда-то дальше. Они, в первую очередь, думают о трудоустройстве и понятно, что смотрят на Ригу.

– А какой потенциал в плане рабочих мест в Риге для украинских беженцев?

– Рига уже провела две специальных биржи труда для украинцев на ул. Калькю, 1, где расположен Центр поддержки беженцев. И с очень хорошими результатами. Здесь надо понять, как мы теперь уже это видим, немножко разницу в понятии трудоустройство. Потому что, есть люди, которые сами интенсивно ищут работу и используют те услуги, которые предлагает самоуправление, есть люди, которые еще не понимают, что им нужно и что они будут делать. Разумеется, такая биржа труда, которая организуется по всем известному адресу — это очень хороший вариант для всех.

– То есть, люди находят реальную работу?

– Да, конечно.

– Насколько критично для беженцев будет прекращение государственной поддержки по окончании 120 дней?

– Здесь не может быть никакого другого мнения — люди, которые бежали к нам от войны, должны получать поддержку. Мы, как самоуправление, смотрим на те возможности, которыми располагаем для этого, но, если государство приглашает сюда людей и обязалось им помогать, то оно должно и эту помощь оплачивать. На данный момент мы выплачиваем украинцам пособия и оказываем социальную помощь за муниципальные деньги, которые потом в наш бюджет государство возвращает. Правда, делает это очень медленно. Если и дальше государство продолжит выполнять свои обязательства, то и мы, конечно, продолжим предоставлять помощь беженцам.

– Что происходит, когда у них заканчивается указанный в законе срок поддержки?

– Тогда вступает в силу другой порядок социальной помощи — такой же самый, как для всех нуждающихся в этой помощи жителей Латвии. Они просто приходят в социальную службу, и мы начинаем им помогать, как и другим жителям Риги. Главное, что они должны сделать — это открыть латвийский банковский счет. Потому что, согласно поправкам к закону, вступившим в силу в конце мая, с 1 июля деньги социальной поддержки можно будет получать только на банковский счет, открытый в Латвии.

Все остальное — как и для местных жителей. Если человек соответствует критериям для получения социальной помощи, он ее получает.

– Такие опции, как бесплатное питание и жилье пропадают после того, как заканчивается срок государственной поддержки?

– В данный момент еще много неясных вопросов, которые рассматриваются — государство беседует с самоуправлениями минимум по два раза в день. То, что относится к нашей компетенции, то человек, который регистрируется в социальной службе, по выданной справке может получать так называемые европакеты помощи, где есть и продукты питания, и гигиенические товары, и детские.

Что касается бесплатного жилья, то эта услуга может быть скорректирована в сроках. Но многое зависит от того, какое это жилье. Есть, например, отели и хостелы, в которых муниципалитет продолжает оплачивать проживание беженцам, и они там остаются даже по истечении 90-дневного срока. А есть такие, кто больше этого времени не разрешает проживание. Тогда мы ищем варианты и стараемся сделать все, чтобы без жилья никто не остался.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.