Польша объявила о желании возвести стену на границе с Беларусью. Литва тоже готова строить заграждение на восточной границе — уже определены детали проекта. А кто первым придумал отгородиться от проблемного соседа? И насколько эффективным может быть такое решение?
Императоры-первопроходцы
Мечте о непроницаемой границе примерно столько же лет, сколько самой человеческой цивилизации. Стоило некоторым прогрессивным homo sapiens отказаться от кочевого образа жизни и перейти на оседлое земледелие, как у них сразу же возник неразрешимый конфликт с не желавшими тяжело работать, но все еще желавшими вкусно питаться кочевыми соседями. И если верить археологам, то первоначально преимущество было не на стороне земледельцев. Сильные и закаленные кочевники регулярно уничтожали первые оседлые поселения, безжалостно расправляясь с их обитателями.
Несмотря на кратковременное преимущество, будущего у кочевников все равно не было. Регулярное питание и наличие пищевых резервов обусловили стабильный рост оседлых поселений, тогда как кочевое племя сильно прибавить в численности не могло по определению. Так что через несколько веков глобальной угрозы новому укладу жизни номады уже не представляли — нам известно не так уж много случаев, когда вторжение кочевников привело бы к полному уничтожению развитой земледельческой цивилизации. Ну а там, где кочевники доставляли больше всего неприятностей, цивилизация шла на крайние меры.
В III в. до н.э. император Цинь Шихуанди, утомленный набегами диких хунну, повелел возвести сооружение, известное нам как Великая Китайская стена. На строительстве было задействовано более миллиона (!) человек. Стена достраивалась и перестраивалась на протяжении всей истории Китая, а ее совокупная протяженность в итоге составила почти 21 тысячу километров. Средняя высота Стены равняется 7 метрам, толщина составляет 6,5 метров. Строилась она преимущественно из утрамбованной земли, которую склеивали рисовой мукой.
Великая Китайская стена в наши дни
«Земляной дракон», как назвали Стену сами китайцы, потребовал от Поднебесной гигантских усилий, которые, по большому счету, не окупились. Беглого взгляда на карту Стены достаточно, чтобы понять ее бесполезность — ее легко можно обойти, чем в свое время с удовольствием воспользовались и хунну, и монголы, и маньчжуры. Некоторые современные историки вообще предлагают отказаться от традиционных представлений о назначении Стены и утверждают, что китайцы строили ее для защиты не от злых людей, а от злых духов. Косвенным доказательством этого являются заборы, которые в китайских деревнях с теми же целями строят вокруг домов и по сию пору.
Куда успешнее выполнял свои функции легендарный Адрианов вал, построенный римлянами для защиты от нападений варваров-пиктов. Вал был возведен в правление императора Адриана и полностью пересекал Британию с запада на восток в одном из ее самых узких мест.
Общая протяженность стены составляла смешные для китайцев 117 километров, но зато построена она была не только из земли и торфа, но и из камня, а еще ее дополняли рвы, сторожевые вышки и форты с постоянными гарнизонами. Пиктам несколько раз удавалось прорваться через вал, но в целом со своей задачей он справлялся весьма неплохо. Разрушили его не враги, а время — когда Рим ослаб и легионам пришлось покинуть Британию, местные жители с удовольствием растащили вал на стройматериалы. Сейчас от величественного сооружения осталось лишь несколько охраняемых государством участков, а также меметичная ледяная Стена из «Игры престолов», созданная Джорджем Мартином как раз по образцу Адрианова вала.
Современность: стены, которые сработали
В Средневековье и Новое время идея стены понемногу утратила актуальность: диких кочевников почти не осталось, а заметной миграции населения не фиксировалось со времен Великого Переселения Народов. Просвещенные деятели XIX века наверняка бы сказали, что больше никаких стен никто строить не будет.
Все изменилось в безумном ХХ веке с его мировыми войнами, международным терроризмом, транспортной революцией и беспрецедентной мобильностью населения. Стены не просто вернулись — одна из них и вовсе стала одним из главных символов эпохи. Речь, конечно же, о стене, на добрых три десятка лет отделившей Восточный Берлин от Западного.
В начале шестидесятых отношения между СССР и США накалились до предела. Мир несколько раз оказывался в шаге от ядерной войны, причем один из кризисов был напрямую связан с Берлином. Учитывая это, а также набравшее обороты «голосование ногами» (за один только 1961 год «коммунистический рай» покинули 200 тысяч восточных немцев), власти ГДР и СССР пошли на крайнюю меру. 13 августа 1961 года они соорудили между Восточным и Западным Берлином стену, которую сами обозначили как «Антифашистский вал». На Западе ее куда чаще называли «Стеной позора».
Берлинская стена представляла собой 155-километровый бетонный барьер высотой 5 метров. Не имелось недостатка в колючей проволоке, кое-где был проведен электрический ток. По периметру стену патрулировали пограничники со специально обученными собаками. В начале семидесятых был издан указ, разрешавший пограничникам открывать огонь по любому, кто попытается бежать на Запад. Считается, что за время существования стены было убито минимум 140 человек, а еще для 5 тысяч побег закончился успешно. Сейчас в Берлине есть интереснейший музей Стены, в котором можно узнать про самые экстравагантные способы бегства — например, на воздушном шаре или через канализацию.
Несмотря на явную антигуманность сооружения, следует признать, что свою главную задачу оно выполняло успешно — поток беженцев на Запад существенно сократился, что, впрочем, никак не отменяло общей обреченности ГДРовского проекта.
В наши дни едва ли не самыми качественными стенами может похвастаться Королевство Марокко. Причем, что интересно, подобных систем там сразу две: одна должна не пускать беженцев на территорию Марокко, а вторая не должна пускать самих марокканцев на территорию ЕС. Впрочем, обо всем по порядку.
В 1975 году Испания отказалась от колоний в Африке, оставив под контролем только анклавы Сеута и Мелилья. Испанские территории в Западной Сахаре перешли под контроль Марокко и Мавритании, что не очень устроило местных жителей. Они начали массово вступать в организацию ПОЛИСАРИО и с оружием в руках бороться за независимость Западной Сахары. Мавритания под таким напором не сдюжила и отказалась от претензий на Сахару, но ее долю тотчас перехватили марокканцы, оказавшиеся не такими уступчивыми. В 1981 году они приступили к созданию вала, направленного на борьбу с боевиками ПОЛИСАРИО, который в наши дни разросся до комплекса из восьми оборонительных линий общей протяженностью 2500 километров. Сделано все по последнему писку моды: много бетона, колючей проволоки, минных полей и специальных радаров для раннего реагирования на несанкционированное проникновение. «Великая Марокканская Стена» практически непроходима, в результате чего в наши дни о гремевшем в восьмидесятые ПОЛИСАРИО знают только специалисты.
Слева: стена Мелильи, справа — Сеутская стена
Несмотря на обеспеченную стеной безопасность, многие марокканцы все еще не против покинуть страну, тем более на их стороне в этом вопросе сама география. Как отмечалось выше, Марокко граничит с двумя испанскими городами — Сеутой и Мелильей, то есть чтобы попасть в ЕС, марокканцу достаточно просто проникнуть в один из этих населенных пунктов. Разумеется, это быстро сделало Сеуту настоящей Меккой для контрабандистов и незаконных мигрантов, из-за чего в 1993 году город был окружен восьмикилометровой стеной. Ее высота составляет 6 метров, повсюду уже привычная читателю колючая проволока, а также датчики шума и движения. Преодолеть Сеутскую Стену архисложно, поэтому противоправная деятельность на этом участке фактически сведена к нулю. Хотя в 2017 году несколько бедолаг пытались перелезть через стену при помощи башенных кранов.
Отлично работают и построенные Саудовской Аравией стены на границах с Ираком и Кувейтом. Первую возвели в 2014 году, когда лидер террористической группировки ИГИЛ Абу-Бакр-аль-Багдади объявил, что не признает династию Саудов и намеревается ее свергнуть. Начинается Саудовская стена с песчаных барьеров, за ними следует 900-километровый стальной барьер, потом минные поля и заграждения из колючей проволоки. Также саудовские пограничники имеют в распоряжении несколько десятков новейших радарных систем SPEXER 2000. Если потенциального нарушителя границы не остановит даже это, то он будет встречен гостеприимной группой из 240 броневиков с тяжелым вооружением.
По самым скромным оценкам, стоимость Саудовской стены составляет около 500 миллионов долларов.
Современность: стены, которые не помогли
Резюмируем: сама по себе идея стены, несмотря на некоторую архаичность, выглядит вполне рабочей. Нужно лишь соблюсти несколько условий:
1) стена должна перекрывать все доступы к цели;
2) она не должна иметь брешей и обходных путей;
3) она должна быть оборудована по последнему слову военной инженерии.
Если по всем трем пунктам этого чек-листа у вас «плюс», то преодолеть вашу стену практически невозможно и единственным минусом проекта остается его дороговизна.
Если же по какому-либо из пунктов у вас недочеты, то стена может как минимум не решить ваших задач, а как максимум оказаться бесполезной. Такие примеры в современном мире тоже есть.
Вряд ли кто-то из читателей не слышал о Стене Трампа, ставшей одним из краеугольных камней предвыборной кампании одиозного политика. На самом деле, американо-мексиканский барьер начал возводиться еще в 1993 году, а при Трампе его размер почти не увеличился. В наше время протяженность заграждений на границе между Мексикой и США составляет чуть больше тысячи километров, что звучит неплохо, если не знать, что длина всей границы превышает три тысячи километров. Таким образом, у мексиканцев остается масса вариантов по преодолению границы и особых проблем с этим у самых ушлых их них по-прежнему не возникает.
Граница Мексики и США в Тихуане
Не решает поставленной перед ним задачи и трехметровый забор на границе Ирана и Пакистана. В свое время Иран вышел на первое место в мире по потреблению опия, после чего власти забили тревогу и распорядились затруднить доступ в страну афганского наркотрафика, проходящего через Пакистан. Военные построили 700-километровый барьер, но к серьезному сокращению наркооборота это не привело, виной чему в том числе и повальная коррумпированность местных пограничников.
Еще одним примером не самого удачного заслона является 10-километровая Стена на единственном сухопутном участке границы между Грецией и Турцией. Его давно облюбовали две большие группы нелегальных мигрантов — турки, желающие пробраться в ЕС, и беженцы из Сирии, Ирака и Афганистана, которым удобно добираться до ЕС через территорию Турции. В 2010 году на подмогу греческим пограничникам, уже не справлявшимся с потоком мигрантов, пришлось присылать подмогу из Брюсселя, а потом было принято решение возвести стену. Решение довольно сомнительное, ведь совсем рядом граница проходит по 200-километровой реке Марица, которую летом можно довольно спокойно переплыть, а зимой и вовсе перейти по льду, так что радикально количество нелегальных мигрантов на греко-турецкой границе не сократилось.
***
Если вернуться к инфоповоду, ставшему толчком для написания этой статьи, то становится очевидно, что план Варшавы и Вильнюса вполне может сработать. Стена на границе с Беларусью действительно в состоянии закончить миграционный кризис, а единственным минусом такого решения выглядит цена вопроса.
Евгений Лешкович, магистр исторических наук. Больше текстов автора — в его блоге на Яндекс. Дзен.