Эту колонку для нас написал историк, доктор Александр Фридман, который преподает историю стран Восточной Европы в университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе. Текст был написан 23 февраля. В ночь на 24 февраля Путин отдал приказ о введении войск в Украину.
Почти 56 минут. Именно столько длилось экстренное обращение к российскому народу, которое произнес 21 февраля Владимир Путин. Регулярно вздыхая, временами запинаясь и удобно устроившись в подчеркнуто вальяжной позе, Путин зачитал заблаговременно подготовленный развернутый реферат по истории СССР и Украины.
Исторический экскурс изобиловал искаженными историческими образами и в полной мере отражает травму развала Советского Союза, которую российский президент, похоже, так и не смог преодолеть. В итоге Путин заявил о признании независимости контролируемых пророссийскими сепаратистами «ДНР» и «ЛНР», тем самым фактически оформил отторжение Донбасса от Украины, открыто бросил вызов США и ЕС, а также пригрозил Киеву большой кровавой войной.
История как предлог для отторжения территорий и для военного вторжения в независимое государство в Европе 21-го века? Немыслимо, но не для Владимира Путина и его окружения!
На протяжении последних двух десятилетий Путин стремился представить себя лидером России, который не только хорошо знает и понимает историю своего Отечества и Европы, но и публиковал не лишенные претензий на научность статьи для широкой публики. Путина привлекали польско-советская война 1919/20 гг., польско-германские отношения в 1930-е гг., мюнхенское соглашение 1938 года, пакт Молотова-Риббентропа 1939 года и особенно история Украины.
Выбор тем нельзя назвать удивительным. Он отражает распространенные в России с конца 2000-х гг. антизападные и, в первую очередь, антипольские нарративы и преследует своей целью укрепить российские притязания на Украину с помощью исторических аргументов. В своем обращении к россиянам Путин, по сути, повторил свою версию истории Украины, сформулированную еще в июле 2021 года в скандальной статье «Об историческом единстве русских и украинцев».
Читателей, ожидавших от Путина сбалансированный и всесторонний комплексный анализ противоречивой истории Украины, ждало разочарование. Наработки современной историографии автор вынес за скобки, а многие исторические события попросту вырвал из контекста. В своих изысканиях Путин опирается на мифы российской царской, советской и постсоветской историографии, которые возводятся в ранг «объективный фактов». Путинский взгляд на Украину страдает однобокостью и предвзятостью, он ориентирован исключительно на Россию, а сам президент не брезгует откровенным национализмом.
Столетия российское владычества над Украиной преподносятся как «золотой век» украинской истории, а украинский национализм 19 и 20 веков уничижительно критикуется. Сегодняшняя Украина низводится до искусственно созданного большевиками образования, находящегося под внешним (западным) управлением и превратившегося в своеобразную «Анти-Россию». В последнее время к надуманным обвинениям против Украины добавился еще и «геноцид» русского (русскоязычного) населения Донбасса.
К прошлому Украины, как, впрочем, и России Владимир Путин подходит избирательно.
Руссификация Украины в царской России и в СССР и ужасный голод начала 1930-х гг. упоминаются лишь между делом, а о сталинских чистках в Украине Путин и вовсе предпочитает не вспоминать.
Он критикует национальную политику большевиков, но сам действует при этом в худших традициях сталинской историографии, подгоняя «факты» под свои центральные тезисы: восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – один народ и единое целое с одной историей, религией и культурой. Украина и Беларусь – исторические территории России, которые обязаны остаться в российской сфере влияния. Именно этим и обосновывается политика России по отношению к Украине. И хотя речь о присоединении этой страны к России открыто (пока) не идет, Путин принципиально отказывает демократической, свободной, ориентированной на Запад Украине в праве на существование.
Если появление ревизионисткой статьи летом 2021 года вызвала у многих наблюдателей недоумение, то после обращения к россиянам становится очевидно, что статья была лишь одним из этапов антиукраинской кампании, которая привела к драматическому обострению ситуации в начале 2022 года.
Почему же именно сейчас? Взгляд Путина обращен назад. Российский президент был, есть и останется человеком из 20 века, который с упорством достойным лучшего применения пытается повернуть вспять маятник истории. Тем временем прежде всего в Украине, но в Беларуси и даже в России становится все больше выросших в постсоветское время людей, которым чужд путинский взгляд на историю и которые отвергают его. И Путин чувствует, что его время уходит. Он не может больше ждать и, пытаясь добиться исторического реванша, идет ва-банк.